Курсовая работа. Склонность к аддиктивному поведению у студентов вуза и школьников

 Кусанова Жанна Сапаргалиевна

С недавних пор проблема отклоняющего поведения  человека является актуальной для современного общества, которая так же исследуется в рамках медицинского и психологического познания. Наиболее остро встала проблема аддиктивного поведения молодежи.  Анализ социальной практики показывает, что молодые люди во многом проявляют себя как «зависимые» . На протяжении долгого времени с понятие «зависимость» связывают вредные привычки, разрушающие человеческий организм и личность. Чаще речь идёт о компьютерной зависимости, интернет- зависимости и извечная проблема приема психоактивных веществ(алкоголизм, наркомания и курение). Поскольку студенты относятся к социально- профессиональной группе молодежи, а молодежь- это будущее, потенциал, востребованный в главных сферах деятельности общества, следовательно, проблемы молодёжи являются приоритетными.

Цели исследования:

Объект исследования: аддиктивное поведение.

Предмет исследования: склонность к аддиктивному поведению обучающихся высших учебных заведений.

Гипотеза исследования предполагается, что  профилактика аддиктивного поведения у социально- профессиональной группы молодежи  будет наиболее успешной, если:

- изучить и раскрыть  информационный блок  по проблеме аддиктивного поведения через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры;

- направить  на формирование и развитие навыков, предотвращающих склонность к аддиктивному поведение у студентов обучающихся в высших учебных заведениях;

- направить на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении здорового образа жизни у обучающихся в высших учебных заведениях.

Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:

- Изучить и осуществить теоретический анализ проблемы склонности к аддиктивному поведению студентов обучающихся в высших учебных заведениях;

- Провести и анализировать результат эмпирического исследования  склонности к аддиктивному поведению студентов;

- Разработать рекомендации по коррекции склонности к аддиктивному поведению у обучающихся высших учебных заведений.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: изучение теоретической научной литературы, анализ, сравнение, обобщение мнений; тестирование, анализ результатов; метод обработки результатов эмпирического исследования ( ….)

Методики исследования:

  1. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
  2. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Г.В. Лозовая.

База и выборка исследования: (Наименование ВУЗА) конкретные группы, с какой группы сколько человек участв.в исследовании приняли участие 30 человек обучающиеся 1 – 3 курсов.

К теоретическим основам работы мы можем отнести следующих авторов, которые внесли большой вклад в изучение аддиктивного поведения: Э.Берн Ц.П. Короленко, С.А.Кулаков, В.Д. Москаленко, С.В. Березин и др.

Практическая значимость исследования выражается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и социальными работниками для проведения психопрофилактической работы со студентами с целью избегания у них формирования и проявления аддиктивного поведения.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема курсовой работы : «Склонность к аддиктивному поведению у студентов вуза и школьников».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования склонности исследования склонности к аддиктивному поведению у студентов и школьников………………………………………………………………………..5

 1.1 Подходы к определению понятий «аддикция» и «аддиктивное поведение» в трудах зарубежных и отечественных ученых…………………...5

 1.2 Психологическая характеристика студентов и старших школьников …..9

1.3 Формирование склонности к аддиктивному поведению: факторы, причины и возрастные особенности студентов и старших школьников………………………………………………………………………11

Вывод по 1 главе……………………………………………………………..….14

Список использованной литературы…………………………………………..16

Введение

С недавних пор проблема отклоняющего поведения  человека является актуальной для современного общества, которая так же исследуется в рамках медицинского и психологического познания. Наиболее остро встала проблема аддиктивного поведения молодежи.  Анализ социальной практики показывает, что молодые люди во многом проявляют себя как «зависимые» . На протяжении долгого времени с понятие «зависимость» связывают вредные привычки, разрушающие человеческий организм и личность. Чаще речь идёт о компьютерной зависимости, интернет- зависимости и извечная проблема приема психоактивных веществ(алкоголизм, наркомания и курение). Поскольку студенты относятся к социально- профессиональной группе молодежи, а молодежь- это будущее, потенциал, востребованный в главных сферах деятельности общества, следовательно, проблемы молодёжи являются приоритетными.

