Психологический тренинг "Перекрёсток"

Документ содержит информацию о о психологическом тренинге "Перекрёсток"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление:  Психологический тренинг

Название: «Перекресток»

Класс: 7-8  

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» В основу взят сценарий психологической игры-проживания  «Перекресток» М.Р. Битяновой.

Программа организации внеурочной деятельности предназначена для работы со школьниками 7-8 классов. Является механизмом развития важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации разрешению конфликтов путем сотрудничества.

Актуальность программы заключается в том, что «Игра-проживание» позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Ценностный выбор, который совершают участники в самом начале, одних погружает в учебную деятельность, других – в развлечение без всякой педагогической подоплеки, третьих – в "игру-проживание", модифицированный вариант хорошо известного "Необитаемого острова". В этой игре очень важно участие всего класса, так как она во многом ориентирована на межличностные отношения, их прояснение, осознание и совместное построение. Группа может организовать только такую жизнь на осваиваемом пространстве, к которой она готова. Т.к. целевая группа — это подростки данный вид игры может послужить инструментом для развития отношений в группе, выявляются скрытые разрушительные процессы, группа продвигается в понимании того, что в ней происходит.

Цель курса -  формирование у подростков способностей к саморазвитию и коммуникации.  

Задачи:

- создать возможность самостоятельного принятия решений и проживания последствий сделанного выбора;

- обучить навыкам ведения групповых дискуссий;

- развивать способности к саморазвитию и эффективным коммуникациям

-формировать у школьников навыки коллективного творческого взаимодействия.

Общая характеристика курса

"Перекресток" – это игра для подростков, учащихся седьмых – восьмых классов. Ценностный выбор, который совершают участники в самом начале, одних погружает в учебную деятельность, других – в развлечение без всякой педагогической подоплеки, третьих – в "игру-проживание", модифицированный вариант хорошо известного "Необитаемого острова". Круг педагогических задач, решаемых здесь, достаточно широк. Это и возможность самостоятельного принятия решений, и проживание последствий сделанного выбора, и обучение навыкам ведения групповых дискуссий, и опыт коллективного творческого взаимодействия.

В игре нет четких результатов, известных заранее. Группа сама создает уникальный сценарий происходящего действия. То, каким образом разворачиваются события, может служить наглядным материалом для диагностики межличностных отношений в коллективе. Если в детском коллективе наблюдается положительная динамика развития, игра дает дополнительный импульс, предоставляет детям возможность получить удовольствие от общения друг с другом и построения собственного уникального мира.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

         При организации процесса обучения в рамках данной  программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная, практико-ориентированный подход.

Описание места курса в учебном плане

Курс  рассчитан на 4 часа в год, согласно учебному плану.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•        формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

•        освоение  социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

• расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение согласовывать свои действия в игровых ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

•        овладение навыками принятия  решений,  осознанного выбора  путей  их  выполнения,  основами  самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

•        освоение приемов действий и способов поведения в конфликтных ситуациях;

•        умение работать индивидуально и в группе, организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;  

•        формирование навыков совместной деятельности, предполагающей коллективную взаимозависимость.

                

В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:

- вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;

- ведению групповых дискуссий;

- навыкам коллективного творческого взаимодействия.

Система оценки курса  безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.

Планируемые результаты:

В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:

- вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;

- ведению групповых дискуссий;

- навыкам коллективного творческого взаимодействия.

Система оценки курса безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.

Основные формы организации и виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Социальное творчество

Формы внеурочной деятельности:

 Социальное:

  • Беседы;
  • Дискуссии;
  • Психологические упражнения;
  • Тренинги.

Содержание курса

Командообразование (0.5 часа)

         Психодинамическая разминка, целью которой является создание психологического климата, позволяющего перейти к основному игровому содержанию.

Игра-проживание (2,5 часа)

Вначале участникам предлагается самостоятельно решить, как они проведут отведенное для игры время. Предлагается три варианта: игра «Необитаемый остров», дискотека, консультация педагога-предметника с возможностью получить дополнительную отметку. Дальнейшее проживание ситуаций осуществляется в соответствии с выбором. Изменить решение в ходе игры нельзя.

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

        Итогом становится совместное обсуждение положительных и отрицательных последствий осуществленного выбора. Итоговое упражнение «Барометр настроения».

Тематическое планирование курса

Раздел

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

Психологический тренинг

2

 Игра-проживание (3 часа)

Психологическая игра «Перекресток»

Психологическая игра проживание,

консультация, дискотека

3

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

Групповая дискуссия. Рефлексия

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество (основная школа)

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Битянова М.Р. (ред.) - Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (Питер, 2008, 304с).

Д

1.2

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта основного общего образования»

Д

1.3

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

Д

1.4

Менте М. Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб., 2001.

Д

1.5

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

Д

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

2.1

CD для музыкального оформления (ритмичная музыка для проведения дискотеки и спокойная, расслабляющая для дискуссии)

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Музыкальный центр

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

5.1

ватман

П

5.2

карандаши

П

5.3

фломастеры

П

5.4

маркеры,

П

5.5

ручки

К

5.6

бумага формата АЗ

П

5.7

бумага формата А4

К

5.8

Переносная магнитная доска

Д

5.9

CD для музыкального оформления (ритмичная музыка для проведения дискотеки и спокойная, расслабляющая для дискуссии)

Д