Сказкотерапия для детей «Цветик-семицветик»

Возраст: 5 – 6 лет.
Направленность: Трудности в поведении, конфликты с ребятами, трудности принятия правил. Ключевая фраза: «Вечно  ко мне придираются!»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_-_semitsvetik.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для детей «Цветик-семицветик»

 
Возраст: 5 – 6 лет.
Направленность: Трудности в поведении, конфликты с ребятами, трудности принятия правил. Ключевая фраза: «Вечно  ко мне придираются!»
 
Далеко-далеко в большом городе жил-был самый обычный мальчик. Звали его Женя, он был чем-то похож на тебя. Ему было пять лет и, как и все дети, он ходил в детский сад. Ему нравилось ходить туда, ведь у него там было много-много друзей. Каждое утро при встрече они улыбались друг другу и весело бежали в группу.
 
И все было бы замечательно, но никак не получалось у Жени выполнять правила поведения в группе. Есть ребята, которые ходят в группу давно, а есть те, кто начал ходить недавно. Самого Женю это не очень расстраивало, потому что он ходит в группу давно, у него есть свои друзья. А вот новички всё время хотели играть с его друзьями, отстраняя его самого. Жене это было обидно, и он не хотел, чтобы новенькие заняли в игре его место. Тогда он стал подговаривать ребят посмеяться над новеньким, снять у него с головы шапку во время прогулки, или толкнуть, например. Но строгая воспитательница все время ругала Женю, говорила, что так делать нельзя! Стыдила его за такие поступки, говорила, что нечаянно толкая ребенка, можно нанести ему травму, увечье, непоправимый вред здоровью.  Она наказывала за такие поступки тех ребят, кто это делал, объясняла о последствиях такого поведения, сажала на стульчик «подумать о своём поведении». От этого у Жени на глаза наворачивались слезы, а руки сжимались в кулаки, ему хотелось выбежать из группы, хлопнуть дверью так, чтобы группе зазвенели стекла.

 
Однажды прекрасным воскресным денем они вместе с мамой и папой пошли гулять в парк. По дороге они весело шуршали сухими листьями на дорожках— ведь была осень— любовались на уток в пруду и ели мороженное. А когда они возвращались домой, Женя вдруг увидел свою воспитательницу. Она гуляла в парке с мальчиком, почти таким же, как Женя, только он не шуршал осенними листьями в парке и не бегал наперегонки с другими детьми, он тихо сидел в коляске, а воспитательница  катила ее по дорожке.
 
Той ночью Жене приснился сон, что он идет по полю среди множества разных цветов. И вдруг среди них он увидел один цветок, у которого было семь лепестков разного цвета. Женя сразу понял, что нашел тот самый волшебный 
цветик-семицветик, который выполняет любые желания. Женя хотел сразу же загадать себе новый велосипед, но вспомнил, что у него уже есть такой. Тогда он подумал, что было бы хорошо, если бы его перестали ругать за хулиганство по отношению к новичкам, чтобы его больше не сажали на стульчик в наказание, но он понимал, что перестать обижать новеньких он должен САМ, а волшебство помогает только тогда, когда человек сам не может чего-то сделать. И тут Женя вспомнил, что у его воспитательницы есть знакомый, который не может ходить, и решил, что цветик-семицветик нужно, конечно, отдать ей.
 
Утром Женя проснулся очень рано, мама и папа еще спали. Он сделал из цветной бумаги цветик-семицветик и в детском саду отдал его воспитательнице.
 
Первый раз Женя видел свою воспитательницу такой: она улыбалась, а глаза у нее были такими же добрыми, как у мамы.
 
Вопросы для обсуждения
 
Что чувствовал Женя по отношению к воспитательнице.?

Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик?

Из-за чего и как изменилось отношение Жени к воспитательнице.?

Почему Женя решил научиться владеть своим поведением без всякого волшебства?

Книга «Этикет для маленьких» - чтение правил поведения ребят в детском саду в группе, на прогулке, за столом во время принятия пищи, на занятии.

Согласен ли ты с этими правилами?

Как это сделать?

Сказкотерапия «Цветик – семицветик».   (по сказке В. Катаева).

Цель: Совершенствование эмоционально-волевой сферы детей и эмоционально-волевых процессов.

Задачи:

1.  Развитие произвольного внимания и искусству расслабления.

2.  Учить детей осознавать свои чувства, эмоции, побуждения и желания.

3.  Учить постепенно овладевать «телесным осознанием».

Необходимые материалы: светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги.

1 часть.

Конспект.

Вступление.

    «Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Какие чудеса, как вы думаете? И как выглядят эти цветы? ( Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы. Например, это были крупные цветы или мелкие? Какого они цвета и т.д.).

