Большая психологическая игра "Космический полет"

Остерникова Ирина Анатольевна

Конспект психологической игры для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Большая психологическая игра для родителей

«КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ»

Радует то, что в последнее время у родителей растет интерес к проб-леме познания себя, своих психологических особенностей и возможностей. Но человек существует в этом мире не один. И каждый день ним приходится сталкиваться с другими людьми, строить свои взаимоотношения в семье — с детьми, родителями.                                                                                                       Цель: помочь родителям осознать свои личностные особенности, свое эмо-циональное восприятие окружающих людей, а также наладить с ними адек-ватные отношения.                                                                                                          Задачи:
— сплочение коллектива;                                                                            — углубление процесса самопознания;        
— развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации;                     — стабилизация психических процессов, снятие напряжения;         
— проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;         
— повышение познавательного интереса.         
— овладение приемами преодоления сомнений, уверенности в своих силах.
    Психологический результат:         
— благоприятный психологический климат,         
— опыт взаимодействия в коллективе,         
— позитивные отношения между родителями.         
Участники: родители, в количестве 7- 10 человек.                                                    Место проведения: просторная комната с ковровым покрытием, затемнен-ными окнами, звездным полем  на потолке, стеклянный шар в центре ком-наты, креслами.                                                                                                      Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью космической музыки, плакаты с изображением планет, карандаши (ручки с колпачками), ватман, краски, цветная бумага, клей, ножницы.         

ХОД ИГРЫ

        
I. Приветствие                                                                                       Ведущий. Здравствуйте, я рада вас приветствовать на борту нашего корабля и предлагаю совершить уникальную, интереснейшую прогулку по космичес-кому пространству. Нам предстоит совершить полет на Луну, Марс и Юпи-тер.
Приветствие-установка 
Ведущий. Я прошу вас встать в круг, взявшись за руки, сказав друг другу: «Я готов с тобой полететь в космос».

II. Подготовка космонавтов         
Ведущий. Полет в космос требует специальной подготовки. Итак, начнем подготовку в космонавты:         
а) Проверка памяти.        
Упражнение «Имя».                                                                                                                        Цель:        
Родители перекидывают мяч и называют друг друга по имени.        
б) Проверка мышления.                                                                                                    Угадать кроссворд «Космическое путешествие». (См. Приложение)

Вопросы

  1. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер)
  2. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов)
  3. Первый космонавт. (Гагарин)
  4. Источник жизни на Земле. (Солнце)
  5. Первая женщина – космонавт. (Терешкова)
  6. У какой из планет есть кольца? (Сатурн)
  7. Одежда космонавта. (Скафандр)

Если все слова разгаданы правильно, то в выделенных клетках по вертикали можно прочитать слово, которое в переводе с греческого означает «блужда-ющая звезда».

Установка. Самое главное в космосе — быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у нас все получится!         
III. Старт с Земли         
Ведущий. Уважаемые космонавты, вы успешно прошли курс подготовки и к полету допущены, прошу получить билеты и занять свои места в косми-ческом корабле. Но прежде чем мы стартуем, надо узнать, какие опасности могут подстерегать нас в космосе: летящие с разных сторон метеориты, перегрузка корабля, попадание в невесомость, нехватка горючего. Мы начинаем стартовать с планеты Земля — третьей планеты Солнечной системы. Это единственная планета, на которой существует жизнь в известной нам форме. Итак, начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит космическая музыка.)         
Упражнение «Полет»                                                                                                                                      
Цель:                                                                                                                              
При команде «Метеорит слева» все дружно наклоняются вправо, чтобы избежать удара, «Метеорит справа» — наклон влево. Команда «Горючее» означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; «Невесомость» — взяться всем за руки, чтобы не улететь; «Перегрузка» — наклониться вперед.         
IУ. Прибытие на станцию «Луна»         
Ведущий. Наш космический корабль прибывает на Луну — спутник Земли, вращающийся вокруг нее. Луна символизирует душу, духовную сторону нашей жизни. Луна — это спокойствие, умиротворение, стабильность. Прошу вас сойти на станции Луна и продемонстрировать планете свою выдержку, спокойствие и самоконтроль.         