Научно-технический прогресс и развитие технологий дали человечеству новый вид общения, связи, передачи информации, вместе с тем породили новые виды зависимости. Современные условия все больше подкрепляют развития аддиктивного поведения среди старших школьников и студентов. С точки зрения психологии, зависимость(аддикция)- это внутреннее состояние человека, проявляющим в навязчивом стремлении постоянно выполнять определенные действия, которые ведут к дисгармонии личности, болезням и нарушениям здоровья, а так же разрушают индивида.

Цели исследования: Выявление различий в склонности к зависимому поведению у студентов вуза и школьников.

Объект исследования: аддиктивное поведение.

Предмет исследования: склонность к аддиктивному поведению обучающихся высших учебных заведений.

Гипотеза исследования заключается в том, что склонность к аддиктивному поведению у обучающихся вузов выше, чем у обучающихся учреждения СОШ.

Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:

- Изучить и осуществить теоретический анализ проблемы склонности к аддиктивному поведению студентов обучающихся в высших учебных заведениях;

- Провести и анализировать результат эмпирического исследования  склонности к аддиктивному поведению студентов;

- Разработать рекомендации по коррекции склонности к аддиктивному поведению у обучающихся высших учебных заведений.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: изучение теоретической научной литературы, анализ, сравнение, обобщение мнений; тестирование, анализ результатов; метод обработки результатов эмпирического исследования ( ….)

Методики исследования:

  1. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
  2. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Г.В. Лозовая.

База и выборка исследования: (Наименование ВУЗА) конкретные группы, с какой группы сколько человек участв.в исследовании приняли участие 30 человек обучающиеся 1 – 3 курсов.

К теоретическим основам работы мы можем отнести следующих авторов, которые внесли большой вклад в изучение аддиктивного поведения: Э.Берн Ц.П. Короленко, С.А.Кулаков, В.Д. Москаленко, С.В. Березин и др.

Практическая значимость исследования выражается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и социальными работниками для проведения психопрофилактической работы со студентами с целью избегания у них формирования и проявления аддиктивного поведения.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования аддиктивного поведения

  1.  Подходы к определению понятий «аддикция» и «аддиктивное поведение»  в трудах зарубежных и отечественных ученых

Аддиктивное поведение (Аддикция- анл. Addiction- склонность, пагубная привычка, порочная наклонность) рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблемы (Алексеевой Е.Б., Верзиной В.В.) как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу [1]. 

После введения понятия «аддиктивное поведение»  В. Миллером и M. Ландри, с конца 80-х годов стал распространяться в отечественной науке. Нашел расширение в трудах С.А. Кулакова, и распространился после выпуска работы А.Е. Личко и В.С. Битенского . Позже неоднократно дополнялся и конкретизировался как форма саморазрушающего поведения.

Аддиктивное поведение носит непреодолимый  характер  влечения к предмету страсти, теряет чувство реальности. Человек подверженный аддиктивному поведению склонен замыкаться в себе, отгораживаться от внешнего мира, и внешних воздействий.  Фактически это навязчивое состояние (маниакально депрессивный психоз) избавиться от которого самостоятельно невозможно.  В основном это касается, таких зависимостей, как алкоголизм и наркомания.

 «Аддиктивная личность  стремится  изменить своё психическое состояние посредством приёма химических веществ или фокусирует своё внимание на определённых предметах или видах деятельности, что сопровождает развитием интенсивных эмоций. Этот процесс одолевает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беззащитным перед своим влечением. Волевые качества обессиливают и не дают возможности оказывать сопротивление аддикции»- уточняет М.С. Матусевич [7].

Раскрывая особенности аддиктивного поведения старших школьников и студентов, следует отметить, что им присущи как общие характеристики, свойственные аддиктам в целом, так и частные, свойственные данным возрастным группам. К общим характеристикам аддиктивного поведения можно отнести устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, при сниженной переносимости трудностей, уход ответственности в принятии решений, потеря ранее значимых систем ценностей и личной морали, низкая переносимость фрустрации, резкая смена привычных жизненных стереотипов, социальная инфантильность.