     Надо ли сказать какие-то волшебные слова, чтобы цветы совершили чудо? Какие слова?»

Вхождение в сказку.

    «У меня тоже есть волшебный цветок (демонстрируется светильник из световолокна). Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того, чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок и представьте себе, как свет от него входит в вашу голову…шею…спину…грудь…живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги.

     Чувствуете, как волшебная сила наполнила ваше тело? Ну, вот мы и в сказке. Она называется «Цветик-семицветик».

Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала е мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Обернулась Женя, да уже поздно! Все баранки съедены.

   - Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Упражнение 1.   «Догонялки».

   Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек ( на пол кладется шарфик голубого цвета ), взбираются на холмик ( на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т.д.

    Когда выключается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках…) усталость, покалывания, боль, приятные ощущения, мягкие, тяжелые и т.д.

     

    Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Упражнение 2.  «Плач».

  Детям предлагается почувствовать и показать состояние испуга, страха. Ведущий обращает внимание детей на то. Что при испуге тело напряженное, скованное, твердое. Затем дети садятся на пол и «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела… Ведущий подходит к каждому ребенку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

     Вдруг  откуда ни возьмись – старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

  - Не плачь, я тебе помогу.

    И старушка подарила Жене очень красивый цветок. ( Демонстрируется цветик-семицветик ). У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).

        - Этот цветик-семицветик, - сказала старушка. – Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели».

    Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова.

Упражнение 3.   «Желтый лепесток».

     Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формирует заключительную фразу – приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома».

      Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома. Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу. Она влезла на стул и потянулась за маминой любимой вазой. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки. Что делать?

    «А вы как думаете? Что сказали бы ее родители, братья, сестренки, бабушки? Как бы отнеслись к ее поступку?»

Упражнение 4.   «Семья».

   Один ребенок играет роль Жени. Остальные дети выбирают себе роль мамы, папы, бабушки, сестры  и т.д. Каждый из «семьи» подходит по очереди к Жени и высказывает ей свое мнение.

       «Но всего этого в сказке не было. А было другое».

          Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.

Упражнение 5.   «Красный лепесток».

  «Женя» из упражнения 4 шепотом произносит заветные слова и составляет заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы ваза вновь стала целой».

      Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.

Упражнение 6.   «Ваза».

Детям предлагается сделать «вазу», то есть встать тесным кружком, вытянуть руки вверх, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, «ваза разбивается», «осколки» (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, «осколки» срастаются и превращаются в «вазу». Повторяется 3-4 раза.

   Детям предлагается сесть на пятки и расслабить руки, свесив их вдоль туловища, слегка опустив на грудь голову. Дети слушают ощущения в своем теле.

Заключение.

    «И хотя сказка еще не закончилась, волшебная сила, которую подарил нам чудесный цветок, иссякла, и мы оказались в нашем обычном мире. О том, какие приключения ожидали Женю дальше, мы узнаем на следующем занятии.

      Что вам больше всего понравилось в сказке?...

       Все молодцы, всем спасибо, занятие окончено.

Часть 2.

Необходимые материалы: цветик-семицветик, светильник, стул, несколько мелких цветиков-семицветиков (по числу детей ).

Вступление.

   «В какой сказке мы побывали на прошлом занятии? Как звали главную героиню сказки? Что произошло с Женей после того, как она попала домой? Сегодня мы узнаем о дальнейших приключениях Жени. Нам снова поможет наш волшебный цветок».

Вхождение в сказку.   (см. предыдущее занятие).

     Пошла Женя во двор погулять. А там мальчики в героев-полярников играют.

       - Мальчики, примите меня поиграть, - сказала Женя.

       - Ишь, чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

       - Какой же это Северный полюс? Это песок да доски.

       - Не песок, а море, не доски, а льдины. Уходи, не мешай нам.

       - Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не вашем игрушечном, а на всамделишном.

         Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 1.   «Синий лепесток».

    Один ребенок («Женя») говорит волшебные слова, вынимает лепесток и приказывает: «Вели, чтобы я сейчас же был (а) на Северном полюсе».

     Ведущий обращает внимание на то, что эту фразу следует произносить капризно и упрямо, решительно.

       Не успела она это сказать, как вдруг, откуда не возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там – сто градусов!

Упражнение 2.  «Северный полюс».

         Ведущий выключает свет и включает музыку.

         Детям предлагается покружиться в вихре, отдаться вихрю, чтобы он перенес их на Северный полюс.

         Ведущий предлагает детям оглядеться вокруг и рассказать, сто они видят и чувствуют на Северном полюсе.

(В случае затруднения ведущий задает наводящие вопросы. Крупные предметы в группе (столы, стулья…) превращаются в тюленей, медведей, льдины.)

