Диагностика мотивации обучающихся

Методика изучения мотивации обучения школьников 5-11 класса [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

I    блок

1.    Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

2.    Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не желанием родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3.    Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

4.Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6.    Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

 

II     блок

7.Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8.    Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9.    Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

 

III  блок

10.Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12.Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

 

IV  блок

13.Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14.Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15.Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

 

V     блок

16.Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17.Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18.Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.

 

 

Спасибо за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_motivatsii.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

  1. блок

Методика изучения мотивации обучения школьников 5-11 класса [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

  1. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не желанием родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

  1. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

  1. блок
  1. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

  1. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

  1. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

  1. блок
  1. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

  1. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

  1. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

  1. блок
  1. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

  1. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

             12.Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

  1. блок
  1. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

  1. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

  1. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

  1. блок
  1. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

 е) прошу помощи у товарищей.

  1. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

  1. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.

Спасибо за ответы!

М

Дата        Ф.И.        Класс        _______

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением и занеси ответы в таблицу, поставив любой знак.

      Номер предложен ия

Варианты ответов

Показатель мотивации

Сумма баллов по каждому

блоку

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

-

-

I

2

3

-

-

4

-

-

II

5

-

-

6

-

-

7

-

III

8

-

9

-

-

10

-

-

IV

11

-

-

12

-

-

13

-

-

V

14

-

-

15

-

-

16

-

-

VI

17

-

-

18

-

-

Таблица для обработки результатов для педагогов.

  1. Проставьте баллы в таблице ответов каждого ученика

Номера предложений

и балы им

соответствую щие

Варианты ответов и количество баллов

Показатели мотивации

Сумма баллов по каждому

блоку

Характерист ика полученных результатов (оценочна я таблица

№ 2)

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

2

5

4

3

5

0

-

-

I

Личностный смысл учения

от 2

до 29 баллов

ОВ (I)

В (II) Ср (III) С (IV)

Н(V)

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

Способность к целеполаганию

от 0

до 29 баллов

ОВ (I)

В (II) Ср (III) С (IV)

Н(V)

5

4

5

5

0

3

2

-

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

Мотив

У - учебный С – социальный

П - позиционный

от 1

до 23 баллов

ОВ (I)

В (II) Ср (III) С (IV)

Н(V)

Обозначить

мотив*

8

3

1

3

3

0

0

2

-

Обозначить

мотив*

О - оценочный

И - игровой

9

3

1

3

3

0

5

-

-

В - внешний

Обозначить

мотив*

ОВ (I)

Сумма баллов итогового уровня мотивации

От 1 до 81 баллов

В (II)

Ср (III) С (IV)

Н(V)

10

+5

-5

-5

-5

+5

+5

-

-

IV

внутренняя или внешняя мотивация

возможн ые суммы баллов:

+30; +20;

+10; 0;

-10; -20;

-30

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-

-

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-

-

13

-5

+5

-5

+5

-5

-5

-

-

V

Достижение успеха или недопущение неудачи

возможн ые суммы баллов:

+30; +20;

+10; 0;

-10; -20;

-30

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

-

-

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-

-

16

+5

-5

-5

+5

-5

+5

-

-

VI

Реализация мотивов

возможн ые суммы баллов:

+30; +20;

+10; 0;

-10; -20;

-30

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-

-

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-

-

  1. * Таблица № 1 мотивов к блоку III

Внесите букву в таблицу ответов ученика и выявите ведущий мотив

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

7

8

9

а

И

П

П

б

С

И

И

в

П

П

П

г

П

П

П

д

У

В

В

е

И

В

У

ж

П

О

-

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

  1. Суммируйте баллы по каждому блоку (I, II, III) и выявите уровень мотивации учения, данные занесите в таблицу ответов ученика (графа «Характеристика полученных результатов)

Содержательный блок I (сумма баллов на вопросы 1, 2, 3), отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Блок II (сумма баллов на вопросы 4, 5, 6) характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию и свидетельствуют о степени развитости у учащихся данной способности.

Блок III анкеты (сумма баллов на вопросы 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них

Оценочная таблица № 2

Уровень мотивации учения

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I блок (сумма баллов

на вопросы 1,2,3)

II блок (сумма баллов на вопросы 4,5,6)

III блок (сумма баллов на вопросы 7,8,9)

личностный смысл

целеполагание

мотив

I

Очень высокий (ОВ)

27—29

25—29

20—23

70—81

II

Высокий (В)

24—26

20—24

16—19

58—69

III

Нормальный (средний) (Ср)

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

Сниженный (С)

10—17

6—12

4—9

18—38

V

Низкий (Н)

до 9

до 5

До 3

до 17

  1. Суммируйте баллы по каждому блоку (IV,V,VI) , сумму баллов занесите в таблицу ответов ученика.

Таблица № 3

Сумма баллов

Показатель IV

Показатель V

Показатель VI

+30; +20 баллов

явное        преобладание внутренних        мотивов

над внешними

наличие стремления к успеху        в        учебной

деятельности

реализация        учебных мотивов в поведении

+ 10; 0; -10 баллов

внешние        и

внутренние мотивы выражены примерно в равной степени

присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной

деятельности

учебные        мотивы реализуются                в поведении довольно редко

-20; -30 баллов

явное преобладание внешних мотивов над внутренними

стремление        к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к

достижению успехов

отсутствие поведенческой

активности        при реализации учебных мотивов

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Блок V (предложения 13, 14, 15) характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Блок VI (предложения 16, 17, 18) позволяют определить реализацию названных мотивов поведения учащихся

Индивидуальные таблицы учащихся 7-8 классов остаются в работе классного руководителя, учителей-предметников.

Для проектного офиса        оформляется сводная таблица по каждому классу (Облако.mail_ Проектный офис_Диагностика2020октябрь:

Оценка        эффективности        образовательного        процесса        на        данном        этапе        тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  1. Итоговый уровень мотивации (общая сумма баллов I, II, III, выделено красным цветом в таблице)
  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации;
  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
  1. Анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

Блок IV - количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения

Блок V - количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов

Блок VI - количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении