Алгоритм действий и индивидуальная работа психолога с ребенком, имеющим суицидальным риск.

Цель: повышения уровня информированности и компетентности психологов при работе с ребёнком, имеющим суицидальным риск.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «суицидальный риск», какие степени выделяют и их характеристика.
  2. Ознакомить с этапами индивидуальной формы работы и методами.
  3. Дать рекомендации об эффективных способах коммуникации с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм действий и индивидуальная работа психолога с ребенком, имеющим суицидальным риск.

Цель: повышения уровня информированности и компетентности психологов при работе с ребёнком, имеющим суицидальным риск.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «суицидальный риск», какие степени выделяют и их характеристика.
  2. Ознакомить с этапами индивидуальной формы работы и методами.
  3. Дать рекомендации об эффективных способах коммуникации с ребенком.

 «Группа суицидального риска» - это те люди, которые находятся под воздействием семейных, социальных, личностных социогенных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого, данной категории требуется особое внимание педагогов и специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития.

Деятельность по формированию и сопровождению группы суицидального риска является вторичной профилактикой, требует от психологов, с одной стороны - достаточно развитых навыков психологического консультирования (навыки активного слушания, ведения клиента по проблеме, инструктирование, умение предъявлять требования). В результате чего необходимо проводить мероприятия, которые будут способствовать повышению компетенции специалистов, участвующих в сопровождении детей «группа риска».  

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Выделяют 3 степени суицидального риска:

  1. невысокий риск (есть суицидальные мысли без определенных планов);
  2. риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);
  3. высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации).

Не высокий риск

  • Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
  • Проработать с ним суицидальные чувства.
  • Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
  • Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.
  • Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).
  • После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Риск средней степени:

  • Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку (сопереживание», эмпатийное слушанье).
  • Проработать суицидальные чувства (страх, стыд и тд.).
  • Укрепить желание жить (поиск ресурсов).
  • Обсудить альтернативы самоубийства (как, каким путем можно решить возникшую проблему, ситуацию).
  • Заключить контракт (соглашение с подростком о ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).
  • Срочно направить к психотерапевту (психиатру).
  • Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.
  • После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную работу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Высокий риск:

  • Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.
  • При необходимости удалить орудия самоубийства.
  • Заключить контракт.
  • Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
  • Информировать семью.
  • После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Этапы индивидуальной формы работы:

Этапы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

Начальный

этап

Установление эмоционального контакта с собеседником,

взаимоотношений «сопереживающего партнерства»

«Сопереживание»,

«Эмпатийное выслушивание»

Второй

этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации;

снятие ощущения безвыходности ситуации

«Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование беседы», «Постоянное внимание к содержанию»,

«Определение конфликта»

Третий

этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

«Интерпретация», «Планирование»,

«Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации»

Заключительный этап

Окончательное формулирование плана деятельности;

активная психологическая поддержка

«Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности»

«Как надо с ним говорить…»

Если Вы

слышите…

Обязательно

скажите…

Не говорите…

«Ненавижу – школу!»

«Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?»

«Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным.

Что толку?»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными…

Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь».

«Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для своих близких…», «Меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»

«Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»

«Я совершил скверный поступок!»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«Никто не понимаете меня!»

«Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!»

«Кто же может понять подростка в наши дни?»

Спасибо за внимание!!!

        

        Литература:

  1. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  2. Всемирная организация здравоохранения Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева 2006, 30 С.
  3. Костюкевич, В.П., Биркин, А.А., Войцеха, В.П., Кучер, А.А. Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога / В.П. Костюкевич,

А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003.

  1. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. М.: КогитоЦентр, 2005.