Упражнение «Карандаши»        
Цель:

Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга и пытаются удержать два карандаша прижав их концы подушечками указательных пальцев. При этом выпол-няются следующие действия: двигать руками вверх-вниз, вперед-назад, приседание. Далее все участники встают в круг и, не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания.         
Ведущий. Луна является хранительницей ночей, а жители Луны молчаливы и общаются друг с другом без слов. Вот и мы постараемся поговорить с ними без слов.         

Упражнение «Каракули»

Цель:                                                                                                                     Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги несколько произволь-ных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь, пере-дает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо рисунок и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.                                                                                                                              Ведущий.  Продолжаем наше путешествие. Начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит космическая музыка.)        
У. Прибытие на станцию «Марс»        
Ведущий. Наша ракета приближается к Марсу — чётвертой планете Солнечной системы. Марс характеризуется большим разнообразием пейзажа: вулканические кратеры, площади, покрытые вулканической лавой, многочисленные долины и каналы высохших рек. Марс символизирует силу и предприимчивость, энергию и желание выделяться на фоне других людей. Марс определяет самостоятельность, независимость, борьбу за свое место под солнцем, смелость и физическую выносливость.  Нам предстоит проби-раться через многочисленные скалы, обрывы, изгибы Марса.        
Упражнение “Скалолаз”                                                                                            Цель:        
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног, наклоненных вперед тел. Участники по цепочке проходят вдоль этой «скалы’, стараясь не «упасть в пропасть», то есть не поставить свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.        
YI. Прибытие на станцию «Юпитер»                                                Ведущий. Члены экипажа, взгляните в иллюминаторы, перед нами великий Юпитер — самая большая и самая красивая планета. Юпитер по радиусу в одиннадцать раз больше Земли, а его быстрое вращение привело к форме эллипса. Юпитер наделяет человека отвагой, уверенностью в себе, оптимиз-мом, доверием к жизни, стремлением к самосовершенствованию. Посмотрите сколько мельчайших звезд окружает его. Постараемся держаться все вместе, чтобы не «утонуть» в парах и газах планеты.                                              Упражнение «Звезда»                                                                          Цель:                                                                                                                Звучит релаксационная музыка.         
Ведущий. Каждый вечер на ночном небе зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковы, но вот прошла минута-две, и мы замечаем, что одна звезда больше остальных, другие светят ярче, третьи отличаются светом, который шлют на землю: голубой, розовый, белый.
Каждый человек — как звезда: на первый взгляд — у нас много похожего, но если приглядеться — все мы уникальны, неповторимы, каждый единственный своем роде. И у каждого есть свой мир, в котором с живет — своя Галактика. А сейчас закройте глаза и представьте, что только только начало темнеть, звезд еще не видно. Вы продолжаете вглядываться в ночное небо. Вдруг на небе зажглась первая звезда. Приблизьте ее к себе, чтобы получше рассмотреть: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет он, излучает — теплый или холодный? А теперь уменьши свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна».                                                                         А теперь отпустите ее на небо, проследите ее путь и, когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом с нею. А теперь откройте глаза.                                                         Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной (синий лист)! Но на нем не видно пока ни одной звезды. Теперь вы создадите свою Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, приклейте их на альбомный лист. Замечательно! У вас получилась своя Галактика.                                         А теперь найдите среди всех звезд ту, которая вас больше всего привлекает, — свою звезду. Подпишите ее — «Я». Теперь попробуйте найти звездочку своего малыша. Подпишите ее. Найдите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам также дайте имена своих родных, близких, знакомых — всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды.                                                 С психологической точки зрения вы создали мир, в котором вы живете, выразили эмоциональное отношение к вашему социальному окружению.
А теперь давайте проанализируем: вначале обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» в центре листа, вверху, вниз у, сбоку. Это говорит о вашей самооценке, отношении к себе; об этом говорит и размер звезды.
