Презентация для педагогов-психологов

Мария Александровна Сухаревская

В работе педагога-психолога много разных методов и приемов.. делюсь своим опытом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

X ФЕСТИВАЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ «У МАРИНКИНОЙ БАШНИ» 29-30 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА «ОТВЕЧАЯ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ» «Методы интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога» Сухаревская Мария Александровна- педагог-психолог МБОУ "ЦО №2 имени В.Г. Короленко«, Богородский г.о . 2022 год

Слайд 2

Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 3

Основные методы рефлексии Выделяют ряд основных методов рефлексии: Метод личностной рефлексии. Метод интеллектуальной рефлексии. Метод актуализации. Метод интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога основывается на мышлении и его развитии в процессе взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимися, педагогами, родителями обучающихся. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является коммуникативная деятельность, собственные практические действия (в том числе профессиональные, учебные, воспитательные), поведение в различных ситуациях, социальная активность и т.д. Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов взаимодействия по поводу ситуации, события, действия и т.д. В современной психологии: « Рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности.

Слайд 4

Формы проведения интеллектуальной рефлексии:

Слайд 5

Важ н ое у словие , у ч астие всех субъектов в процессе рефлексии , в противном случае весь механизм рефлексии оказывается мало эффективным , не достигает планируемого результата . Проведение интеллектуальной рефлексии Интеллектуальная р ефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме : у стная инт . рефлексия - обнародование собственной позиции , ее соотнесение с мнениями других людей ( диалог , дискуссия ) имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников . ( Пример : « Двухрядный круглый стол » ) . п исьменная инт . рефлексия - наиболее важная для личности , особенно развивающейся личности в стадии становления , позволяющая научиться « выражать мнение в социально-приемлемой форме , строить обоснование и доказательные суждения, делать выводы и умозаключения .

Слайд 6

Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, обращающее к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу. Бортовой журнал " - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. Различные виды дневников ("отложенная" рефлексия) : обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие (Пример: «Дневник эмоций»). Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы.

Слайд 7

« Двухрядный круглый стол »: цель - обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников .

Слайд 8

Практические приемы Письменное или устное интервью; Анкета самоанализа: - вариант 1, вариант 2- «Н аш день (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…», вариант 3 – «Сегодня я…» ; Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…; «Плюс-минус-интересно»; Мини эссе; Письменная дискуссия.

Слайд 9

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои мысли и чувства. Навыкам рефлексии надо обучать, и начинать обучение необходимо с первых дней в школе. Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии: «Без маски» «Да» «Автопортрет» «Карусель» «Комиссионный магазин» Три имени и др.

Слайд 10

Из личного опыта . Интеллектуальная рефлексия « Афишная тумба » (11-14 лет ). При необходимости пояснить детям понятие « Афишная тумба , привести пример ». На доске – рисунок афишной тумбы и надпись - „ Афишная тумба “. Ниже – столько надписей , сколько Вам необходимо ( Мне было интересно ….., Я узнал ….) и так далее , в зависимости от того , что Вы хотите проанализировать . Вы просите детей написать на листах бумаги продолжение предложений и прикрепить на доску , получается " афишная тумба ". Используется как прием на любом этапе занятия , согласовав смысловую составляющую . Эффективно использовать на развивающих и адаптационных занятиях , при переходе от одного этапа к другому и т.д .

Слайд 11

Интеллектуальная рефлексия – это осмысление процесса , способов и результатов мыслительной работы , практических действий , результатов , образов действий и окружающей действительности ( способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации , выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления , сознания и различных видов деятельности ).

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!