Аддикта обобщенно можно охарактеризовать, как человека с неадекватной самооценкой, нуждающихся в самостимуляции, в поиске новых ощущений, со сниженными способностями к адаптации,  эмоционально неустойчивых, тревожных, с возможными проявлениями агрессии, недовольных собой, с отсутствием самостоятельности и нежеланием принимать ответственность.

Рассмотрим содержание классификации аддиктивного поведения, предложенной автором Е.И. Селиванцевой:

1. Химические аддикции. Характеризуются пристрастием к сильнодействующим синтетическим и природным веществам, изменяющим физическое и психическое состояние человека. Химические аддикции наносят огромный вред здоровью человека. В эту группу входят: алкогольная, наркотическая, никотиновая зависимость, токсикомания.

2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:

- тягу к азартным играм;

- сексуальная аддикция;

- любовная зависимость;

- зависимость от покупок – шопинг;

-клептомания;

- трудоголизм;

- интернет-зависимость;

- спортивная аддикция;

3. Промежуточная группа. Специалисты включают нервно – психические болезни виды аддикций, связанные с перееданием и голоданием. Такие распространённые, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций [4].

В. А. Фролов подтверждает, что аддикция является болезненым пристрастием, которое вызвано привыканием к алкоголю, наркотикам или другим психоактивным веществам, а так же способам поведения, увлечения, в частности, азартным или компьютерным играм и др. [3].

Аддикция отличается от увлечения тем, что не несет никакой пользы для личностного развития. Она причиняет вред социальной жизни, отношениям с близкими людьми, блокирует  внутренний и жизненный резерв. Зависимый человек: теряет социальные связи, находится в конфликте с близкими людьми; терпит неудачи в личной жизни и  карьере, не имея сил отказаться от объекта зависимости; отрицает факт наличия зависимости; при недоступности объекта впадает в дисфорические (тоскливо- злобное настроение) или депрессивные состояния (устойчивое снижение настроения)[5].

Сторонники же социокультурных теорий аддикции утверждают, что формирование аддикции и аддиктивного поведения связано с общественными условиями, уровнем культуры, нравами и устоями. В частности, Джорджио Лолли и Ричард Джессор в своих исследованиях 10 доказали, что итальянцы, достаточно долго потребляющие алкогольные напитки, не считают, что в употреблении алкоголя можно найти утешение, хотя американцы приписывают ему такую способность [11].

 Если у взрослых химическая аддикция долгое время могут развиваться косвенно для окружающих людей, не отражаясь на их работе и социальном статусе, то у студентов и старших школьников все по другому: сначала наступает социальная дезадаптация, и лишь затем переходит в аддиктивное поведение.

Изучению особенностей проявления аддикций у старшеклассников посвящены исследования В. М. Ялтонского, Е.В. Змановской, А.А. Ярышевой, В.А. Фролова. Л.И. Максименковой, О. В. Ляпустиной, Н.Ю. Максимовой и др. Ранняя юность как кризисный период описан в работах Л.И. Божович, И.С.Кона, Д. Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой, Д.И. Фельдштейна, С. Степанова и других.

В современных условиях глобального расширения информационных технологий одним из объектов аддикции, среди старшеклассников и студентов ВУЗа, становиться интернет, что обусловило появление термина интернет-аддикция (интернетзависимость). М.Г. Чухрова определяет интернет-зависимость как непреодолимое стремление подключиться к интернету и болезненную неспособность вовремя отключиться от интернета, бесцельное времяпровождение в интернете [12].

К примеру, с точки зрения ортодоксальной психологии «фрейдизм-лаканизм» и психоанализа причины формирования отклоняющегося поведения рассматривал З. Фрейд [10], а отечественные исследования в области педагогики и социологии запомнились работами Л. С. Выготского.

Дэвид Макклеланд, последователь теории аддиктивной личности в своем исследовании выявил связь между алкоголизмом и стремлением к власти. Он обнаружил, что у студентов колледжа повышенная потребность в доминировании, стремление к власти, но они не старались их реализовать в своей студенческой общественной жизни, не претендовали на руководящие должности в реальной действительности, а лишь предавались мечтам и фантазиям, усиливая представления о собственном влиянии и преимуществе при помощи алкоголя .

Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что, несмотря на наличие большого количества исследований по проблеме аддиктивного поведения, единой психологической концепции не существует, мнения ученых многогранны и разноплановы, но они сходятся в том, что аддиктивное поведение негативно сказывается на развитии личности, особенно старшеклассников и студентов учебных заведений.

1.2 Психологическая характеристика студентов и старших школьников

Зарубежные исследователи отмечают, что школьники старших классов и студенты, склонные к аддиктивному поведению, отличаются депрессивным состоянием, непокорностью, низкой ответственностью.

Ранняя юность – это развитие таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка, старшеклассники внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются:

- Этический максимализм.

- Внутренняя свобода.

- Эстетический и этический идеализм.

- Художественный, творческий характер восприятия действительности.

- Бескорыстие в увлечениях.

- Стремление познать и переделать реальность.

- Благородство и доверчивость.

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Старшими классами называют 10 и 11 классы. Соответственно, старшеклассниками следует называть юношей и девушек 16-17 лет, если они обучаются в общеобразовательной школе, а не в учебном заведении другого вида[9].

Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Физическая сила, здоровье и привлекательность влияет на формирование у юношей и девушек уверенности в себе, положительной самооценки, жизнерадостности и т. д.,  Физическая слабость вызывает порой замкнутость, неуверенность  в свои силы, пессимизм. 

Переходный период между подростковым и юношеским возрастом называют кризисным периодом ранней юности. Л.И. Божович и И.В. Дубровина характеризуют данный кризис как связанный с новообразованиями возраста и с новой социальной ситуацией развития. [8]. Из-за возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех проявлений отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства – все это звенья одной цепи. Отдельно стоит сказать о роли семьи в возникновении аддиктивного поведения у подростков.

Источником конфликта и эмоционального напряжения могут быть конфликты в общении со сверстниками. У подростков формируются аддикции, они уходят от реальности, замыкаются в себе и разрушают сформировавшиеся межличностные отношения [6].

Анализируя научные работы, отметим, что смыслы как жизненные ценности старших школьников и студентов-динамичны, могут зависеть от ситуации, от какого-то события, значимой встречи, поступка или навязчивой идеи. Тем более, что подростково- юношеская психика подвижна, волевая регуляция не устойчива, система жизненно-важных потребностей постоянно и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его состояние.

По мнению И. В. Журавлевой, крепкое психическое и физическое здоровье является необходимым условием получения высшего профессионального образования, так как усвоение научных дисциплин сегодня требует от студентов огромной умственной, физической и психоэмоциональной отдачи.

В процессе обучения наблюдается частое нарушение эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности, что связано с повышенным стрессом и снижением уровнем стрессоустойчивости.

Личностный кризис в студенческом возрасте связан с основными задачами молодости, которые заключаются в обретении самостоятельности, профессиональном самоопределении и создании собственной семьи. На студенческий возраст приходится кризис перехода от юности к ранней взрослости. Существует представление, что юность плавно перетекает в молодость – начало зрелости, или, что юность является переходным периодом от детства к взрослости.

Согласно Н.А. Бородиной, до половины студентов вуза регулярно употребляют психоактивные вещества. У данных студентов нарушена мотивационная направленность личности, выражающаяся в усилении  потребности в стимуляции. Студенты-аддикты чаще других демонстрируют повышенную потребность в поиске новых ощущений, впечатлений, новых реализаций. Диагностическим критерием склонности к аддиктивному поведению может служить изменение эмоционального отражения [13].

Студентов, склонных к аддиктивному поведению, обобщенно можно охарактеризовать как лиц с неадекватной самооценкой, нуждающихся в самостимуляции, в поиске новых ощущений, со сниженными способностями к адаптации, эмоционально неустойчивых, тревожных, с возможными проявлениями аутоагрессии, недовольных собой, с отсутствием самостоятельности и нежеланием принимать ответственность.

