Сказкотерапия как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_zdorovesberezhenie.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия- как метод формирования

психологического здоровья детей дошкольного возраста

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии:

  1. Формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
  2. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
  3. Развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
  4. Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
  5. Снижение уровня тревожности и агрессивности;
  6. Развитие умения преодолевать страхи.

Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:

1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок»«Волк и семеро козлят»«Курочка Ряба»«Гуси-лебеди»«Репка»«Маша и медведь».

2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).

Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.

4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение

5. Психокоррекционные (психологическиепсихотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Формы работы со сказками:

 

  • Чтение, рассказывание сказки.
  • Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Рисование сказки.
  • Лепка по сказке.
  • Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Решение сказочных задач.
  • Сочинение сказки.
  • Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.
  • Постановка сказки.

Требования к работе со сказкой:

1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)

2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.

3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Ткач Разида Мугалимовна, практикующий психолог консультант, доктор филосовских наук считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Начало сказки, встреча с ее героями происходит со слов «Жили-были…»

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

- И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «Вхождение в сказку»

2. Чтение сказки

3. Обсуждение сказки

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»

1.«Вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.

2. Чтение сказки

1 варианта: читаем сказку полностью, без обсуждения.

2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3. Обсуждение сказки. На примере переделанной терапевтической сказки «Цветик - семицветик», с ребятами 7 группы обсудили следующие вопросы:

Что чувствовал Женя по отношению к воспитательнице?

Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик?

Из-за чего и как изменилось отношение Жени к воспитательнице?

Почему Женя решил научиться владеть своим поведением без всякого волшебства?

Мы проговорили с ребятами, как они чувствуют себя, когда их дразнят, толкают. Проанализировали, что такое поведение есть и в их группе. Затем дети вспомнили, как в реальной жизни можно избежать такие поступки, когда можно получить физическую травму.

4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.

ВыводСказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и, как в жизни, ищут пути решения проблем, которые встают перед ними.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, Саратовская область, город Энгельс, 1 микрорайон, дом 10, тел.: 8(8453) 55-30-21

E-mail: MDOY-67@yandex.ru

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

педагог – психолог

Нищенкова Оксана Вениаминовна  

г. Энгельс  2022