Если ваша звезда самая большая, находится в центре листа или выше — это говорит об эгоцентризме, желании всегда быть в центре внимания, высокой самооценке.                                                                                         Если же ваша звездочка маленькая, находится где-то в уголочке, вдали от других звезд, вам следует задуматься о том, не принижаете ли вы собственную значимость, какие у вас отношения с окружающими, может быть, вы избегаете общения с другими людьми?                                         Цвет вашей звезды говорит о вашем эмоциональном состоянии, а также о вашем восприятии окружающих людей на эмоциональном уровне:                 Зеленый цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным.                                                                 Синий — уравновешенный, несколько холодный.                                 Красный — дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.                                                                         Розовый — нежный, чувствительный, уязвимый.                                 Оранжевый — гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одарен-ный, но поверхностный, преобладает хорошее настроение, интересы неус-тойчивые, потребность в увлечениях.                                                 Желтый — очень активный, открытый, общительный, веселый.                 Фиолетовый — беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребности в душевном контакте.                                                 Коричневый — зависимый, чувствительный, расслабленный.                 Черный — молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.        Серый — вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. А теперь посмотрите, где находится звездочка вашего малыша? Какого она размера? Цвета? Используя те знания, которые вы получили раньше, попробуйте проанализировать ваше восприятие ребенка: значимая он фигура в вашем мире или нет, как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?
Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезды рядом, а все остальные подальше? Подумайте, о чем это говорит? А если звездочка вашего ребенка далеко от вас, то чьи звезды окружают его? Подумайте, как эти люди влияют на вашего малыша.
А теперь проанализируйте точно таким же образом звезду вашего мужа. Она находится рядом с вашей и вашего ребенка? Замечательно! А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не отстранился ли он от своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?
Просмотрите все звезды, которые есть в вашей Галактике. Обратите внимание на звезды черного и серого цвета. Подумайте, кому и почему они достались. Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?                                                                                 Нравится ли вам ваша Галактика? Хотели бы вы в ней что-то изменить?
для тех, кто хочет изменить свой мир, сейчас представится возможность создать идеальный образ вашей Галактики. Используя полученные знания, создайте новую Галактику — такую, какой бы вы хотели ее видеть:
свой идеальный окружающий мир, где все цельно, гармонично, совершенно.
Участники тренинга, пожелавшие сделать другой вариант Галактики, подходят к столу и создают заново свою Галактику.                                                 Затем психолог просит родителей положить две свои Галактики рядом, внимательно посмотреть на них и выбрать ту, которая больше всего нравится, ту, которую они заберут домой. Ее можно повесить дома на стену и каждый день обращаться к ней, а первый вариант оставить у психолога, оставляя с ним все свои проблемы.        
Ведущий. Уважаемые космонавты, мы прошли с вами испытания стойкости, взаимовыручки, самоконтроля, но не будем забывать и о душе.         
Ведущий. Настало время возвращаться на родную планету: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит космическая музыка.)         
YII. Возвращение на Землю         
Ведущий. Вот мы и дома! Мы с вами стали первыми космонавтами, совер-шившими столь опасное космическое путешествие. Позволим себе отдох-нуть.

YIII. Прощание         
Современный рисунок “Космический пейзаж»         
Ведущий. «И сейчас я предлагаю взять все то хорошее, что вы приобрели во время космического путешествия, и создать наш общий космический пейзаж. Все необходимые материалы вы можете найти на столе». На одном листе ватмана все вместе изображают свои впечатления от космического путешест-вия.         
Прощание-установка
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: «Мне было приятно с тобой общаться!»                                                                                                     Релаксация «Улыбка»        
Ведущий. «Я предлагаю вам сесть удобнее, опереться на спинку стула». Включается медленная приятная музыка.                                  «Уважаемые родители, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите на то, что вокруг вас ... Каждый из вас всегда радость для другого... Берегите себя и другого берегите... Уважайте, любите всё, что есть на Земле! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть!  Спасибо!