1.3 Формирование склонности к аддиктивному поведению: факторы, причины и возрастные особенности студентов и старших школьников

Разрушительную микросреду для формирования личности ребенка создают не только неблагополучные или неполные семьи, где родители (или один из них) пьют, ведут безнравственный образ жизни. Также конфликтные семьи, где ребенок постоянно видит ссоры, скандалы, драки и семьи с искаженным воспитанием своих детей отрицательно влияют на психологическое состояние в настоящем и будущем времени. Эмоциональное отношение к детям (степень душевного контакта с ребенком, нежность и ласковость в обращении с ним). Нарушения взаимоотношений родителей и подростка могут быть самого различного происхождения. Значительную роль играют ценностные ориентации семьи, недостаток педагогической культуры родителей, особенности их личности.

Итак, семья, не сумевшая дать ребенку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищенности, устойчивости и гармоничности отношений, приводит к  разнообразной психической и личностной патологии, которая, в свою очередь, является допущением употребления психоактивных веществ[2].

Генетические различия влияют на физиологические и психологические особенности людей, которые, в свою очередь, могут оказывать влияние на характер употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Предрасположенность проявляется в наследуемых личностных и биохимических особенностях человека. Она реализуется только в том случае, если человек начинает употреблять, то или иное химическое вещество. Нередко у таких субъектов заболевание может начаться даже после однократного употребления наркотика.

Влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия. Психологическая готовность подростка к употреблению психотропных веществ, формируясь постепенно, реализуется при возникновении соответствующей ситуации в жизни подростка. Заболевание алкоголизмом и наркоманией никогда не бывает случайным («из-за любопытства»), внезапным. Аддиктивное поведение всегда отмечается довольно длительным периодом социальной дезадаптации ребенка (сначала дома, а потом и в школе, в СУЗе,ВУЗе), в первый период допинг-пробы химических веществ, значимую роль играют модель группового поведения. Среди  молодежи имеются свои группы, где употребление психотропных веществ является элементом их субкультуры.

Особенно опасным в отношении приобщения к наркотикам относится подростковый возраст, поскольку для него характерны неустойчивая самооценка, эмоциональная уязвимость, раздражительность, апатии, депрессии, тревоги, склонность  воспринимать общество враждебным. Подростки и старшеклассники отрицательно относятся к своему окружению: родителям, родственникам, друзьям, нереализованным возможностям. К ним относятся так же стремление к новым впечатлениям, любопытство, сложные отношения с окружающими, а так же свойственная подросткам склонность к протесту. Выделение подросткового возраста (старших школьников и студентов) в качестве определяющего этапа в становлении личности определяется тем, что именно в этот период, при условии правильного воспитания, происходит формирование смысла жизни у подростка, его отношения и установки к здоровому ее образцу, роста энергетического потенциала как основы его будущей социальной активности.

Каждый подросток находится в определённом социальном окружении, которое оказывает влияние на него и его отношение к химическим веществам (семья, школа, СУЗ,ВУЗ, молодёжные группировки и др.)

Причины приобщения подростков к курению также имеют различную мотивацию. Такие факторы, как высокий уровень родительского контроля, активное участие родителей в жизни детей, их неодобрение курения, играют важную роль при формировании у подростка установки на отвержение курения. Однако семейное окружение может и способствовать началу курения у детей. В подростковом возрасте больше значение приобретает влияние ближайшего окружения, в него так же входит социальные нормы образовательного учреждения, в котором он обучается. Тесные контакты между учащимися в рамках образовательного учреждения могут способствовать распространению употребления психоактивных веществ среди учащихся. Курение популярных учащихся влияет на приобщение к курению среди сверстников. Во многом они определяются имиджем этого явления в обществе, где курение отождествляется с мужественностью, независимостью, молодостью, сексуальностью, общительностью и т. п.

Компьютерная зависимость включает в себе пристрастие к компьютерным играм, бесконечное путешествие по интернету (социальные сети, интернет-казино, просмотр кинофильмов, интернет - шопинг).

  • Желание выделиться - попытка в виртуальной игре, заменить реальную жизнь, стать особенным, лучшим.
  • Игра - способ найти друзей, с которыми будет о чем поговорить.
  • Я буду играть, достигну высот и заработаю много денег - очень распространенный мотив.
  • У меня получается хорошо играть и я чего-то стою. Часто такая мотивация появляется у тех, кого постоянно ругают и унижают родители, учителя и так далее.

