Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других» для учащихся 9 классов

Программа   коррекционно-развивающих  занятий «Учись и учи других»  составлена для  обучающихся 9 класса компенсирующего обучения, главной целью которой является преодоление учащимися трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через развитие: познавательных процессов, интеллектуальных умений, основных мыслительных операций, пространственных представлений и эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной

программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утверждённой приказом от «31» августа 2022 № 388

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление: коррекционно-развивающее

Внеурочный курс: коррекционно – развивающие занятия «Учись учиться»  для учащихся с ЗПР

Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

г. Нефтеюганск

Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития

Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:

• наглядно-действенный характер содержания образования;

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ направлены на развитие их способностей.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней, психологической направленности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

Необходимо четко соблюдать время предъявления (экспозицию) тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, психолог только помогает, объясняет, направляет.

Для того чтобы можно было оценить эффективность занятий психологического развития, рекомендуется использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

-        косвенным показателем эффективности занятий может быть   повышение   успеваемости   по   разным   школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).


Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

Личностные:

- развитие ответственного отношения к деятельности;

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

-развитие навыков произвольного управления своим вниманием и памятью;

-развитие способности самоконтроля и саморегуляции;

-развитие осознанного отношения к своему здоровью. 

Метапредметные: 

- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- развивать умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения.

Предметные:

познакомиться с понятиями внимание, память, мышление, их виды.

- знать основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.

- научиться обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;

- развивать умения исключать предметы, понятия по разным параметрам;  

- классифицировать предметы, понятия по разным параметрам;

- устанавливать связи по аналогии;

- развивать умения выделять главное и второстепенное;

- учиться находить существенные признаки предмета;

- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида-рода, находить сходства и различия;

- уметь работать с текстом, с любой информацией.

Содержание коррекционно-развивающего курса

Раздел 1. Введение (1ч.)

        Знакомство с обучающимся. Выполнение задания по выявлению уровня самооценки.

Раздел 2. Эмоционально-волевая сфера (8ч)

        Оценка уровня школьной мотивации. Диагностики уровня школьной тревожности. Изучение личностных особенностей обучающегося по результатам проективных методик. Изучение отношения ребенка к членам своей семьи. Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы. Тренинг по развитию навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Раздел 3.Внимание (4ч.)

        Расширение знаний о роли и значении внимания. Знакомство с видами внимания. Диагностика развития внимания обучающегося. Выполнение упражнений на развитие устойчивости внимания.  

Раздел 4.Память (10ч.)

Расширение знаний о роли и значении памяти в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами памяти. Диагностика развития видов памяти обучающегося. Выполнение упражнений на развитие смысловой памяти, объёма памяти и навыков опосредованного запоминания. Развитие умения ставить цель, планировать свой день, составлять распорядок дня, готовить рабочее место, оценивать результат. Составление плана выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений на развитие самоконтроля.

Раздел 5.Мышление (38ч.)

        Расширение знаний о роли и значении мышления в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами мышления. Диагностика развития видов мышления обучающегося. Выполнение упражнений на развитие операций мыслительной деятельности и видов мышления. Развитие пространственных представлений и внутреннего плана действий. Повторная диагностика развития смысловой памяти и уровня развития словесно-логического мышления.

Раздел 6. Эмоционально-волевая сфера (5ч.)

Повторная оценка уровня школьной мотивации, диагностика уровня школьной тревожности. Изучение эмоционального состояния обучающегося по результатам проективных методик.

Раздел 7. Завершение (2ч.)

        Самоанализ успехов и достижений обучающегося в учебной деятельности, коррекционно-развивающем курсе.

Основные формы организации и виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение

Формы внеурочной деятельности:

 Общеинтеллектуальное:

  • Ролевые игры;
  • Дискуссии;
  • Практикум.

Социальное:

  • Беседы;
  • Дискуссии;
  • Психологические упражнения;
  • Консультации;
  • Тренинги.

Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса

Тема

Деятельность учащихся

1.

«Что значит уметь учиться».

Самооценка учащегося.

Уровень школьной мотивации

Эмоциональное состояние.

- отвечают на поставленные вопросы, анализируют ситуации.

