«АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Турулина Анжела Алискеровна

Представлен практический материал для работы с родителями, проявляющими девиантное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

«АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Многие психологи отмечают большую ценность использования АРТ-терапии в работе с матерями, проявляющими девиантные формы поведения.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у клиента.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Преимущества арт-терапии заключаются в том, что она:

  • подходит практически всем людям, вне зависимости от их возраста и не требует специальных творческих умений и навыков;
  • является средством невербального общения, что обеспечивает прямой доступ к подсознанию;
  • позволяет выразить негативные эмоции в социально-приемлемой манере и без вреда для окружающих проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;
  • способствует сближению людей и налаживанию гармоничных отношений, что очень ценно в случае взаимной антипатии и трудностях с установлением контакта;
  • помогает отработать алгоритмы выхода из проблемной ситуации;
  • снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
  • является средством свободного самовыражения, проходит в теплой доверительной атмосфере, вызывает положительные эмоции и помогает в формировании оптимистической жизненной позиции.

Ценность применения арт-терапии состоит в том, что с ее помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. С помощью нее можно помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Одним из методов АРТ-терапии, применяемым в практической деятельности по обозначенной проблеме, является песочная АРТ-терапия.

Песочная терапия - это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.

Методика используется в случаях, когда:

  • клиент испытывает трудности в вербализации своих проблем;
  • у клиента слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • в силу возрастных и индивидуальных особенностей у клиента слабо развита эмоционально-волевая сфера;
  • клиент находится в состоянии личностного кризиса;
  • необходима реабилитация после сильного стресса.

Упражнение «Мой мир»

Цель: поиск конструктивных способов решения проблем.

Инструкция: «Возьмите поднос, подойдите к коллекции фигурок и выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют вашей ситуации, привлекают внимание. Расставьте эти фигуры в песочнице так, как вы себе представляете данную ситуацию. Расскажите, кто это? Почему вы выбрали именно эти фигуры? Что вы чувствуете?»

Обычно чувства отрицательные (обида, гнев, злость). Клиенту ситуация не нравится. Предлагаю клиенту изменить свою картину так, как она бы хотела. Часто женщины что-то убирают совсем, заменяют фигуры, меняют их местами, приближают либо отдаляют. Затем задается вопрос: «Что Вы можете сделать, чтобы ситуация изменилась таким образом? Кто может помочь?» Ищем ресурсы. В завершении занятия предлагаю сфотографировать получившуюся картину.

Так же в практической деятельности по обозначенной проблеме, использую метафорические ассоциативные карты, которые являются незаменимым инструментом в практической деятельности. Уникальность и универсальность таких карт обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, которая представляет собой психотерапевтическое воздействие и направлена на бессознательного клиента.

В своей работе с женщинами, проявляющими девиантное поведение, я использую:

  • МАК «Кнуты и пряники» (автор Т.Ушакова) с целью:
  • просветительской работы, направленной на повышение психолого- педагогической компетенции и толерантности у родителей;
  • профилактической работы, направленной на предотвращение риска насилия любого типа по отношению к детям;
  • коррекционной работы, направленной на изменение и оптимизацию детско- родительских отношений.
  • МАК «Она» (автор К.Крюгер). Эта ресурсная женская колода позволяет проецировать и прорабатывать достаточно серьезные межличностные и внутриличностные проблемы, отрицательные эмоциональные и мотивационные состояния, психологические травмы детского и взрослого возраста.

Упражнение «Персона и тень»

Клиентке предлагается подумать несколько минут о своей жизни, а потом выбрать одну карту - ту, которая отражает ее Персону, ее социальное Я - и рассказать о себе в этом ключе. После этого выбирается вторая карта - отражающая Теневую сторону Я (то, что человек не готов рассказывать о себе другим людям). По второй карте, помимо ее описания, можно предложить задуматься над такими вопросами: «Какие ресурсы скрыты в вашей Тени? Если бы вы ими воспользовались, как изменилась бы ваша жизнь?». Эту процедуру можно проводить как с сознательным выбором карт, так и с выбором наугад.