Рабочая программа

Алексеева Елена Александровна

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012г. «Об образовании» (п.6.

ст.2, п.2.6. ст.32); 

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); 
  • Устав МБДОУ; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга».

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ. 

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание,обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с  соответствии с их индивидуальными особенностями.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_alekseeva_e.a.docx98.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Администрация г. Улан-Удэ

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ

                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

Детским садом № 84

«Снегурочка»

_________ Налетова Н.И

                                                                                     «____» ________ 2022

 

Рабочая программа

педагога- психолога МБДОУ № 84 «Снегурочка»

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

                                                                                                           Программу разработала:

 Алексеева Елена Александровна

 

   2022 г

 

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
  3. Работа психолога согласно возрастным группам
  4. Ведущие цели Программы
  5. Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями
  6. Перечень коррекционных мероприятий:
  7. Оказание психологической поддержки дошкольникам разных возрастных групп. 
  8. Экспертная работа
  9. Организационно – методическая работа.
  10. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перспективный план работы педагога – психолога

Приложение 2. Диагностический блок

Приложение 3. Перечень используемых программ, технологий, пособий


 Пояснительная записка  

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012г. «Об образовании» (п.6.

ст.2, п.2.6. ст.32);  

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);  
  • Устав МБДОУ; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга».

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.  

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание,обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с  соответствии с их индивидуальными особенностями.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

Время работы психолога с группой по возрастам 

Возрастная группа

Время занятия, мин.

Кратность групповых занятий в неделю

примечание

Ранний возраст

10 мин

1 раз в неделю

С учетом адаптации

2 младшая  

15

1 раз в неделю

 

средняя

20

1 раз в неделю

 

старшая  

25

1 раз в неделю

 

подготовительная  

30

1 раз в неделю

 

 

Возрастная группа

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

примечание

 Ранний возраст

12

 144

С учетом адаптации  

2 младшая  

4

 48

 

средняя

4

 48

 

старшая  

12

 144

 

подготовительная  

16

 256

 

Материально-техническое обеспечение

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются все помещения МБДОУ.  

Вид помещения.

Функциональное использование

Оснащение  

Кабинет педагога-психолога Индивидуальное

консультирование родителей и педагогов

Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция) Реализация организационно-планирующей функции.

 

 

 

 

 

Снятие эмоционального напряжения воспитанников и педагогов.

Рабочая зона педагога-психолога- Компьютер.

Библиотека специальной литературы и практических пособий  

Материалы консультаций, семинаров

Уголок для консультирования

Зона коррекции

Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы

Конструкторы различных видов

Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры

Развивающие игры.  

Раздаточные и демонстративные материалы. Информационный уголок для родителей

 

Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.  

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).  

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему - школьному - периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребѐнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребѐнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головоногая» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К терм годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.  

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.

Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.  Главной особенностью игры является условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.  

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.  

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.  

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.  

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.  

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.  

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своѐ поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.  

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.  

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе еѐ звуковая сторона.  

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.  

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.  

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Работа психолога согласно возрастным группам  

Ранний возраст

-Определение степени адаптации детей.

-Инструментарий: Наблюдение. Заполнение и работа с адаптационными листами.

Проведение экспресс – диагностики (по запросам воспитателей и родителей).

  • Представление результатов на ПМПк
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

 

Младшая группа  

  • Проведение экспресс - диагностики Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко для определения развития ребенка согласно возрастных норм.
  • Наблюдение в группе за воспитанниками и педагогическим процессом.
  • Представление результатов на ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями

 

Средняя группа  

-Проведение экспресс - диагностики Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко для определения развития ребенка согласно возрастных норм.

-Наблюдение в группе за воспитанниками и педагогическим процессом.

  • Представление результатов на ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий. - Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями. Старшая группа  
  • Проведение экспресс - диагностики Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко для определения развития ребенка согласно возрастных норм.

-Наблюдение в группе за воспитанниками и педагогическим процессом.

  • Представление результатов на ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

 

Подготовительная группа  

 -Проведение экспресс - диагностики Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко для определения развития ребенка согласно возрастных норм.

  • Наблюдение в группе за воспитанниками и педагогическим процессом.

-Проведение диагностики готовности к школьному обучению.

  • Представление результатов на ПМПк
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

Ведущие цели Программы

Педагог-психолог МБДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.  

Цель программы: обеспечение эмоционального благополучия дошкольника, своевременное психическое развитие и воспитание детей, сохранение и укрепление здоровья детей. Организация психологического сопровождения воспитанников.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:  

  • предупреждать возникновение проблем развития ребенка;  
  • оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;  
  • повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;  
  • обеспечить         психологическое         сопровождение         разработки         и         реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога -психолога МБДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.  