- отвечают на вопросы по методике Дембо-Рубинштейна «Лесенка» направленные на выявление уровня самооценки.

- отвечают на вопросы по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой направленные на изучение развития уровня школьной мотивации.

- выполняют задание по методике «Цветовой тест М. Люшера» на выявление эмоционального состояния учащегося.

2.

Кратковременная и долговременная память.

Уровень школьной тревожности.

- выполняют задание по методике «Заучивание 10 слов» А.Л. Лурия направленные на выявление развития кратковременной и долговременной памяти.

- отвечают на вопросы по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» направленные на изучение уровней и характера проявления школьной тревожности.

3.

Особенности внимания.

- выполняют задания по методике В.Н. Горбова «Красно-чёрная таблица» направленные на оценку переключения и распределения внимания.

- выполняют задания по методике «Корректурная проба» Бурдона направленные на изучение уровня концентрации и устойчивости внимания.

- выполняют задания по методике «Прогрессивные матрицы Равена» направленные на изучение степени развития невербального мышления.

4.

Проективный рисунок «Несуществующее животное».

- придумывают и рисуют несуществующее животное с целью изучения личностных особенностей учащегося.

5.

Интеллектуальное развитие

- выполняют задания по методике «Тест умственного развития» Р.Атхауэра с целью изучения развития операций мышления.

6.

Как подготовиться к новому учебному дню.

- составляют план выполнения домашней работы с целью развития умений распределять время и контролировать его, анализировать и планировать свои дела.

7.

Личностные качества. Внутренний план действий. Мышление (абстрагирование, вербальный анализ).

- выполняют задания «Я узнаю себя», «Муха», «говорим по-марсиански», «объясните греческие слова» направленные рефлексию чувств, развитие внутреннего плана действия, абстрагирование, вербальный анализ.

8.

Секреты нашей памяти.

- выполняют задания «Домино», «Испорченный телефон», «Пиктограмма» направленные на развитие памяти и навыков опосредованного запоминания.

9.

Внимание (устойчивость).

Пространственные представления. Логическое мышление (установление отношений между понятиями).

Умения различать виды поведения

- выполняют задания «Стенографы» «Дополните до куба», «Сравниваем понятия», направленные на развитие устойчивости внимания, пространственных представлений, логического мышления (установление отношений между понятиями), умений различать виды поведения

10.

Секреты успешной домашней работы.

- заполняют таблицу «Мой план», в процессе выполнения, учащиеся развивают умения выделять главное, ставить цель.

11.

Внутренний план действий. Логическое мышление (установление отношений между понятиями).

Эмоциональная сфера.

- выполняют задания «Муха», «Сравниваем понятия», «Как преодолеть плохое настроение», направленные на развитие внутреннего плана действия, установления отношений между понятиями, эмоциональной сферы.

12.

Как проверить письменную работу

- выполняют проверку своей письменной работы, направленную на развитие концентрации и устойчивости внимания, отработка приёмов проверки письменной работы.

13.

Рефлексия личностных качеств

Внимание в условиях коллективной деятельности. Мышление (гибкость, установление сходства, противоположности).

- выполняют задания «Что я могу сказать о себе хорошее», «Делаем вместе», «Способы применения предметов», «Выберите синонимы и антонимы», направленные на развитие рефлексии личностных качеств, внимания в условиях коллективной деятельности, мышления (гибкости, установление сходства, противоположности).

14.

Мышление (обобщение предметов по признакам).

- выполняют задание «Обобщение», направленное на развитие умений сравнивать, обобщать предметы по разным признакам, отношениям и логическим связям.

15.

Воображение.

Логическое мышление (деление понятий).

Рефлексия собственных личностных качеств.

- выполняют задания «Придумайте предметы», «Разделите понятия», «Говорящая надпись», направленные на развитие воображения, логического мышления (деление понятий), рефлексии собственных личностных качеств.

16.

Практикум по навыкам сравнения.

- выполняют задание «Найди сходство и различие», направленное на развитие произвольного внимания, умений сопоставлять, сравнивать, находить общее, делать вывод.

17.

Практикум по навыкам обобщения.

