Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе

Колупаева Елена Викторовна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.  Так как в условиях современной жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Общеизвестно, что личность формируется в процессе собственной деятельности, в том числе познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolniki.docx278.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»

Подготовила:

педагог-психолог

Мащенко Елена Викторовна

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

  1. Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе…………………5-10

1.1. Направления работы……………………………………………………..5

1.2. Этапы работы……………………………………………………………..5

1.3 Методы и приемы организации  психолого-педагогической работы по

 развитию интеллектуальных способностей………………………………….7

II. Количественный и качественный анализ результатов работы…………..9

Список литературы…………………………………………………………….11

Приложение

Введение

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.  Так как в условиях современной жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Общеизвестно, что личность формируется в процессе собственной деятельности, в том числе познавательной деятельности.
        Углубленная работа по данному направлению в нашем дошкольном учреждении, обусловлена следующими факторами:

  1. Анализируя результаты мониторинга познавательного развития и готовности к обучению в школе старших дошкольников за период нескольких прошедших лет, был выявлен большой процент детей с низким уровнем развития мыслительных операций, слабовыраженным познавательным интересом, навыков организации самостоятельной деятельности.
  2. В рамках  преемственности в работе дошкольного и общего начального образования, регулярно проводится анализ адаптации и успеваеемости выпускников ДОУ к школе. Психологи и учителя начальных классов обращают внимание на то, что частой причиной дезадаптации и низкой успеваемости первоклассников является низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, нестойкий (либо часто отсутствующий) познавательный, отсутствие самостоятельности в планировании своей деятельности и поиске самостоятельных решений.
            Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.  
              

Понятие «интеллектуальное развитие» в современной науке и показатели интеллектуального развития понимаются достаточно широко. В своей работе я буду опираться на следующие показатели интеллектуального развития, так как они, на мой взгляд, наиболее оптимальны и позволяют проследить динамику интеллектуального развития детей в рамках моей практической  деятельности:

  1. общая способность к познанию, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
  2. система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления);
  3. способность к решению проблем в процессе самостоятельной деятельности

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина.

Целью моего психолого- педагогического опыта является повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством активизации познавательной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Создать условия для развития интеллектуальных способностей (занимательная предметно-развивающая среда).
  • Развивать у старших дошкольников мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение и понимание причинно-следственных связей), внимание, память, восприятие, воображение;
  • Формировать познавательный интерес к деятельности;
  • Побуждать к развитию любознательности, самостоятельности, творческой активности;
  • Обогащать  эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственных действий с предметами, явлениями;
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности;

      Новизна данной работы заключается в том, что в опыте  систематизированы инновационные подходы  к развитию познавательной деятельности дошкольников, влияющие на формирование интеллектуального развития в целом; представлены формы активного взаимодействия с педагогами и  родителями, направленные на активизацию познавательной деятельности дошкольников;

  1. Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе

1.1. Направления работы

Систему психолого-педагогической работы по данному  вопросу реализую в трех направлениях:

I направление: работа с детьми

  • Первичная диагностика:

- уровня развития познавательных процессов

- сформированности компонентов психологической готовности к школе

  • Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей
  • Реализация коррекционно-развивающей работы в форме:

-индивидуальных и подгрупповых занятий;

- участия в совместной деятельности;

II направление: взаимодействие с педагогами

  • Помощь в создании условий для успешной познавательной деятельности в группах;
  • Ознакомление педагогов с психологическими основами интеллектуального развития старших дошкольников;
  • Обучения адекватным способам взаимодействия с детьми по активизации познавательной активности и развитию интеллектуальной сферы дошкольников;
  • Составление совместного плана мероприятий по повышению качества познавательной деятельности детей;

III направление: взаимодействие с родителями

  • Анкетирование по вопросам интеллектуального развития ребенка и подготовки к обучению в школе;
  • Консультации;
  • Проведение практических занятий;
  • Организация совместных проектов в рамках решения поставленных задач;

  1. Этапы работы

I этап: организационный

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • Пополнение развивающей среды в кабинете психолога и группах;
  • Первичная диагностика уровня познавательного развития, определение предполагаемых результатов;
  • Подбор и систематизация форм, методов и приемов активизации познавательной деятельности;
  • Разработка перспективного плана  работы по познавательной деятельности в старших, подготовительных группах;
  • Составление плана мероприятий по взаимодействию с педагогами и родителями;

Методические разработки:

  • диагностический модуль обследования высших психических функций;
  • картотека познавательных игр;
  • перспективный план работы с детьми ;
  • мультимедийные презентации к занятиям познавательного цикла;
  • проект  по познавательно-исследовательской деятельности  старших дошкольников

Помимо материала и оборудования кабинета психолога, в котором есть достаточное количество игр для развития познавательной активности и творчества, стараюсь оказывать помощь воспитателям в создании с разнообразной игровой среды в группах, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

II этап: практический

  • Непосредственная психолого-педагогическая работа с детьми по активизации познавательной деятельности и интеллектуальному развитию;
  • Практическое взаимодействие с педагогами и родителями;

Содержание игровых занятий по познавательному развитию продумываю через интеграцию различных видов деятельности:

-познавательно-исследовательской,

-коммуникативной,

-музыкальной,

-двигательной

-конструктивной

-изобразительной

III этап: контрольный (Оценка эффективности психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников).

