Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

Алексеева Елена Александровна

Мелкая моторика рук

Субтест . «Вырежи круг» (Приложение 2)

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постарать­ся, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать над­рез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки

  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточ­но плавной — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, на­сколько уверенно и аккуратно он работает.

 

  1. Интеллектуальная готовность

Субтест 3. «Домик» (внимание) (Приложение 3)

Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольно­го внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точ­но такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед ис­пытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь вни­мателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправиль­ного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки

  • Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
  • Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
  • Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве ри-
сунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за-
данного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.

В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примеча­ния» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит каран­даш, как сидит во время рисования и т.п.