         Дети активно «мерзнут». Ведущий предлагает им описать свое состояние. Расслаблены или напряжены руки, ноги, спина, шея, лицо?

         Дети садятся на пятки. Ведущий предлагает расслабить шею, плечи, руки освободиться от напряженности и холода. «Теперь вам тепло, уютно, приятно. Тело мягкое, спокойное. Вам уже хорошо и тепло, а что делать Жене?»

        Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи: «Лети, лети, лепесток…»

   

Упражнение 3.   «Зеленый лепесток».

    Упражнение проводится аналогично другим упражнениям с лепестками. Ведущий обращает внимание на голос Жени: испуганный, но решительный и громкий.

    Роль Жени в этом упражнении можно предложить ребенку неуверенному в себе, с тихим голосом, чтобы активизировать его. пробудить внутренние силы организма.

   

    И в тот же миг она вновь очутилась во дворе. Только с мальчишками Женя решила больше не водиться, а пошла в другой двор, играть с девочками. Пришла и видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла. Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого много игрушек».

     Вынула Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебный слова.

Упражнение 4.   «Оранжевый лепесток».

      Ведущий обращает внимание детей на интонацию речи. Слова нужно произносить с чувством превосходства над другими. Ведущий помогает оформить заключительную фразу: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!».

     И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков.

 - Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя.

    Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя  по лестнице – игрушки за ней. Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.

Упражнение 5.   «Игрушки».

      Один ребенок – «Женя», остальные – «игрушки» (называет себя какой-то игрушкой и показывает как он будет двигаться и какие звуки издавать). После обсуждения все «игрушки» направляются к «Жене». «Женя» передвигается по всей комнате, спасаясь от «игрушек», в конце концов отрывает фиолетовый лепесток и быстро произносит заветные слова. Все «игрушки» после этого разбегаются.

   

          Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один – голубой – лепесток. Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет… Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?

     Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.

      - Мальчик, как тебя зовут?

      - Витя. А тебя как?

      - Женя. Давай побегаем наперегонки.

     - Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.

     Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди.

       С этими словами девочка бережно оторвала последний листок, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток…»

Упражнение 6.   «Голубой лепесток».

       Выбираются «Женя» и «Витя». «Витя» демонстрирует хромоту и садится на стульчик. «Женя» отрывает лепесток и нежно, с любовью приговаривает слова: «Лети, лети, лепесток… вели, чтобы Витя был здоров».

      В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей смеяться, бегать и по полянке.

Упражнение 7.   «Веселье».

   Ведущий включает музыку, дети пляшут, прыгают, веселятся. Затем расслабляются.

Заключение.

«Сказка закончилась, а вместе с нею иссякла волшебная сила, которую подарил нам цветок в начале занятия. А без волшебной силы невозможно путешествовать по сказкам. Поэтому мы снова оказались в обычном мире».

Каждому ребенку ведущий дарит маленький цвети-семицветик и предлагает придумать желание на каждый лепесток. Назвать свои желания дети могут на специально проведенном для этого занятии. Можно совместить это занятие с рисованием или аппликацией.

Вопросы для обсуждения сказки «Цветик – семицветик»

В: Ребята, я вам прочитала сказку и теперь хочу проверить, как внимательно вы её слушали. А для этого нужно вам ответить на вопросы:

1. Какое название у сказки?

2. Кто главный герой сказки?

3.Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?

4. Для чего старушка подарила девочке Жене цветик-семицветик?

5. Какие желания загадала Женя?

6.Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?

7. Какое из загаданных желание было самым разумным?

8. Чем помогла Женя мальчику Вите?

9.Какие бы желания загадали вы?

10.Какие желания можно исполнить в жизни, не имея цветика-семицветика?

В: В сказке вам встретились интересные выражения: «Женя любила считать ворон»

     Как вы это поняли? В каких еще случаях говорят, что ты ворон считаешь?

     Как сказать про это по - другому?

     «Увидев медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи»            Что означает это выражение?

     Также неожиданно старушка исчезла, «как сквозь землю провалилась»    Как это? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала)

В: Хорошая и добрая девочка Женя, но ее желание по поводу игрушек мне

совсем не понравилось, жадное какое-то желание. Подумайте, как его

можно было бы изменить, чтобы оно стало добрым?

В: Представьте себя на месте Жени, закройте глаза и загадайте желание.

Потом возьмите по лепестку, произнесите волшебные слова и озвучьте

желание.

В: Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет,

достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную

минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).

"Цветик-семицветик".    Вопросы по сказке:

  • Кто автор сказки?
  • Почему так быстро закончились лепестки?
  • Чему учит эта сказка?
  • Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
  • Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
  • Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?
  • Почему мы говорим. Что это сказка? Что сказочного в этой истории?