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.  

 

Принципы и подходы к формированию рабочей программы: 

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:  

  • Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)  
  • Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н.

Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)

  • Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)  

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; 
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы его построения: принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность

каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости,

т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

        соответствие         критериям         полноты,         необходимости         и         достаточности,

приближаясь к разумному «минимуму»; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в

процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

 

Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями

Организация консультаций для родителей по индивидуальным и коллективным запросам.  

Выступление на семинарах для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.

 

Психопрофилактическая работа

Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм. Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Работа проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми. Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм

 

Групповые психопрофилактические занятия: Младшая группа:

  • адаптация детей;
  • доброжелательное отношение к сверстникам;  
  • развитие общей и мелкой моторики.  

Средняя группа:

  • чувство принадлежности к группе;  
  • развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений;  
  • Старшая группа:  
  • коммуникативные навыки;  
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами).  
  • Подготовительная группа:  
  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • развитие творческих способностей и совершенствование познавательных процессов.  

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

 Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности. 

Психологическое просвещение

 

Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников. Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы «риска». В течение учебного года просветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.

 

Перечень коррекционных мероприятий: 

  • обследование воспитанников;  
  • изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;  
  • анкетирование родителей;  
  • подгрупповая и индивидуальная работа;
  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;  

• консультирование, семинары, мастер - классы для педагогов;  

  • заседание ПМПк.  

Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с родителями ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.  

 

Оказание психологической поддержки дошкольникам состоит из следующих этапов:

  • наблюдение за детьми в игровой, организованной и свободной самостоятельной деятельности;
  • диагностика сформированности возрастных показателей развития;
  • проведение индивидуального обследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей;
  • включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом на формирование психологической готовности детей к обучению в школе.  

В диагностическо - коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, к ним относятся:  

  1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
  2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.  
  3. Нарушение поведения, личностного развития детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
  4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.  
  5. Готовность ребёнка к школе

Уровень развития детей младшей группы определяется, в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере, в начале и конце учебного года, а в середине проводится коррекционно-развивающая работа. В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости планируется ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах. В старшей и подготовительной к школе группе обследует детей на предмет психологической готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер и динамика развития представляется на ПМПк. В подготовительной к школе группе проводятся родительские собрания, где родители знакомится с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настраиваются на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится три раза в год (первичная – октябрь, промежуточная - январь, февраль, заключительная - апрель) в присутствии родителей (по желанию), что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.  

 

Экспертная работа 

Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).

Основные направления экспертной работы в ДОУ:

  1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
  2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
  3. Исследование         эффективности         усвоения         образовательной         программы воспитанниками.
  4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
  5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
  6. Участие         в         комплексной         психолого-педагогической         экспертизе профессиональной         деятельности         специалистов         образовательных         учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.
  7. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

 

Организационно – методическая работа 

Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ.

В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:

  1. Годовой план работы педагога-психолога.
  2. График работы.
  3. Циклограмма рабочего времени.
  4. Расписание работы на месяц.
  5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
  6. Альбом диагностических методик.
  7. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  8. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
  9. Журнал учета видов работы:
  • диагностика;
  • консультирование;
  • индивидуальная коррекционно-развивающая работа;
  • групповая коррекционно-развивающая работа);
  • просветительская работа;
  • организационно-методическая работа;
  •  экспертная работа.

 

Критерии эффективности реализации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:  

  • активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;  
  • бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами. Психологическая эффективность:
  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;  
  •  адекватная самооценка;  
  • сформированность Я – концепции личности;  
  • оптимальное развитием его способностей.

 

 

 

 

 

     

Перспективный план работы

педагога-психолога

Цель работы: выявление и создание условий, максимально содействующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка дошкольного возраста. Задачи:

  1. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  2. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности.
  3. Способность созданию атмосферы эмоционального комфорта детей, и сотрудников ДОУ.
  4. Содействовать повышению психологической компетентности родителей и сотрудников ДОУ, в знании закономерностей развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

 

  

  1. Динамическое обследование детей старших и подготовительных групп.

  1. Формирование коррекционно- развивающих групп

 

  1. Изучение самооценки детей в старших и подготовительных, группах (методика "Лесенка").

 

  1. Комплексное диагностическое обследование детей из проблемных семей. Составление психолого- педагогических заключений
  1. Помощь в

организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.

 

  1. Индивидуальные

беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

 

  1. Выявление         детей

группы риска: с проблемами в адаптации развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

 

  1. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  1. Тренинг

личностного и профессионального роста с молодыми педагогами

  1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического

 обследования. Работа по запросам администрации, педагогов, родителей.

