Социально - психологические аспекты интеграции студентов-мигрантов.
Во всем мире система образования является одним из важнейших социальных институтов, адаптирующих людей к меняющимся условиям.
На сегодняшний день, в российском обществе, как в поликультурном пространстве, наиболее остро встают вопросы национального самосознания, демократичного поведения, взаимоотношений этносов (доминирующих и уступающих по численности в конкретной местности), выходят на уровень вопросов определяющих процессы централизации и децентрализации в государстве, стабильности и нестабильности в российском обществе, как в поликультурном пространстве.
Соответственно, следует учитывать, что проблематику социального включения мигрантов нельзя рассматривать в отрыве от проблематики национальной интеграции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Прежде чем ставить вопрос об «интеграции мигрантов», необходимо задаться вопросом о том, насколько «интегрированным» является само общество, интегрироваться в которое должны мигранты.
Хотя на долю иностранных студентов приходится около 3 % от общемирового числа студентов, их миграция оказывает заметное воздействие как на страны их происхождения, так и приема.
Прием иностранных студентов служит важным каналом привлечения высококвалифицированных специалистов, являющихся одним из важнейших ресурсов развития экономики знаний.
Чрезвычайно важным фактором процесса интеграции (точнее, фактором, препятствующим интеграции) является отношение принимающего общества к студентам - мигрантам.
В этой связи выделяются два момента:
- дискриминация;
- проявления ксенофобии и расизма.
Неготовность общества признать, что Россия превратилась в страну иммиграции, проявляется в крайне неблагоприятной атмосфере, сопутствующей публичному обсуждению иммиграционной проблематики.
В отличие от большинства западноевропейских стран, где эта проблематика находит в целом сбалансированное освещение в СМИ, для российских дебатов на эту тему характерно доминирование агрессивной и деструктивной тональности.
В сегодняшней России такие концепты, как «право на идентичность» (или «право на различие»), крайне непопулярны. На уровне лиц, принимающих решения, подобные понятия вызывают, как правило, скепсис, а на уровне гражданского общества – категорическое неприятие.
Условием полноценного включения новых членов в жизнь общества является доверие. Практика других стран показала, что эмигрантское население только тогда почувствует себя «дома» в новом окружении, когда перестанет сталкиваться со случаями проявления двойных стандартов, а также отторжения и/или агрессии.
Отсюда проистекает вывод о значимости позитивной общественной атмосферы.
Следует учитывать, что огромное значение в процессе интеграции новоприбывшего населения имеют средства массовой информации.
Именно от СМИ – от отбора освещаемых фактов и способа их интерпретации – зависит, будет ли общественная атмосфера благоприятной для продуктивного взаимодействия принимающего и новоприбывшего населения.
Важно охватить как можно более широкие группы населения, в особенности молодёжь и специалистов, которые могут повлиять на более позитивное восприятие миграции в Москве и в российском обществе в целом.
Вузовское образование выступает как дополнительный социальный лифт, необходимый для успешной карьеры, а тем самым и для успешной интеграции.
Анализ исследований социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, показывает, что по сравнению с трудовыми мигрантами студенты, приезжающие из других государств, имеют реальные возможности для взаимодействия со сверстниками -студенческой молодежью вуза в процессе обучения, практики, внеаудиторных мероприятий.
Созданная в последние годы во многих учреждениях высшего профессионального образования система сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников, позволяет студентам, в том числе и студентам-мигрантам из стран СНГ, быстрее и успешнее влиться в студенческую группу, найти среди однокурсников друзей, ознакомиться с вузовской системой обучения, понять требования, предъявляемые вузом и преподавателями к новым студентам, быстрее пережить «культурный шок» и адаптироваться к новым социокультурным условиям.
Гармонизация образовательных стандартов и растущая доступность зарубежных учебных программ и курсов способствуют расширению круга студентов, заинтересованных в учебе или продолжении образования в России. Таким образом, интернационализация учебного процесса служит мощным акселератором студенческой миграции, делает ее одним из наиболее динамично растущих потоков современных передвижений.
Наряду с этим, активизации межстрановых перемещений студентов также способствуют глобализация экономики и рынка труда, удешевление расходов на транспорт и коммуникации, рост спроса населения на образовательные услуги, который зачастую не способны удовлетворить местные системы образования, и увеличение его потребностей в приобретении знаний и квалификации за рубежом, либерализация регулирования миграции в этой сфере и др.
На географию студенческой миграции огромное влияние оказывает лингвистический фактор, а именно язык, на котором говорят и преподают в стране обучения.
Немалое значение зарубежные студенты придают гибкости учебных программ и курсов, возможности использования кредитно-модульной системы между вузами родины и страны обучения, ясности квалификационных требований для получения диплома или ученой степени и т. п.
Среди прочих факторов, на направления студенческих потоков оказывают влияние географическая близость родины и страны обучения, исторические, экономические и культурные связи между ними, возможности последующего трудоустройства на родине или в стране обучения и др.
Дополнительную привлекательность конкретным странам придает обеспечение ими социального страхования студентов, предоставление жилья в университетских кампусах, оказание консультационных услуг по вопросам обучения и другим аспекта жизни в этой стране, языковая поддержка и др.
Безусловно требуются новые стратегии, которые, с одной стороны, учитывали бы возрождающееся гражданское общество, демократические преобразования во всех сферах жизнедеятельности государства, а с другой – предлагали бы способы гармонизации интересов самых различных человеческих сообществ.
Очевидно, что наше многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.
Все это обосновывает значимость современного поликультурного подхода, педагогические возможности которого позволяют формировать человека культуры, творческую личность, обладающую активной гражданской позицией, способную к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Научный статус поликультурного подхода определяется исследованием образования в качестве внутреннего стержня культуры, интегрирующего элемента всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания.
Содержание поликультурного образования строится, таким образом, вокруг четырёх ориентиров:
- социокультурной идентификации личности.
- освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде.
- воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению
- развития навыков социального общения.
Можно сказать, что поликультурное образование предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности студентов - иммигрантов и студентов принимающей стороны.
Снижение активности государства в вопросах регулирования интеллектуальной эмиграции чревато негативными последствиями:
- Потерей интеллектуальной элиты, в том числе потенциальной;
- Усилением несбалансированности профессиональной структуры высококвалифицированных специалистов;
- Ростом масштабов потерь национальной интеллектуальной собственности;
- Недоиспользованием в национальных целях профессиональных знаний, приобретённых на родине.
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально - экономического развития требуют системного обновления и развития задач и механизмов регулирования внешней образовательной и академической мобильности. При этом следует учитывать, что образовательная иммиграция — это источник интегрированных в стране иностранных граждан, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных высококвалифицированных граждан России.