Особенности самосознания студентов-психологов с различным отношением к будущему

Позднякова Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены особенности самосознания студентов-психологов с различным отношением к будущему. Изучаются особенности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов самосознания студентов психологов с различным отношением к будущему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности самосознания студентов-психологов с различным отношением к будущему

Аннотация: в статье рассмотрены особенности самосознания студентов-психологов с различным отношением к будущему. Изучаются особенности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов самосознания студентов психологов с различным отношением к будущему.

Ключевые слова: самосознание, компоненты самосознания, отношение к будущему, студенты-психологи.

Обучение будущих профессионалов, которое соответствовало бы актуальным социальным и экономическим аспектам, является одним из важнейших и актуальнейших направлений развития системы высшего образования. Сегодня студенту-психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания в рамках обучения в высшем учебном заведении - это актуальная проблема.

По мнению В.В. Белова, содержание личности, её природа, может быть понята, если будут изучаться её вершинные проявления, так как содержание личности зависит от уровня развития. С точки зрения системно-эволюционного подхода личность как вершинный вариант эволюции систем представляет собой результат постепенного усложнения систем от гомеостатических через целеустремленные к целенаправленным, а от них через самодетерминирующиеся к саморазвивающимся систем [1].

Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Общая тенденция формирования личности проявляется в развитии когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов самосознания [8].  

Известно, что временная транспектива меняется в течение жизненного пути человека и в каждом возрастном периоде имеет свою специфику. Для этапа юношества характерна ведущая роль будущего в картине жизненного пути, поскольку именно в этот период времени идет активный процесс профессионального становления личности. Будущее становится частью сознательного плана жизни. Таким образом, исследование отношения к будущему позволяет выявить те характеристики личности, которые относятся к структуре самосознания личности, влияют на ее социализацию, а также специфические параметры восприятия событий, в некоторой степени детерминирующие саморазвитие, самоидентификацию и построение жизненной перспективы [3].

Теоретическим исследованием данной работы является: концепция временной перспективы Ф. Зимбардо, концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Э.Ф. Зеера, концепция самосознания И.И Чесноковой и системно-эволюционный подход к изучению личности В.В Белова.

Цель работы: изучить особенности самосознания студентов-психологов с различным отношением к будущему.

В данном исследовании приняли участие студенты 2 курса очного отделения факультета психологии. Количество испытуемых в выборке – 26 человек (8 юношей и 18 девушек).

В исследовании было использовано 6 психодиагностических методик:

  1. Особенности субъективного восприятия времени студентов-психологов изучались с помощью методики «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман);
  2. Эмоциональный компонент самосознания изучался с помощью опросника самоотношения (В.Столин и С.Пантелеев) и теста самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром);
  3. Когнитивный компонент самосознания изучался с помощью методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева);
  4. Поведенческий компонент самосознания изучался с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанов) и опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова).

По показателю среднего балла методики «Семантический дифференциал времени» студенты были разделены на 2 выборки: студенты с повышенным уровнем отношения к будущему (средний балл составляет [1,9; 5,1) – 13 человек); студенты с пониженным уровнем отношения к будущему (средний балл составляет [5,1; 8,3] – 13 человек).

С учетом малой величины выборок (13 и 13 человек) и ненормального распределения для сравнительного анализа данных был выбран непараметрический U критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Все статистические расчеты осуществлялись с использованием программ, входящих в MS Office, а также в программе SPSS Statistics Base.

При анализе результатов исследования было проведено сравнение данных по двум выборкам – группы студентов с повышенным уровнем отношения к будущему и группы студентов с пониженным уровнем отношения к будущему.

По данным методики «Семантический дифференциал времени» были выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Эмоциональная окраска времени» (U=17,5 при p≤0,01), «Величина времени» (U=27,5 при p≤0,01), «Структура времени» (U=18 при p≤0,01), «Ощущаемость времени» (U=31 при p≤0,01).

Данное различие указывает на то, что студенты с повышенным уровнем отношения к будущему обладают удовлетворенностью актуальной жизненной ситуацией, имеют оптимистичное видение окружающего, по сравнению со студентами с пониженным уровнем отношения к будущему. В значительной степени у них более выражена смысловая наполненность времени, насыщенность связанных с ним переживаний, которые преимущественно носят положительный характер [2].

По данным опросника самоотношения (В.Столина, С.Пантелеева) были выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Шкала S» – чувство «за» или «против» собственно «Я» (U= 13 при p≤0,01), «Шкала I» – самоуважение (U= 44 при p≤0,05), «Шкала III» – ожидаемое отношение от других (U= 7 при p≤0,01), «Шкала IV» – самоинтерес (U= 43 при p≤0,05), «Шкала 1» – самоуверенность (U= 20 при p≤0,01), «Шкала 2» – отношение других (U=10 при p≤0,01), «Шкала 6» – самоинтерес (U= 35 при p≤0,01).

Студенты с повышенным уровнем отношения к будущему более выражено оценивают собственную значимость, верят в свои силы, способности, самостоятельность, оценивают свои возможности и контролируют собственную жизнь. А также склонны к постоянному изучению своего внутреннего мира, своих воспоминаний, к анализу собственных возможностей, личностного и субъектного потенциала. У них более развит интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других [7].

По данным теста самоактуализации (САТ) были выявлены статистически значимые различия по шкале «Ценностная ориентация» (U= 50,5 при p≤0,05).  

Это говорит о том, что у студентов с повышенным уровнем отношения к будущему более развит элемент структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в устойчивых целях, идеалах, убеждениях, интересах. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций,обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций, характерная для выборки студентов с пониженным уровнем отношения к будущему, порождает непоследовательность в поведении [6].

По данным методики личностного дифференциала были выявлены статистически значимые различия по шкале «Активность» (U= 23 при p≤0,01).

Шкала активности свидетельствует о экстравертированности выборки студентов с повышенным уровнем отношения к будущему. Значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Студентам с пониженным уровнем отношения к будущему, наоборот, свойственны противоположные значения, направленные на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции [6].

По данным опросника «Стиль саморегуляции поведения» были выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Планирование» (U= 25 при p≤0,01), «Программирование» (U= 39 при p≤0,01), «Оценивание результатов» (3= 24 при p≤0,01), «Общий уровень саморегуляции» (U= 3 при p≤0,01).

Данные указывают на то, что студенты с повышенным уровнем отношения к будущему более самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. А также они могу легче овладевать новыми видами активности, увереннее чувствовать себя в незнакомых ситуациях. У студентов с пониженным уровнем отношения к будущему потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения менее сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей [5].

По данным опросника «Самоорганизации деятельности» были выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Планомерность» (U= 14,50 при p≤0,01) «Целеустремленность» (U= 24 при p≤0,01) «Настойчивость» (U= 31 при p≤0,01) «Самоорганизация» (U= 36 при p≤0,01).

Студенты с повышенным уровнем отношения к будущему достаточно планомерны, предпочитают последовательно реализовывать поставленные цели, имеют более развитые навыки тактического планирования. Они целеустремлены, целенаправленны, имеют развитую волю, а также обладают высоким уровнем самоорганизации. В свою очередь, студентам с пониженным уровнем отношения к будущему сложнее даются навыки планирования, им может быть не свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют особенности самосознания у студентов с различным отношением к будущему. Полученные данные свидетельствуют о ясности и упорядоченности представлений студентов с повышенным уровнем отношения к будущему о соответствующем периоде времени, преобладании ощущения прогнозируемости, структурированности, подконтрольности событий. Студенты с повышенным уровнем отношения к будущему обладают активной жизненной позицией, верят в свои силы, способности, самостоятельность, оценивают свои возможности, обладаю общительностью, импульсивностью, гибкостью и адекватно реагируют на изменение жизненных условий.

В свою очередь, студентам с пониженным уровнем отношения к будущему сложнее даются навыки планирования, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Для них характерна непоследовательность в поведении, интровертированность и спокойные эмоциональные реакции.

Список литературы:

  1. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход / В.В.Белов// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017 , 43-56с.
  2. Вассерман Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов / авт.-сост. Л.И. Вассерман, - СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. -43 с.
  3. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь /; [Пер. с англ. В. Белоусов и др.]. - 16-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 954 с.
  4. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) /Психологическая диагностика, 2010, №2. С. 87 – 111с.
  5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
  6. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала: методики и тесты / - Самара. Бахрам-М, 2007.Т.2. -2007. -559с.
  7. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
  8. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. -144 с.