Программа по профориентации "Азбука профориентации"

Документ содержит информацию о программе "Азбука профориентации" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Азбука профориентации" 36.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предпрофильная подготовка 

«Азбука профориентации»

9 класс

на 2014-2015 учебный год

учитель: Плеханов Вячеслав Юрьевич

Количество часов в неделю:  1час        

Количество часов в год: 35  часов

Составлена на основе учебной программы «Азбука профориентации XXI века» Богайцевой М.В., Ханты-Мансийск, 2011 г.        

г. Нефтеюганск, 2014


Пояснительная записка

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Школьнику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

Задачи программы:

Образовательные  задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи:

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития г. Нефтеюганска, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи:

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит:

- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;

- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;

- повысить мотивацию молодежи к труду.

Форма контроля  -  безотметочная. Основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала данного курса.

Программа  «Азбука профориентации» рассчитан на 35 часов (по 1 часа в неделю на протяжении года).

Содержание курса «Азбука профориентации» (8-е классы)

Введение

Тема 1. Понятие «профориентация».

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры.

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Тема 2. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.

Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Тема 3. Ценностные ориентации.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.

Тема 4. Способности.

Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Тема 5. Профессионально важные качества.

Профпригодность, профессионально важные качества.

Тема 6. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.

Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.

Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа.

Тема 7. Самооценка.

Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Тема 8. Целеполагание и образ будущего.

Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Тема 9. Этапы профессионального самоопределения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.

Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Тема 10. Карта самопознания.

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.

Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Тема 2. Профессии типа «человек — человек».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек — человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек — человек». Знакомство с профессиями типа «человек — человек».

Тема 3. Профессии типа «человек — знак».

Особенности профессий типа «человек — знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Тема 4. Профессии типа «человек — художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, требования к личным качествам представителей профессий типа «человек — художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек — художественный образ».

Тема 5. Профессии типа «человек — техника».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей типа «человек — техника». Анализ содержания труда и классификации типа «человек — техника».

Тема 6. Профессии типа «человек — природа».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек — природа». Анализ содержания труда и классификация профессий типа «человек — природа».

Тема 7. Профессии типа «человек — бизнес».

Представление о профессиях типа «человек — бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы. Профессиограммы профессий типа «человек — бизнес».

Тема 8-10. Профессиограмма.

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»

Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Тема 2. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.

Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Тема 3. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?».

Тема 1-2. Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

Тема 3. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Тема 4. Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодежи. Особенности организации временной занятости молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Основные формы занятости. Временная занятость молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.

Тема 2. Стратегии принятия решения при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Тема 1. Социально-психологическое исследование.

Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов.

Тема 2. Индивидуальный профессиональный план.

Навыки планирования. Процесс профессионального самоопределения учащихся.

Тематическое планирование курса «Азбука профориентации» (35 часов)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии.

1

2.

Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии.

1

3.

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

1

4.

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

1

5.

Ценностные ориентации и профессии.

1

6.

Способности и профессия.

1

7.

Профессиональные важные качества.

1

8.

Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.

1

9.

Самооценка в профессиональном выборе.

1

10.

Целеполагание и образ будущего.

1

11.

Этапы профессионального самоопределения.

1

12.

Карта самопознания.

1

13.

Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда.

1

14.

Профессии типа «Человек-человек»,

1

15.

Профессии типа «Человек-знак».

1

16.

Профессии типа «Человек-художественный образ».

1

17.

Профессии типа «Человек-техника».

1

18.

Профессии типа «Человек-природа».

1

19.

Профессии типа «Человек-бизнес».

1

20.

Просмотр профессиограмм.

1

21.

Просмотр профессиограмм.

1

22.

Просмотр профессиограмм.

1

23.

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

1

24.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

25.

Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения.

1

26.

Система профессиональных учебных заведений ХМАО.

1

27.

Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

1

28.

Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

1

29.

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблемв трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

1

30.

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодёжи.

1

31.

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

32.

Стратегия принятия решения в выборе профессии.

1

33.

Социально-психологическое исследование.

1

34.

Социально-психологическое исследование.

1

35.

Индивидуально-профессиональный план.

1

36.

Итого:

35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Программа «Азбука профориентации XXI века» М.В. Богайцевой, Ханты-Мансийск, 2011 г.

Д

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.

Д

2

Воробьев A.M. Тренинг интеллекта. - М., 1989.

Д

3

Дидактические        материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.

Д

4

Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.

Д

5

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,1996.

Д

6

Коломинский        Я.Л. Беседы о тайнах психики. - Минск, 1990.

Д

7

Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.

Д

8

Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.

Д

9

Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.

Д

10

Виноградова Н.М., Беспалова Г.М. Социальная проба, практика, проект в подростковой школе. – М., 2004.

Д

11

Меттус Е.В. Я учусь выбирать. – СПб., 2005.

Д

12

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

Д

13

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис,2000.

Д

14

Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003.

Д

15

Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч.1/ Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой. - СПб.: СПб АППО, 2005.

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

www. proforientator.ru

Д

2

www.azps.ru

Д

3

www.futurejob.ru

Д

4

www.fulledu.ru

Д

5

www.ucheba.ru

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Мультимедийный компьютер

Д

3

Мультимедийный проектор

Д

4

Интерактивная доска

Д

5

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К