Конспект занятия с родителями «Скоро в школу. Развитие эмоционального интеллекта»

Зинченко Анна Михайловна

Для повышения уровня психологических знаний, формирования важности развития эмоционального интеллекта детей было проведено зянятие для родителей детей подготовительной к школе группы. Участники познакомились с базовыми эмоциями, научились определять их, узнали приёмы формирования эмоционального интеллекта при общении с ребёнком. Составление портрета эмоционально благополучного ребёнка помогло взглянуть со стороны на личностные качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект Скоро в школу-эмоции154.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие с родителями

«Скоро в школу. Развитие эмоционального интеллекта»

Цель:  повышение компетенций родителей в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить родителей с базовыми эмоциями, формировать умение определять их.
  2. Побудить использовать приёмы формирования ЭИ при общении с ребёнком.

Материал: изображение базовых эмоций по Изарду; контур ребёнка на листе формата А3; 5 кругов различного цвета, клей-карандаш, фломастер по числу участников; видеозапись загадок о школьных понятиях (урок, звонок, перемена и др.)

Ход занятия:

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители, очень рада вас видеть! Я предлагаю познакомиться друг с другом. Представьтесь и продолжите фразу «Когда я пошёл в первый класс, я помню, что…

У каждого из нас свои воспоминания. Сейчас мы немного погрузились в детство и вспомнили о школе. Совсем скоро наши дети станут первоклассниками и у них появятся свои воспоминания. Начало обучения – очень напряжённый период. Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, практически не связанных с его предыдущим опытом, но требующих  максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Такая нагрузка оказывает огромное влияние на организм ребёнка. Первоклассники находятся в информационном, эмоциональном стрессе.

Именно поэтому под готовностью к школе понимается тот уровень интеллектуального, физического, эмоционального развития, при котором требования системного обучения не приведут к нарушению здоровья и психического развития ребёнка. Современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, кто обладает вполне определёнными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети.

Сегодня я хочу подробнее остановиться на вопросе эмоционального развития. К 7-ми годам ребёнок знает и понимает свои эмоции, учится контролировать их и может направлять волевые усилия для достижения целей. Ни для кого не секрет, что наши замечательные дети обладают яркой индивидуальностью, каждый имеет уникальный набор эмоций, чувств и проявляет их по-своему. И, как отмечают педагоги и специалисты дс, дети не всегда могут управлять своим поведением. В последнее время эмоциональную сферу человека принято называть эмоциональным интеллектом.

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Развивать его лучше в детстве.

Я хочу познакомить вас с 5 способами развития ЭИ.

Для начала важно научить ребёнка прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать? Какие эмоции вы знаете? (ответы)

К.Изард, американский психолог, выделяет 10 базовых эмоций:

  1. Интерес
  2. Радость
  3. Удивление
  4. Гнев
  5. Презрение
  6. Страх
  7. Отвращение
  8. Стыд
  9. Вина
  10. Горе

Конечно, эмоциональный мир живого человека разнообразен. По теории Изарда все остальные эмоции получаются путём смешивания базовых. Интерес+радость=любовь, гнев+радость=зависть и т.д.

Я предлагаю вам создать свой словарик эмоций. У вас на столе лежат 5 кругов, соедините их и сверните пополам, теперь склейте половинки между собой. Получается фигура, напоминающая новогоднюю игрушку. Теперь на развороте каждого круга нарисуйте одну из базовых эмоций. Выберите те, которые ваш ребёнок испытывает чаще всего или, наоборот, те, которые он не может контролировать и понять. Словарик будет шпаргалкой для определения эмоций, его можно будет дополнить, и носить с собой в кармане.

Итак, теперь мы умеем определять свои эмоции, у нас богатый «эмоциональный» словарь. Осталось помочь ребёнку научиться проявлять их. Первый шаг – уметь выслушать ребёнка. Рассмотрим несколько позиций диалога родителя и ребёнка. Для участия нужно двое родителей. Один из вас будет родителем, другой – ребёнком. Мама спрашивает о прошедшем дне в дс, а ребёнок сообщает о неприятности, случившейся с ним (подрался, обидели или обидел сам, поругала воспитатель). Но разговаривать вы будете в разных положениях.

  1. Мама сидит, ребёнок стоит.
  2. Ребёнок сидит, мама стоит.
  3. Оба сидят или оба стоят.

Выскажитесь, с позиции мамы, когда вам было комфортнее разговаривать с ребёнком? Когда, по-вашему, он был предельно откровенен?

А ребёнку какая позиция была комфортнее? Как вы думаете почему?

Эффективным, доверительным общением является общение «на одном уровне», «глаза в глаза».

Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но я сейчас устала (злюсь, огорчена и так далее), что вряд ли я могу тебя выслушать. Давай поговорим через полчаса». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё учиться говорить о чувствах.

Также в формировании ЭИ важно правильно давать оценку, как негативную, так и положительную. Обычные «молодец» и «умничка» могут формировать зависимость. Каждый раз, когда ребёнок что-то сделает, он будет ожидать этой оценки. Предложите свои варианты. (Хорошо придумано! Ты настоящий мастер! Это гениально! На такое приятно смотреть! Это достойно похвалы!) Варианты похвалы есть у вас в раздатках.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.

Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей.

Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.

В этом может помочь игра «Убеди меня». Она учит отстаивать свои интересы, защищать то, что дорого, спокойно принимать критику своих убеждений. Спросите ребёнка, какой рассказ или мультик понравился ему больше всего. И скажите ему, что считаете эту книгу, мультфильм совершенно неинтересными. Позвольте ребёнку переубедить вас.

Следующий способ развития ЭИ – помочь ребёнку справиться с сильными эмоциями. Помогут 3 простых упражнения:

  • Лимон. Представляем, что держим в руке лимон и выдавливаем из него сок, перекладываем в другую руку и снова давим, выдавливаем сок из двух лимонов. И выкидываем их в мусорку, расслабляем руки. Повторяем несколько раз.
  • Обнимашки. Обнимаем себя крепко-крепко и снова расслабляемся.
  • Дыхание. Методика проверена временем и действительно помогает справиться с избытком эмоций. Делаем глубокий вдох через рот, мысленно считаем до 3-х, пауза, выдох через нос под счёт до 3-х, пауза, снова вдох.

Следующий способ – совместное творчество. Играйте, рисуйте, пойте, танцуйте вместе со своим ребёнком. Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

Творчество — мощный инструмент самовыражения. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.

Попробуем составить портрет эмоционально благополучного ребёнка. Каким будет такой ребёнок? (жизнерадостным, активным, уверенным в себе, эмоционально стабильным, устойчивым и др.)

Эмоциональное благополучие формирует самоконтроль, адекватную самооценку, ориентацию на успех, мотивацию к учебной деятельности.

Что может помешать ребёнку быть таким? (болезнь, усталость, чрезмерная нагрузка, неудовлетворённые физиологические потребности: голод, холод, угроза жизни, дискомфорт)

Главное моё пожелание – любите своего ребёнка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательны к его настроению, желаниям. Спасибо вам за активную работу, заинтересованность. Надеюсь, что наша встреча была полезна.

Отметьте, пожалуйста, свои впечатления.

В занятии для меня:

Самым полезным было__________________

Самым бесполезным было_______________

Я бы хотел (а) ещё узнать________________

Ребята приготовили загадки для вас, попробуйте понять о чём говорит ребёнок». (просмотр видеозаписи, родители угадывают)