Курсовая работа: «Консультирование родителей учащихся начальной школы как средство решения проблем семейного воспитания»

 Кусанова Жанна Сапаргалиевна

Введение

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

 

Семейное воспитание имеет огромное значение в образовании, воспитании и становлении каждого человека. Это фундамент, на котором стоится жизнь. И от этого зависит очень многое в судьбе человека, насколько добротен и тверд этот фундамент. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка. Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители  станут союзниками, единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

В настоящее время большое внимание уделяется  на работу с родителями, поскольку взаимоотношения педагогов и родителей очень важны в воспитательном процессе .

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми[15].

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей[19].

 

Консультирование родителей о проблемах развития их детей на сегодняшний день является довольно востребованной областью в педагогической практике. Консультации (общие или индивидуальные)- одна из важных форм работы взаимодействия педагога с семьей. Проблема консультирования родителей и детей младшего школьного возраста является актуальной на сегодняшний день, так как именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребёнка

Цель исследования: изучить особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста. Разработать программу эффективности взаимодействия педагогов и родителей в воспитании.

     Объект исследования:  психологическое консультирование.

     Предмет исследования: консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

     Гипотеза: предполагается, что психологическое консультирование родителей и детей младшего школьного возраста помогает в решении проблем в системе школьного обучения, а также семейного воспитания.

    Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:

     1. Изучить  психологическую и методическую литературу по проблеме психологического консультирования;

     2. Изучить особенности психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста;

     3.  Осуществить теоретический анализ и сделать выводы об особенностях психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

4. Разработать программу по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей      в  воспитании детей.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы, метод наблюдения.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 193 Центрального района Санкт-Петербурга, 3 класс.

     Практическая  значимость исследования и рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи поможет классному руководителю психологам, педагогам грамотно организовать работу с родителями и их детьми,  оказать помощь в решении проблем, типичных для данного возраста.

    Курсовая работы имеет следующую структуру: введение, 2 главы,  заключение, список использованных источников, приложение.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа: «Консультирование родителей учащихся начальной школы как средство решения проблем семейного воспитания»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути их решения…...6

  1. Представление о консультировании. Формы работы педагога с родителями………………………………………………………………..7
  2. Особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста……………………………………………………...11

Вывод по 1 главе…………………………………………………………….…..12

Глава 2. Разработка программы по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании……………………………………………………………………....14

2.1 Рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи……..21

Вывод по 2 главе………………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………….………………...24

Список литературы……………………………………………………………...26

Приложение 1…………………………………………………………………....28

Приложение 2………………………………………………………………..…..29

Приложение 3………………………………………………………………..…..30

Приложение 4……………………………………………………………………31 Приложение 5…………………………………………………………………....32 Приложение 6………………………………………………………………….....34

Введение

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Семейное воспитание имеет огромное значение в образовании, воспитании и становлении каждого человека. Это фундамент, на котором стоится жизнь. И от этого зависит очень многое в судьбе человека, насколько добротен и тверд этот фундамент. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка. Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители  станут союзниками, единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

В настоящее время большое внимание уделяется  на работу с родителями, поскольку взаимоотношения педагогов и родителей очень важны в воспитательном процессе .

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми[15].

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей[19].

Консультирование родителей о проблемах развития их детей на сегодняшний день является довольно востребованной областью в педагогической практике. Консультации (общие или индивидуальные)- одна из важных форм работы взаимодействия педагога с семьей. Проблема консультирования родителей и детей младшего школьного возраста является актуальной на сегодняшний день, так как именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребёнка

Цель исследования: изучить особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста. Разработать программу эффективности взаимодействия педагогов и родителей в воспитании.

     Объект исследования:  психологическое консультирование.

     Предмет исследования: консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

     Гипотеза: предполагается, что психологическое консультирование родителей и детей младшего школьного возраста помогает в решении проблем в системе школьного обучения, а также семейного воспитания.

    Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:

     1. Изучить  психологическую и методическую литературу по проблеме психологического консультирования;

     2. Изучить особенности психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста;

     3.  Осуществить теоретический анализ и сделать выводы об особенностях психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

4. Разработать программу по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей         в  воспитании детей.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы, метод наблюдения.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 193 Центрального района Санкт-Петербурга, 3 класс.

     Практическая  значимость исследования и рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи поможет классному руководителю психологам, педагогам грамотно организовать работу с родителями и их детьми,  оказать помощь в решении проблем, типичных для данного возраста.

    Курсовая работы имеет следующую структуру: введение, 2 главы,  заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1. Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути их решения

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может заменить или полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Педагоги  могут и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также постараться  нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Главными задачами в этом направлении являются установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

  1. Задача педагога - сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей. 
  2. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, чтобы в коллективе детей и родителей была атмосфера добра, взаимопонимания и доверия. 
  3. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. 
  4. В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу[3]. 

Семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, направленные на построение здорового образа жизни. Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Подключение родителей к школьному процессу является стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Именно для взаимодействия школы и семьи ввели такое понятие, как  психологическое консультирование, которое  является важными направлением профессиональной деятельности педагога в системе образования.

  1. . Представление о консультировании. Формы работы педагога с родителями

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Консультативная работа психолога, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе проводится по следующим направлениям:

     - консультирование и просвещение педагогов;

     - консультирование и просвещение родителей;

     - консультирование школьников[12].

Консультация педагога помогает сконцентрировать внимание на воспитание детей в семье, усиливает чувство удовлетворенности процессов воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Во время консультации родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, одобрение, уважение и любовь.

      Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

Педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьиБольшой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется[20].

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

Самыми распространенными традиционными формами работы с родителями являются:  родительские собрании, конференции, советы родителей, индивидуальные беседы, консультации родителей, вечера вопросов и ответов. Одна из важных ролей в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе[17].

К нетрадиционным и современным формам работы с родителями можно отнести: дни открытых дверей, родительские встречи, родительские вечера, родительские чтения, тренинги, ринги,  мастерские, родительский клуб, мозговой штурм, круглый стол, онлайн вебинары.

Дни открытых дверей – это эффективная форма работы с родителями, смысл ее в том, что приглашаются родители обучающихся для обмена опытом в воспитании детей, обсуждение проблем. День открытых дверей – это проявление уникальности и самих учителей. Учителя проводят уроки – игры, уроки – сказки, диспуты, конференции. Они проявляют свою неповторимость.

Родительские тренинги- это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Также  формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Следующая форма работы с родителями – мастерская. Это ещё одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих формПедагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.  Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Родительский клуб  проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

В настоящее время популярными становятся такие формы взаимодействия семьи и школы, как «мозговой штурм», круглый стол, онлайн вебинары[2].

Так же существуют и другие  формы работы с родителями, которые можно разделить на группы:

- формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т. д.;

- формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки;  ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки и др.;

- формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки.

 К формам индивидуальной работы относятся: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Эффективной индивидуальной формой работы педагога с семьей является посещение семьи, в процессе которой учитель знакомится с условиями жизни ученика, его интересами и склонностями, взаимоотношениями с родителями, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.  Индивидуальные тематические консультации применяются при решении той или иной проблемы[8].

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей. 

Консультации полезны  для  родителей  и для педагога. При этом родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель получает  необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем обучающегося .

  1. . Особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста

        На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они надеются на воспитательную роль школы. Важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

В раннем школьном возрасте родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Без сотрудничества  педагога с родителями работа в классе не принесёт желаемых результатов . Важно начать эту работу именно в начальной школе. Родители младших школьников проявляют особую активность в участии школьной жизни своего ребёнка. Время надежд и веры, что школа станет вторым домом для малыша и принесет ему только хорошее должно быть использовано педагогами, как можно продуктивнее[18].