 

  1. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

 

  1. Оформление в

группах уголков психологической консультации: "Психологическая готовность к школе" (подготовительные группы);

"Домашняя работа для пальчиков" (старшие группы);

"Кризис 3 лет" (младшие группы);

"Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

 

4.         Психологическое просвещение: «Возрастные особенности ребенка»; «Возрастные кризисы - что это такое и зачем они нужны?»

 

  1. Проведение коррекционно- развивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп.

  1. Диагностическое обследование проблемных детей - формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого- медико- педагогическому

консилиуму ДОУ)

 

  1. Выявление

категорий детей с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их

потенциала педагогами

ДОУ

  1. Сбор

диагностических данных для оформления психолого- педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

 

  1. Изучение стилей педагогического общения посредством наблюдения и анкетирования

  1. Проведение анкетирования "Эмоциональное выгорание педагогов" (тест В. В. Бойко).

Составление рекомендаций.

 

  1. Анализ         результатов адаптации вновь прибывших детей
  1. Оформление в группах уголков психологической консультации (средние – подготовительные группы):

"Гиперактивный ребенок";

"Агрессивный ребенок";

 

  1. Индивидуальное консультирование родителей проблемных

детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого- педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи,

выдача рекомендаций

 

  1. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско- родительских отношений "Полезные подсказки для взрослых"

 

 

  1. Проведение коррекционноразвивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп.
  2. Диагностическое обследование вновь прибывших детей (старшая группа, подготовительная группа).
  3. Изучение микроклимата во всех группах. Составление рекомендаций педагогам.
  1. Встречи с воспитателями групп, в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.
  2. Оформление памятки: «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста», «Словесные способы поощрения и поддержки и поощрения детей дошкольного возраста», «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»
  3. Психопрофилактика утомления у педагогов (занятие с элементами тренинга)

1.         Оформление в группах уголков психологической консультации:

• "Как заставить ребенка убирать игрушки?";

•"Детская ложь".

  1. Индивидуальные консультации

с неблагополучными семьями

(профилактическая работа).

  1. Проведение занятий на тему: «Наказание и поощрение. Зачем нужно наказывать ребенка. Как превратить наказание в воспитание»

  1. Проведение коррекционноразвивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп.

 

  1. Сбор и анализ информации о результатах готовности к школе.

 

  1. Проведение контрольно-итоговых коррекционно- развивающих занятий в старших и подготовительных группах
  1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

 

  1. Изучение стилей педагогического взаимодействия

педагогов ДОУ (методика Шеина)

 

  1. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера)

 

  1. Консультация: «Формы общения с детьми в дошкольном возрасте» (М.И. Лисина)
  1. Психологическая справочная (информация на стендах в группах) «Готовность к школе родителей, будущих первоклассников (подготовительные группы);

 "Медлительные дети"

 (старшие группы);

"Капризы и упрямство" (средние группы).

 

  1. Занятия на тему: «Золотые правила общения. Как научиться чувствовать и понимать своего ребенка. Как сказать так, чтобы тебя услышали.»

 

  1. Проведение коррекционно- развивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп.

 

  1. Диагностическое обследование детей средних групп, составление психологических характеристик для представления на

ПМПк и ПМПК

(выявление проблемных категорий детей)

  1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

 

  1. Оформление

памяток для воспитателей: Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) по теме: "Улучшение социального статуса ребенка в группе, как профилактика детских

психологических травм"

 

  1. Проведение консультации: «Как вести себя родителям, если ребенок агрессивен» (Е. В. Мурашова)

1

  1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в школу» (подготовительные группы);

 "Леворукий ребенок"  (старшие группы).

 

  1. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей).

 

  1. Разработка памяток для родителей:

   "Кризис 7 лет";

"Ребенок со страхами".

 

  1. Участие в родительском собрании. Выступление на тему "Язык ребенка игра: как говорить с ребенком на его языке".

  1. Проведение коррекционно- развивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп

 

  1. Участие в работе

ПМПк ДОУ

 

  1. Участие в проведении педагогического совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- развивающей работе с дошкольниками".

 

  1. Семинар-практикум: «Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость»
  1. Оформление информационного стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

  1. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПК (разъяснительная работа, консультации).

  1. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):
  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

25

 

  1. Диагностическое обследование детей подготовительных групп.

 

  1. Участие в

заседании ПМПк  

  1. Заполнение индивидуальных психологических карт

на детей, выпускающихся в школу.

 

  1. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

 

  1. Проведение контрольно-итоговых коррекционно- развивающих занятий в старших и подготовительных группах

1.          Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития, рекомендации.

