Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
Мелкая моторика рук
Субтест . «Вырежи круг» (Приложение 2)
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.
Критерии оценки
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.
- Интеллектуальная готовность
Субтест 3. «Домик» (внимание) (Приложение 3)
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Критерии оценки
- Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
- Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
- Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов. Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неправильное расположение деталей в пространстве ри-
сунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за-
данного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.
В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш, как сидит во время рисования и т.п.