94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю.

Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в консультировании родителей младших школьников. Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками[16].

         Младший школьный возраст – возраст интенсивного накопления нравственного опыта. Он формируется под влиянием внешних факторов и внутренних предпосылок детей. Этот период благоприятен, интенсивен для усвоения норм нравственности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, его возможности создать добро, красоту.

За время  прохождении практики в ГБОУ СОШ № 193 Центрального района Санкт-Петербурга, в 3 классе с численностью 28 человек, используя метод наблюдения и анализ . Присутствовав, на внеклассном мероприятии данного класса семейный клуб «Семья+ школа» на тему : «Это мой ребёнок».

Анализируя семейное мероприятие, мы пришли к выводу, что есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей. Поэтому  возникла необходимость разработки специальной программы, направленной на проблемы и специфику просвещения, обучения, консультирования родителей.

Вывод по 1 главе

Таким образом, взаимодействие семьи и школы – это целенаправленная совместная деятельность родителей и педагогического коллектива, направленная на создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, воспитания всесторонне, гармонично развитой личности.

      В работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультирования психологической работы в школе[13].

         Надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить  заповедь: “Прежде всего, не навреди”.

         Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать, как помочь и какой метод  консультирования будет подходящий[11].

Глава 2. Разработка программы по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании

Цель программы: создание, формирование, совершенствование  и развитие взаимодействия семьи и школы, направленного на воспитание и развитие ребенка, способствующей гармоничному развитию личности.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

 - создание педагогических условий повышения качества обучения и воспитания младших школьников;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

-  приобщение каждой  семьи  к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, укрепляя сотрудничество семьи и школы;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- создание системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.  

Содержание программы по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании

В начале каждого учебного года необходимо проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса.

В первом классе основным направлением для анализа и исследования является адаптация обучающихся 1 класса, их психологическая и физиологическая готовность к школе.

Цель: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и особенностей адаптации их в начальной школе; подробный анализ адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.

На 2 году обучения ученикам выставляют отметки. Отметка играет значительную роль в жизни учащегося. Ученик впервые за знания, работы получает отметку, положительную или отрицательную. Отметка часто является причиной ссоры между ребенком и родителем. Взрослым необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

В 3 классе усложняется программный материал. По многочисленным наблюдениям происходит спад качественной и общей успеваемости. Родителям необходимо оказывать дома им посильную помощь в приготовлении домашних заданий, сборе информации в различных источниках, отработке определенных навыков.

4 класс является заключительным этапом обучения в начальной школе. Необходимо провести рефлексию всей деятельности, изучить готовность к переходу выпускников начальной школы в пятый класс[14].

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса. Они нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел.

Перспективный план повышения качества образования (Таблица №1)

Целевые направления

Содержание

Совершенствование материально-технической базы школы

Расширение современного программного обеспечения. Обеспечение современной мебелью учебных кабинетов. Приобретение технического оборудования для всех учебных кабинетов (компьютеры, мониторы, интерактивные доски, проекторы).

Улучшение информатизации школьного пространства

Ведение электронных дневников и журналов. Участие педагогов и обучающихся в видеоуроках с другими школами. Обеспечение дистанционного обучения обучающихся и педагогов. Участие педагогов и обучающихся в видеоконференциях, видеосеминарах.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров

Повышение квалификации педагогов. Прохождение аттестации педагогов. Проведение тематических педагогических советов.

Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников

Основные задачи данного направления:

 – повышение социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей;

– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству;

 – развитие вариативности воспитательных форм, методов и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

– развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно- эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.

Разработка программы по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании

Программа по консультированию для повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников рассчитана на 12 занятий( таблица №2).

Тематический план повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников

Таблица №2

Тема

Цель

Содержание

1.

Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников.

-Укрепить партнерские отношения педагогов, родителей и детей;

- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания;

Общение на основе диалога, открытость. Обсуждение совместных действий по решению имеющихся воспитательных проблем.