- выполняют задание «Чем похожи предметы», направленное на развитие произвольного внимания, умений сопоставлять, сравнивать, находить общее, делать вывод.

18.

Типы акцентуации личности

- отвечают на вопросы по методике «Личностный опросник Г. Шмишека», направление на выявление ведущих типов акцентуаций характера учащегося.

19.

Уровень проявления агрессии.

- отвечают на вопросы по методике «Опросник Басса-Дарки» с целью изучения проявления агрессии учащегося.

20.

Поведение в конфликтных ситуациях

- отвечают на вопросы по методике «Тест описания поведения» К. Томаса с целью выявления способов урегулирования конфликтов.

- выполняют задания на развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях.

21.

Разные отношения между предметами.

- выполняют задания «Найди противоположное», «Установи последовательность событий», направленные на развитие умений анализировать, устанавливать логические связи между предметами и понятиями.

22.

Анализ и синтез. Работа с текстом.

- делят художественные тексты на смысловые части, направленное на развитие умений анализировать текст, делить текст на смысловые части.

23.

Обобщение и ограничение понятий

- выполняют задание «Обобщи и ограничь понятие», направленное на знакомство с сущностью понятий «обобщить» и «ограничить», формирование системы знаний у учащихся.

24.

Общее, промежуточное, конкретное понятие.

- выполняют задание «Найди промежуточное понятие», направленное на развитие умений устанавливать отношения общего, промежуточного и конкретного, формирование системы знаний у учащихся.

25.

Сходства и различия.

- выполняют задание «Найди сходство и различие», направленное на развитие устойчивости и произвольности внимания, умений устанавливать сходства и различия между предметами.

26.

Классификация.

- выполняют задание «Соедини слова по смыслу», направленное на развитие умений классифицировать предметы, делить их на группы по разным признакам, способности выделять родовые и видовые понятия.

27.

Аналогии.

- выполняют задания «Дополни рисунок», «Подбери по аналогии», направленное на развитие ассоциативного мышления, умений устанавливать связи по аналогии между словами.

28.

Понимание переносного смысла пословиц и поговорок

- выполняют задание «Продолжи фразу», направленное на развитие понимания переносного смысла пословиц, умения устанавливать ассоциативные связи.

29.

Самооценка учащегося.

Уровень школьной мотивации

Эмоциональное состояние.

Проективный рисунок «Дом-дерево-человек».

- отвечают на вопросы по методике Дембо-Рубинштейна «Лесенка» направленные на выявление уровня самооценки.

- отвечают на вопросы по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой направленные на изучение развития уровня школьной мотивации.

- выполняют задание по методике «Цветовой тест М. Люшера» на выявление эмоционального состояния учащегося.

- рисуют рисунок на тему «Дом-дерево-человек» с целью изучения личностных особенностей учащегося.

30.

Кратковременная и долговременная память.

Уровень школьной тревожности.

- выполняют задание по методике «Заучивание 10 слов» А.Л. Лурия направленные на выявление развития кратковременной и долговременной памяти.

- отвечают на вопросы по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» направленные на изучение уровней и характера проявления школьной тревожности.

31.

Методика В.Н. Горбова «Красно-чёрная таблица»

Особенности моего внимания.

Прогрессивные матрицы Дж.Рвена

Оценка преключения и распределения внимания

Проверить уровень концентрации и устойчивости внимания «Корректурная проба» Бурдона.

Изучение уровня невербального мышления

32.

Особенности внимания.

- выполняют задания по методике В.Н. Горбова «Красно-чёрная таблица» направленные на оценку преключения и распределения внимания.

- выполняют задания по методике «Корректурная проба» Бурдона направленное на изучение уровня концентрации и устойчивости внимания.

- выполняют задания по методике «Прогрессивные матрицы Равена» направленные на изучение степени развития невербального мышления.

33.

Интеллектуальное развитие

- выполняют задания по методике «Тест умственного развития» Р.Атхауэра с целью изучения развития операций мышления.

34.

Мои успехи в учёбе.

«Чему я научился на занятиях».

- выполняют задание, направленное на оценку

своих успехов и достижений.

- осуществляют самоанализ успешности прохождения курса.