 

 

  1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

 

  1. Занятия на тему: Какие вы родители? (тесты) Как стать счастливыми родителями.

                                                                       26

 

1. Аналитические отчеты:

  • о готовности детей подготовительных групп к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

        1.         Индивидуальная

работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

 

  1. Выступление на

педагогическом совете. Тема: "Анализ готовности выпускников ДОУ к школе».

 

  1. Изучение

пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ.

  1. Составление

домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

 

  1. Индивидуальное

консультирование по

запросам родителей

 

  1. Оформление

памятки "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?".

 

  1. Размещение информации на сайте ДОУ «Страничка психолога».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    27

 

Приложение 2. Диагностический блок

 

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Воображение, моторика

Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»

Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В.

Лаврентьевой. М ,1996

2. Самооценка

Хухлаева Л.  «Лесенка»

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В  Учим детей общению. Ярославль, 1997

3. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 1998

4. Мотивация

Банков. С.А.

Тестовая беседа

Посевина Г.П.., Король. Л..

Программа адаптации детей 6-7 лет  к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

5. Произвольность

Гуткина Н.И.

«Домик»

 

Гуткина .Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 67 лет к школьному обучению. М.

1993

6. Игра

Эльконин Д.Б. «Критерии развития игровой деятельности»

Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск 1999

7.

Коммуникативные

навыки

Степанова Г.Б.

Индивидуальный профиль социального развития

Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М.

2002

 

28

Методики психологической диагностики.

 

№  

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1.

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты

детского сада, школьный класс), в семье.

и т.д.

2.

Методика «Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

3.

 

Методика  «Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

4.

Методика

«Домики»

Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

Методика включает в себя 3 задания: 1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая

степень

дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы; актуальные для ребенка ценности; предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

самым непривлекательным. 2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.

3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

5.

Методика ДДЧ

 (Дом-ДеревоЧеловек)

с 5 лет

Методика направлена

на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:  

6.

Тест тревожности Тэммл, Дорки,

Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную

информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье,

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным

детском саду, школе.

лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку

предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

7.

Hand-тест  

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

 

8.

Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование»,

«Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный

и когнитивный.

9.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8

фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

10.

Методика «Несуществую щее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное,

а также назвать его несуществующим названием.

11.

Методика  

«Контурный

САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоционально е, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями

) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе

12.

что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

с детьми с какимилибо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

 

 

12.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена

на изучение личностных, индивидуальнотипологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

13.

Цветовой тест

Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера

используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку

предъявляются восемь различных по цвету карточек,

и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

14.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким,

наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

как он его представляе т. Затем проводится беседа.

15.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена

на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

16.

Тест  «Эмоциональн

ые сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета

— какие захотите.

 

 

17.

Тест «Сказка»

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания. 

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.  

18.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою

семью.           Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

19.

Методика  Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательно сть, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отнош ение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуальновербальной (зрительно -словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

20.

ЦТО -

Цветовой тест отношений

(А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

21.

Методика  "Мозаика"  

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем

действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

 

поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания

наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

22.

Интервью

"Волшебный мир"

 (Л. Д. Столяренко)

 

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может

сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

23.

Тест животных   Рене Заззо

 

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его

позиции и эмоциональной реактивности.

 Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

 

  

Приложение 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ 

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению
  2. Агапова И.А., М.А. Давыдова Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
  4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста.
  5. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ
  6. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
  7. Бардиер Г. и др. Я хочу!
  8. Безруких М. и др. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия
  9. Безруких М. и др. Как подготовить ребенка к школе
  10. Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов
  11. Голубина Чему научит клеточка
  12. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
  13. Жиль Р. Методика исследования межличностных отношений детей 14.         Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе
  1. Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Система медико-психологопедагогического сопровождения детей при адаптации к дошкольному учреждению
  2. Забрамная С. От диагностики к развитию
  3. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка 18.         Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.  
  1. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционноразвивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. — М.: Генезис
  2. Люшер М. Цветовой тест
  3. Марцинковская Т. Диагностика психического развития детей
  4. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников
  5. Немов Р. Психология. Основы психологического консультирования 24.         Пособие «Методика экспресс-диагностика в детском саду» Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.
  1. Пособие «Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью»
  2. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодествия.
  3. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании
  4. Розенцвейг С. Фрустрационный тест рисуночных ассоциаций
  5. Рузина М др. Страна пальчиковых игр
  6. Семаго Н др. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения
  7. Семаго Н.  др. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога
  8. Старадубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. 33.         Сакович Н.А. Практика сказкотерапии

        34.         Экслайн В. Игровая терапия.