2.

Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся.(Приложение 1)

-Определить взаимоотношения в семье, наличие семейных традиций;

-выявление причин конфликтов между родителями и детьми;

Диагностика типового семейного состояния.

3.

Семинар для родителей по теме «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?»

- Формирование психолого-педагогической компетентности родителей;

- выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений;

Выступление педагога о психолого-педагогических особенностях развития младших школьников, о причинах снижения учебной мотивации. Совместное обсуждение и разработка «Памятки для родителей: повышение учебной мотивации младшего школьника»

(Приложение 2)

4.

День открытых дверей для родителей.

- Познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы.

Экскурсия по школе, знакомство с традициями школы и творчеством детей. Открытые уроки. Внеклассные мероприятия.

5.

Проект «Наш округ на карте и глобусе».

- Создание образовательного пространства для изучения регионального компонента  и формирования представления о Родине, ее природе, народе, своем городе как части большой страны;

Исследовательский сбор информации , выставки, конкурсы, спортивно-патриотические мероприятия, дискуссии.

6.

Тренинг детско- родительских отношений

- Формирование психолого- педагогической компетентности родителей;

- Способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

Упражнение «Визитка»(Приложение 3) Упражнение «Давайте поздороваемся» Упражнение «Погружение в детство» Упражнение «Билль о правах». Анкета для родителей: «Что меня огорчает в моем ребенке, что меня радует в моем ребенке» Составление списка элементов «языка принятия» и «языка непринятия». Рефлексия и подведение итогов

7.

Круглый стол «Тревожность детей. К чему она может привести?»

Формирование психолого- педагогической компетентности родителей;

-обсуждение данной проблемы с целью определения возможных путей ее решения;

Родителям предлагается высказать свое мнение о детской тревожности: причины, проявления. Просмотр и обсуждение презентации . «Детская тревожность» Практическое задание «Портрет тревожного ребенка». 4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»

Выработка рекомендаций для родителей тревожного ребенка. 6. Рефлексия: что понравилось, что узнал полезного.

8.

Дискуссия «Наказания детей. Какими им быть?»

- Формирование психолого- педагогической компетентности родителей; - Формирование у родителей культуры поощрения и наказания;

 Презентация «Поощрение и наказание ребенка в семье».

 Дискуссия о наказаниях. Вопросы дискуссии: можно ли наказывать ребенка? какие виды наказания Вы чаще применяете? за какие проступки Вам приходится наказывать ребенка? как Вы относитесь к телесным наказаниям? как скажутся наказания на формировании личности ребенка?  Прослушивание аудиозаписи «Что говорят дети по поводу наказания»  Составление памятки «Наказывая, помни…».(Приложение 4)

9.

Школьно-семейный спортивный праздник «Дружная спортивная семья»

- Формирование взаимоотношений между школой и семьей;

- включение детей в физкультурно- спортивную деятельность;

 - формирование физической культуры ребенка.

Спортивный конкурс семейных команд. Конкурсы  «Визитная карточка» «Разминка» «Сороконожка» «В темноте» «Генеральная уборка» «Барон Мюнхаузен» «Метание в цель» «Тараканий бег» Эстафета: «Передача олимпийского огня» Подведение итогов и награждение по номинациям: «Самая сплоченная семья» «Самая находчивая семья» «Самая быстрая, ловкая, умелая семья»

10.

Семинар – практикум   для  родителей

«Учимся, играя»

- Дать представление  родителям  о важности и значении игры в полноценном и всестороннем развитии ребенка, о взаимосвязи развития речи детей и мелкой моторики;

Монологические высказывания, диалог, ролевая игра, обучение пальчиковой гимнастике (Приложение 5), анализ результатов.

11.

Праздник - конкурс «Все работы хороши, выбирай на вкус»

- Расширение знаний обучающихся о профессиях; развитие интереса к профессиям, труду;

- формирование трудового воспитания;

Презентация «Что такое профессия» . Разделение на команды.  Конкурсы. Подведение итого и награждение.

