Программа "Линия жизни" для 5 классов

Документ содержит информацию о программе "Линия жизни" для 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liniya_zhizni_5_kl.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочный курс

«Линия жизни»

 5 класс

2014-2015 учебный год

Учитель: Плеханов Вячеслав Юрьевич

Количество часов в год: 17, 5 часов

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»

Учебно-методический комплект:

Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010

                                                    г. Нефтеюганск

                                                            2014

Пояснительная записка

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»

Учебно-методический комплект:

Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010

Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни. 

Занятия помогут ребятам  сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на конференциях.

На занятиях курса ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении «Дней Здоровья», спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, стенгазет, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Цель: формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья

Задачи:

  • Расширить знания учащихся по экологии человека;
  • Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания, сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.

Формы обучения: групповые и коллективные. 

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставки, оформление стенгазет, создание листовок, проведении акций. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих и исследовательских заданий.

Программа курса «Линия жизни» рассчитана на учащихся 5 классов в количестве 17,5 часов.

Личностные результаты:

  • Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

Метапредметные результаты:

  • Работать с различными источниками информации;
  • Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
  • Развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми по поводу исследований;
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки.

Предметные результаты:

  • Расширить теоритические знания учащихся по экологии человека;
  • Принимать  разумные  решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания.

Планируемые результаты изучения курса

Выполнив программу внеурочного  курса  «Линия жизни» учащиеся научаться:

  • Быть информированными о  причинах, сохраняющих и разрушающих здоровье;
  • Принимать  разумные  решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
  • воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
  • Работать с различными источниками информации;
  • Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Применять полученные знания для осознанного выбора профессии.

Контроль усвоения программы курса безотметочный. Оценивается уровень освоения курса по активности работы учащихся.

Содержание курса внеурочной деятельности (5-е классы)

1. «Иммунитет на страже здоровья» (5 часов)

Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.

Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.

Темы исследовательских работ: 

- «Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма».

- «Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями».

- «Прививка: «за» и «против».

- «Что такое «Грипп».

- «Профилактика вирусных болезней».

- «Лекарственные растения на страже иммунитета» и др.

Творческие работы: оформление стенгазеты «Осторожно – грипп!»

2. «Вредные привычки» (4 часа)

Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка.

Практикумы: презентация работы творческих групп на конференции, разработка листовок, проведение акции «Листовка в подъезд».

Темы исследовательских работ:

- «Я и вредные привычки».

- «История табакокурения».

- «Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм».

- «Как бросить курить?» и др.

Творческие работы: создание листовки «Брось курить!», оформление стенгазеты «Я выбираю здоровье!»,

3. «Движение – жизнь» (5 часов)

Теоретические знания: опорно-двигательная система человека, условия ее формирования, меры профилактики искривления позвоночника и плоскостопия, анаболики, стероиды, гормоны. Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия.

Практикумы: определение правильности осанки, наличия плоскостопия, презентация работы творческих групп на конференции.

Темы исследовательских работ:

- «Спорт в моей жизни и жизни моей семьи».

- «Оценка состояния физического здоровья».

- «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».

- «Польза движений в судьбах великих людей».

- «Влияние двигательной активности на организм».

- «Гиподинамия – болезнь века».

- «Правила тренировки»

Творческие работы: оформление выставки работ учащихся: рисунков, фотографий и сочинений.

  1. «Пища наша» (3 часа)

Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета.

Практикум:  презентация работы творческих групп на конференции, презентация достижений за время прохождения курса.

Темы исследовательских работ:

- «Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки».

-  «Мой режим питания».

- «Блюда национальной кухни».

- «Диета и здоровье».

- «Режим питания моей семьи».

- «Вкусовые и пищевые добавки» и др.

Тематическое планирование с основными видами деятельности

5-е классы (17,5 ч.)

№ п/п

Название темы

Виды деятельности

1.

Иммунитет. Виды иммунитета, механизм иммунитета

Беседа

2

Вирусные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: ОРЗ, ОРВИ, грипп

Беседа

3

Аллергия, аллергены.

Беседа

4.

«Иммунитет на страже здоровья». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы.

Конференция

5.

Оформление стенгазеты «Осторожно – грипп!»

Практикум

6.

Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на организм подростка

Беседа

7.

 «Нет вредным привычкам!» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы

Конференция

8.

Оформление стенгазеты «Я выбираю здоровье».

Практикум

9.

Создание листовки «Брось курить!» Проведение акции «Листовка в подъезд»

Практикум

10.

«Определение правильности осанки, наличия плоскостопия». Влияние неправильной осанки на здоровье.

Практикум

11.

 «Действие нагрузки на работу сердца». Гигиене ССС.

Беседа

12.

Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека. Правила проведения.

Беседа

13.

 «Движение – это жизнь». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы.

Конференция

14.

Подготовка к «Дню здоровья». Оформление выставки работ учащихся: рисунков, фотографий и сочинений.

Практикум

15.

 «О чем расскажет упаковка». «Питательные вещества, чужеродные примеси пищи».

Беседа

16.

Рациональное питание и культура здоровья.

Беседа

17.

«Пища наша». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы.

Конференция

18.

Презентация достижений

Практикум

Итого

17,5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Д

2

Программа А.И Савенкова «Исследовательское  обучение  школьников». М., 2003.

Д

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.        

Д

2

«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

3

«Юным любителям природы», Н.Н. Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975.

Д

4

«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

Д

5

«Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, Вентана – Граф, 2005.

Д

6

«Экология человека. 8 класс», М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина, Москва, Вентана – Граф, 2003.

Д

7

«Размышления о наркомании» М.И. Буянов, Москва, Просвещение, 1990.

Д

8

«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990.

Д

9

«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.

Д

10

«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989.

Д

11

 «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

Д

12

 «Профилактика вредных привычек» Н.И. Еременко, издательство «Панорама», Москва 2007.

Д

13

 «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.

Д

14

 «Формирование здорового образа жизни подростков», В.С. Кучменко, Л.П. Анастасова, Москва, Вентана – Граф, 2004.

Д

15

 «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008.

Д

16

 «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988.

Д

17

 «Учебно-исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

http:// bg-prestige.narod.ru

Д

2

http://schools.keldysh.ru

Д

3

http://www.zavuch.info

Д

4

http://festival.1september

Д

5

http://pedsovet.org

Д

6

http://metodist.ru

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Мультимедийный компьютер

Д

3

Мультимедийный проектор

Д

4

Интерактивная доска

Д

5

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К