Индивидуальный образовательный маршрутный лист
данная разработка предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в освоении образовательной программы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 2022-2023
Маршрут разработал:
педагог-психолог Алексеева Е.А.
2022 год
Пояснительная записка
Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.
Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.
В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
- Технология игрового обучения
- Компьютерные
- Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
- Технология развития связной речи
- Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)
ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Ф.И ребенка ХХХХХХХ ХХХХХ
Дата рождения 04.05.2018 год
Речевое заключение ЗРР
Возрастная группа
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ
Общие сведения
Ф.И.О. родителей (законных представителей) ХХХ
Ф.И.О. воспитателей Брылева И.Ю.
Ф.И.О. специалистов сопровождения
педагог-психолог Алексеева Е.А.
муз. руководитель Ильина Е.Е.
инструктор по физической культуре Мергинева Т.В.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком образовательной программой дошкольного образования «Мозаика» под редакцией Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кальдышева И.А. |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной |
деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоциональноволевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии. | |
Режим пребывания ребенка в ОУ | группа полного дня |
Взаимодействие специалистов ОУ | Воспитатель Педагог-психолог Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре |
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению, диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- низкий уровень развития познавательных процессов:
- восприятия (цвет, форма, величина);
- внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
- мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез); памяти (зрительная, слуховая);
- низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗРР
Мониторинговые:
- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционноразвивающей программы Воспитательные:
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств Коррекционно-развивающие:
- Установление эмоционального контакта
- Развивать навыки коммуникации
- Сенсорное развитие
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир) - Стимулирование познавательной активности
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
- Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги) - Формировать фразу (разные типы конструкций).
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм
- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха
Образовательные:
- Развитие познавательной активности ребенка
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Развитие всех сторон речи.
- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
специалист | Раздел программы | Основные направление логокоррекционной работы | Содержание работы в семье | |||
Психолого-педагогическое сопровождение | ||||||
Эмоционально личностное развитие |
| «Песочная терапия» «Сказкотерапия» «Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкальноподвижные игры, пластическая драматизация под музыку) | ||||
Развитие психических процессов |
фигур;
зрительному синтезу;
| «Найди домик для животного» («Коробка форм») «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4составная) «Покажи и назови» | ||||
Ознакомление с окружающим миром:
окружающий мир |
используя зеркало;
| «Волшебное зеркало» «Овощи», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные» «Фиолетовый лес»
| ||||
овощи, фрукты, ягоды - расширить кругозор на тему «осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание); | ||||||
РЭМП | - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи. -учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. -учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большоймаленький) _ -учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. -учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска. -временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)
| «Один – много» «Найди в комнате много одинаковых предметов» «Принеси несколько предметов» «Покажи несколько предметов» «Блоки Дьенеша» «Цвет и форма» «Геометрическое лото» «Сравни и подбери» «Палочки Кюизенер» «Сравниваем противоположности» «Куда укатился мяч» «Куда спрятался мишка» «Чудесный мешочек» с геометрически фигурами, мелким раздаточным материалом. | ||||
Развитие мелкой моторики | Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук. Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги. | Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень». «Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рифленым мячиком. «Волшебный мешочек с мелкими предметами» | ||||
| Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | |||||
Развитие ритма и ритмического слуха |
деятельности;
слушания музыка;
| «Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д. Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик, треугольник и т.д. | ||||
Логоритмика |
четкость движений;
тонуса;
|
| ||||
Развитие основных движений |
осанку;
движениями рук и ног;
| Корригирующая ходьба; «Перешагни грибы», «Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д. | ||||
Развитие физических качеств |
ловкость;
| Подвижные игры и упражнения. | ||||
II. Содержательный раздел
План работы сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную | Индивидуальные |
Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической |
образовательную деятельность с детьми | консультации Совместная проектная деятельность | культуре, музыкальный руководитель, методист |
Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) | -получать онлайн консультации специалистов; -участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ -Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства); -Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте); |
|
Организационный раздел ИОМ
Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста | Примечание |
Педагогическая помощь | 2 занятий | Групповые занятия Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия | Воспитатели:
| Пон., чт. |
Психологическая помощь | 2 занятия в неделю | Индивидуальные занятия | Психолог:
| Ср., пят. |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю | Групповые занятия
| Музыкальный руководитель:
| Ср., чет. |
Физкультурные занятия | 3 занятия в неделю | Групповые занятия
| Инструктор по физической культуре:
| Пн., ср.(на улице) чет. |
Условия для развития ребенка
Материально-технические условия
- Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.
- пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные
ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон); - музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки). - Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
- Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо) - Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
- Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.
В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.
Специальное оборудование
- уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,
- игрушки для обыгрывания стихов, потешек,
- карточки с изображением правильной артикуляции звуков,
- схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, -индивидуальные зеркала для обучающихся
- раскраски по лексическим темам;
- для развития глазодвигательных функций лабиринты
-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.) - предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)
- кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры
- дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности
Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.
- Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-
педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель,
2011
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
- Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
Используемая литература
- Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.
- Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с.37-38.
- Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения». Челябинск 2003