12.

Проект «Моя семья»

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе;

- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;

Выставка семейных фотогазет «Моя семья»

 Рассказ ребенка «Моя семья» Знакомство с «Семейными традициями» (творческие рассказы родителей).

Конкурс детских рисунков «Традиции моей семьи».  

В программе представлены разнообразные формы проведения занятий: беседы, лекции, дискуссии, круглый стол, праздники, конкурсы, семинары, тренинги, проекты.

2.1.  Рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи

Возникает необходимость научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Важно  стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть  качество образовательного процесса. Именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому, они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее  к сотрудничеству[10].

Активное привлечение родителей в школьные дела приводит к повышению достижений у учащихся, их желанию учиться, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, а так же к улучшению психологического климата в школе и дома.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности. Классный руководитель, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.) [6].

Беседа применяется в целях изучения психологических особенностей личности ребенка семьи (состав, материальное положение, состояние здоровья членов семьи, профессиональные интересы, культура среды и прочее). Для эффективности беседы необходимо составить план беседы, включив в него интересующие  вопросы.

Анкетный метод – опрос значительного круга лиц по определенной схеме. С помощью анкеты можно узнать интересы, пожелания, мнения родителей и учащихся по ряду вопросов.

Метод наблюдения используется при изучении разных видов деятельности.

 Эффективность его зависит от следующих условий: цель наблюдения, план, фиксация наблюдений[4].

Огромный диагностический материал педагогу дает посещение семей школьника.

1. Состав родителей и общие сведения о них (Ф. И.О., год рождения, образование, специальность, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона).

2. Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы).

3. Жилищные условия, материальная обеспеченность.  

4. Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи.

5.  Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.

6.  Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье.

7.  Отношение родителей к взглядам ребенка на свои успехи в учебе, поведении, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка.

8.  Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитанности школьника и эффективности мер, направленных на повышение его образовательного уровня, воспитанности и общего развития.

9.  Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения[1].

На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей. Для проведения такой диагностики можно использовать карту социально-педагогического изучения семьи ( Приложение 6).

Вывод по 2-ой главе

Школа призвана помочь семье в воспитании детей. Основная главная роль в воспитании младших школьников отводится учителю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов не достаточно для  успеха работы. Необходимо изучить каждую семью. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, помощником. Педагог должен всегда соблюдать педагогические нормы, этику, такт[5].

В школьной библиотеке имеется большая подборка нормативных документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа охотно сотрудничает с ним.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней, как мы отразили это во 2-ой главе 2.1  «Разработка программы по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании».

Заключение

Развитие личности ребенка является важнейшей задачей родителей и учителя. Младший школьный возраст- возраст интенсивного накопления нравственного опыта. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  С кем  ребенок дружит? Нравится ему учитель?

В работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультирования психологической работы с учащимися и их родителями[7].

Целью нашего  исследования было  изучить особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста. Разработать программу эффективности взаимодействия педагогов и родителей в воспитании.

Согласно цели исследования были решены задачи исследования. Мы изучили  психологическую и методическую литературу по проблеме психологического консультирования, особенности психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста, сделали анализ и вывод по данной теме. Разработали программу по консультированию родителей учащихся начальной школы для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании.

Изучив проблемы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников  в процессе обучения, можем сделать следующий вывод, что взрослым необходима поддержка, консультирование для повышения родительской компетентности  в  обучении и воспитании детей.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

Консультирование родителей о проблемах развития их детей на сегодняшний день является довольно востребованной областью в педагогической практике. 

Консультация педагога помогает сконцентрировать внимание на воспитание детей в семье, усиливает чувство удовлетворенности процессов воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Во время консультации родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, одобрение, уважение и любовь[9].

Список литературы

1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография  / В.А. Адольф. – Красноярск : Красноярский государственный университет, 2003. – 310 с.