В качестве диагностического инструментария использую следующие методики:

Мышление:

Наглядно-образное «последовательные картинки»

Словестно-логическое «четвертый лишний»

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна- Йирасека )

Установление причинно-следственных связей («последовательные картинки»)

Обобщение, классификация («четвертый лишний»)

Анализ и синтез, умение воспроизводить целостный образ предмета «Разрезные картинки»

Мнемические процессы:

-механическая слуховая память (10 слов)

- зрительная память (10 картинок)

Внимание:

Произвольность (тест Керна-Йирасека копирование точек)

-устойчивость (модифицированный тест Рея «переплетенные линии»)

-переключение («найди отличие»)

Восприятие:

«Фигурно-фоновые отношения», «разрезные картинки»

Воображение: вербальное «последовательные картинки», «на что похоже»

Мониторинг интеллектуального развития провожу в начале и конце учебного года с детьми старших и подготовительных групп, что дает возможность проследить динамику в развитии детей, а также судить об эффективности выбранных методов и приемов обучения и развития и спланировать комплекс мероприятий для дальнейшей работы по данному направлению.

1.3 Методы и приемы организации  психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей:

  • Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорного оборудования
  • Развивающие игры и игровые упражнения  - дидактические, подвижные, игры-экспериментирование
  • Проектная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Проблемно-поисковые ситуации
  • Рассматривание и совместное составление знаково-символических схем
  • Моделирование
  • Совместные  тематические выставки, альбомы, мини-музеи.

Изучив многие интересные разработки и современные обучающие технологии, адаптировала некоторые из них в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями и активно применяю в своей практической деятельности:

  • Здоровьесберегающие технологии:

1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);

2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

3. Физкультминутки, динамические паузы;

4. Работа с кинетическим песком

  • Игровые технологии;

Технология ТРИЗ  

  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.) В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. (Игровая проблемная ситуация)

  • Технология проектов
  • Поисковая деятельность
  • Моделирование

Так, например, в старших, подготовительных группах в этом учебном году, был организован совместный познавательно-исследовательский проект «Сокровища волшебного сундучка», направленный на ознакомление со свойствами некоторых материалов, обогащение кругозора, активизацию познавательной активности, развитие мыслительных операций в самостоятельной поисковой деятельности. Информирование родителей о мероприятиях, проводимых в рамках проекта происходило по средствам оффлайн трансляции на сайтах групп и моем персональном сайте, там же представлены творческие отчеты, интересные развивающие игры по познавательному развитию, видеоролик занятия с элементами квеста, мастер-класс по обучению детей изготовлению кукол из ткани и т.д. В группах были организованы мини-музеи необычных предметов из ткани и бумаги, который можно было посетить как в группе, так и виртуально на сайте. Родители оказывали помощь в создании коллекций фантиков, чудо-лоскутков и т.д

Стараюсь строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно).
И хорошим результатом и важным показателем успешности познавательной деятельности считаю тот факт,  что многие дети начинают самостоятельно конструировать игры. Чтобы поддержать детскую инициативу, мы  установили в старшей группе  карман - копилку детских идей.
По просьбе ребенка, я или воспитатель записывает придуманную им игру и кладет в копилку. Или родители приносят записанные идеи игр и мы реализуем их в повседневной жизни детского сада. Эти материалы обрабатываются совместно с детьми в приемлемую для использования форму и вводятся на занятиях и в самостоятельную деятельность.

Поэтому, хочу сделать акцент на том, что работа, проводимая мною, по развитию познавательной деятельности со старшими дошкольниками происходит в тесном взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.

 Оно находит отражение в:

  • Совместных заседаниях родительского клуба «Содружество»
  • Мастер-классах для родителей и педагогов
  • Консультаций
  • Выступлениях на родительских собраниях
  • Общении с родителями посредством сети интернет( на сайте МБДОУ д/с №16, персональном сайте, сайтах групп)
  • Совместных практических занятиях
  • Организация (в рамках проекта) совместных мини-музеев и коллекций в группах

  1. Количественный и качественный анализ результатов проводимой работы:

Таблица 1:

Таблица 2:

  • Наблюдается стабильно положительная динамика в развитии познавательных процессов у старших дошкольников и уровня интеллектуального развития в целом;
  • Развивается стойкий познавательный интерес к деятельности;
  • Дети проявляют активность, любознательность и самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций;
  • Обогащается чувственный опыт детей за счет активного использования разнообразных форм познавательной деятельности;

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей  в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития является активная познавательная деятельность. Считаю, что обучение дошкольников в различных формах организации познавательной деятельности  стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Список литературы:

1.Алябьева Е.А Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего возраста М., Сфера., 2004

2.Афонькина Ю.А Урунтаева Т.А Изучение психики дошкольника Мурманск., МГПИ., 1992

3.Афонькина Ю.А Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет Волгоград., Учитель., 2016

4.Велиева С.В Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста С-Пб., Речь., 2005

5.Каменская В.Г, Зверева С.В Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению С-Пб., Детство Пресс., 2004

6.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 5-6 лет С-Пб., Речь., 2014

7.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 6-7 лет С-Пб., Речь., 2014

8.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих

первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.-СПб.:Речь,2007

9.Пастоева Л.Д Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет М., Книголюб., 2006

10.Переслени Л.И Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности М., айрис Пресс., 2006

11.Шарохина В.Л Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе М., Книголюб., 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