Увлечение азартными играми, абсолютное погружение в какую-либо деятельность при отказе от жизненно важных обязанностей, наркотики, алкоголь, интернет-зависимость, компьютерные игры и многое другое указывает на появление у молодого человека аддиктивной форме поведения. Через отклоняющееся поведение молодое поколение пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», возникающий из-за неумения жить в согласии с традиционными нормами и устоями, принятых в обществе.

Выводы по первой главе:

Мир, который формирует жизнь человека, не всегда безупречный, как для окружения, так и для созданной внутри. Почти всегда человек желает изменить свой мир, но для этого требуется много усилий. Все шаги, которые сопровождают изменение, складываются в путь. Этот путь человек выбирает сам. Есть ещё один вариант. Ничего не менять, потому что это трудно. Попытаться убежать, скрыться от своей жизни. Это путь, который ведёт к изменению собственной реальности, на первый взгляд, процесс кажется проще, а результат комфортнее.
Побег в такую реальность - это побег в зависимость.

Аддиктивное поведение – сложное интегративное образование, вид девиантного поведения, заключающийся в уходе от реальности, употреблении психоактивных веществ и изменении сознания для поддержания определенных эмоций.

Таким образом, аддиктивное поведение среди старших классов и студентов развитие зависимости может иметь сложную природу, в основе которой могут лежать сочетание различных биологических, психологических, личностных, семейных и средовых факторов. Одновременно у подростков отмечаются неустойчивость интересов, ориентация на иные ценности, нежели интерес к учебе, занятиям позитивными видами деятельности и планирование своей жизни, требующей систематической работы над собой, собранности и ответственности. Это происходит на фоне отсутствия установки на здоровый образ жизни или беспокойства о собственном здоровье, критического отношения к себе при полной убежденности в правильности выбора.

Список использованной литературы

1.Азарова, Е. А. Девиации  термини аддикции: антропологический  всякая подход : монография / Е. А. Азарова. - Ростов-на-Дону  условиях: ООО «Фонд  колпакова науки и образования», 2016. - 226 с

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

3.Верзина,  нарушенииВ. В., Алексеева, Е. Б. Международный журнал  режим экспериментального образования / В. В. Верзина,  бакулина Е. Б. Алексеева // Аддиктивное  подростков поведение как  аддикций следствие деструктивных  шишкина форм воспитания. - 2015. - № 11. - С. - 808.

4. Гиря, Ю. В. Личностные особенности людей с зависимым поведением [Текст]: автореф. дисс… канд. псих. наук: 19.00.01 / Гиря Юлия Владимировна. – М., 2013. – 27 с

5. Дьячкова М.Г. Аддиктивное поведение молодежи и подростков, как социальное явление [Текст] / М. Г. Дьячкова, Э. А. Мордовский. — М: Москва, 2011. . — 101 с.

6.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М.: Фолиум, 2006. – 70 с

7.Матусевич М.С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 958-960.

8.Назарова Н. Б. Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением. //Журнал Интеграция образования и воспитания. - Выпуск № 4 /2009. - С. 61 – 65

9.Степанов С. Старшеклассник: совокупный портрет. // Журнал «Школьный психолог». - №20, - 2003. С. 6

10.Фрейд З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. М: — Сталкер, 2009. — 544 с.

11.Халфина,  многомР. Р., Огуречников,  вероятность Д. Г., Махумутов,  подростковом И. С. Проблемы современного  когда педагогического образования / Р. Р. Халфина,  может Д. Г. Огуречников, И. С. Мухумутов // Особенности  могут проявления аддиктивных  психики подростков. – 2017. – № 56-7. – С. 354 – 361.

12.Чухрова М.Г., Ермолаева А.В. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения. // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (33) 2012. - С. 231 - 233

13.Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ [Текст]: автореф. дисс…канд. псих. наук: 19.00.05 / Чеверикина Елена Александровна. – Казань, 2013. – 23 с.