2. Алиева, Б. Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы  / Б.Ш. Алиева, М.Х. Рабаданов // Вестник дагестанского научного центра РАО. – 2014. – №2. – С. 16-19.

3. Артемьева, Е. Н., Каретникова, У. Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС  / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2014. – № 2. – С. 33-36.

4. Брикунова, С. С. Психолого-педагогические условия организации коллективно-творческого взаимодействия в системе «семья-школа»  / С.С. Брикунова // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – №2(40). С. 9-13.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии  / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, – 2016. 365 с.

6. Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ecpi-2. 0) : практ. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с. 

7.Зверева, О. Л.  Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с. 

8. Дубровина И. В. Практическая психология в образовании [Текст]: Учебное пособие / И. В. Дубровина. - СПб, издательство «Питер», Изд. 4-е, 2006. - 592

9. Коробкова, В. В. Семейный клуб как форма партнерского взаимодействия школы и семьи младших школьников  / В.В. Коробкова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26.

10. Козлова, С. А., Богиня, Т. Н. Направления и формы взаимодействия школы и семьи / С. А. Козлова, Т. Н. Богиня // Журнал SCIARTICLE.RU. – 2014. – №8 // [Электронный ресурс] : URL: http: // sciarticle.ru (дата обращения: 1.05.2021).

11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: монография. – М.: Лань, 2013. – 24 с.

12. Неумоева- Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.

13. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.

14. Ражина, И. Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников  / И. Н. Ражина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №9. С. 66-69.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 г.г.) : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 // Собрание законодательства. 2015. URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html . (дата обращения: 1.05.2021).

16. Степанова, И. В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы / И.В. Степанова // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – № 5. – С.53-60.

17. Тряпицына, А. П. Новая школа и новый учитель  / А. П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. – 2016. –№ 3. – С. 22-25.

18. Карандашев В. Н. «Курс комплексного развития младшего школьника» Учитель, 2013. 319 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: http.минобрнауки.рф/документы/922. (дата обращения: 1.05.2021).

20. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.

Приложение №1

«Выявление воспитательных возможностей родителей»

1.Фамилия,  имя,  отчество  родителя.__________________________________

2.Образование: высшее,  среднее,  начальное.  ( нужное  подчеркнуть)

3.Возраст._________

4.Кто  в  семье  непосредственно  занимается  воспитанием  ребёнка:

   мать,  отец,  бабушка,  дедушка,  дядя,  брат,  сестра, … (подчеркнуть)

5.Что  мешает  вам  заниматься  воспитанием  ребёнка:

   нет  времени;  не  хватает  образования,  педагогических  знаний;  считаю,      что  должна  воспитывать  школа. (подчеркнуть)

6.Где  вы  чаще  всего  бываете  со  своим  ребёнком?

   (в  музее,  в  театре,  на  природе,  никуда  не  ходите) подчеркнуть

7.Знакомы  ли  вы  с  товарищами  своего   ребёнка  по  школе, по  дому,  с  

   руководителями  кружка?______________

8. Какие  качества  характера  своего  ребёнка  вы  считаете   

   положительными,  какие  отрицательными?____________________________________________________________________________________________

9.Какие  методы  воспитания,  на  ваш  взгляд,  наиболее  эффективны?

   воспитание  на  основе  доверия,  требовательности,  уважения,  строгой      дисциплины )   подчеркнуть.

10.О  чём  чаще  всего  разговариваете  с  детьми?__________________________________________________________________________________________

11.Достаточно  ли  хорошо,  по  вашему  мнению,  вы  знаете  своего 

     ребёнка?___________

12.Как  и  с  кем  проводит  он  своё  свободное  время?_____________________________________________________________________________________


Приложение №2

Правила повышения учебной мотивации

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Приложение №3

Упражнение «Визитка»

Задачи:

- самопознание;

- развитие навыков взаимодействия;

- осознание многообразия характеристик, объединяющих людей;

- осознание своей групповой принадлежности.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага формата А4, ручки, карандаши или фломастеры.

Процедура проведения. Участники разбиваются на 3 подгруппы (случайным образом, путем счета на 1-2-3). Ведущий предлагает каждой

подгруппе создать свою визитную карточку. Для этого участники подгруппы должны выяснить, что

их может объединять. Вспомните составляющие толерантности и используйте их.

Визитка может быть выполнена, например, в форме плаката или эмблемы.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было искать что-то общее для всей вашей подгруппы?

- Что именно объединяет членов вашей подгруппы и отличает от других подгрупп?

- Посмотрите внимательно на ваши визитки. Что объединяет всех участников группы?

Стигматизация, понятие тесто связанное с темой тренинга.

Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Приложение №4

Памятка «Наказывая, помни…».

Что делать, если поведение вашего ребенка вышло за грани дозволенного и вы на грани… наказания?

1. Успокоиться. (Счет до 10; вспомнить 5 качеств, за которые вы любите своего ребенка.) Это настроит вас на позитивное отношение с ребенком.

2. Определить свое состояние, что вами движет. (Злость, обида, желание отомстить или собственная беспомощность.)

3. Постараться понять, что хочет сказать вам ребенок своим поведением.

4. Подумайте, чем вы можете помочь своему ребенку и действуйте.

Цель – привлечение внимания

  -  Не заглядывайте ребенку в глаза, поведение которого вас не устраивает.

  -  Не разговаривайте с ним.

  -  Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. (Лучше всего погладить его по спине или по волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.)

  - Делайте это сразу. Если будите ждать, то начнете злиться, и тогда будет трудно, погасить в себе раздражение тем более дать понять, что вы его любите.

  - Другой способ предполагает: ласково взять ребенка за руку и отвести в другое место, затем сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься».

Цель – влияние (борьба за власть)

 - Предоставить ребенку право выбора

 - Предупредить заблаговременно

 - Договориться заранее

 - Помочь ребенку ощутить свою значимость для вас, для семьи

 - Узаконьте поведение, которое не можете изменить

 - Создайте ситуацию, в которой выигрываете и вы и ребенок.

 - Научите ребенка вежливо отказывать (сказать «нет»)

 - Чуть помедленнее!

Цель – месть

- Первый шаг должен сделать взрослый

- Второй шаг – это от слова к действию.

Приложение №5

                                   Пальчиковой гимнастика

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

3. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

4.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

5. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”
А за ним ходили детки.         По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                  стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,  
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,                  пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки,       
(Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.         
(“Паучки” ползают по голове.)

Приложение №6

Социальная карта семьи

Ф.И.О. и дата рождения ребёнка _________________________________________

Состояние здоровья ребёнка:

Ребёнок-инвалид _______________________________________________

Хронические заболевания _______________________________________

Домашний адрес прописан_______________________________________________

фактический ____________________________________________________________

Семья полная (да, нет) _________ с кем проживает _________________________

Родители (Ф.И.О. и дата рождения) _________________________________________

Мать ___________________________________________________________________

Отец ___________________________________________________________________

Образование родителей:

Мать                                                   Отец

 Высшее                                             Высшее

 Среднее техническое                      Средне специальное

 Среднее                                            Среднее

 9 классов и меньше                         9 классов и меньше

Место работы, должность:              Место работы, должность:

_____________________________ _________________________________

_____________________________ _________________________________

Число детей в семье (Ф.И.О. и дата рождения): _______________________________

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________

Семья с опекаемым ребёнком (если есть опекаемые дети, то их Ф.И.О. и даты рождения) ________________________________________________________________

Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся (Ф.И.О. и даты рождения), если учатся, то в каком учебном заведении (Ф.И.О. и даты рождения) __________________________________________________________________________

Материальное положение семьи

 Ниже прожиточного минимума

 Соответствует прожиточному минимуму

 Выше прожиточного минимума

Телефон _____________________________________________________