Взросление современного ребенка

Зеленова Ольга Шотовна

Мир непрерывно меняется. Скорость, с какой жизнь претерпевает трансформации, сейчас намного выше, чем 20 или 30 лет назад. В прошедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, дворовая компания, пионерская организация — с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Коменский и Владимир Сухомлинский, но и от сверстников последнего десятилетия ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslenie_sovreiennogo_rebenka.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети сильно отличаются от детей середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.

Меняется не только среда: мобильные телефоны, компьютеры, планшеты и многое другое. Меняемся мы сами, меняются дети, их игры и игрушки, книжки и мультфильмы. Сегодня уже не «работают» привычные для многих опытных родителей приемы.

Последние исследования выявляют, что современные дети обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дети во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменениям и в поведении детей. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей: кризис 3 лет теперь наступает на два три года позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет. Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит.

Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом.

Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора. Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркий, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Книга Ремо Ларго «Детские годы» (издательство «Национальное образование», 2015 г.). Это как раз тот замечательный учебник, который подробно объясняет нам, взрослым, ту самую тайну, позабытую нами в своей «взрослости»: какие они, дети, в чем они нуждаются от младенчества до юношества, чем они отличаются друг от друга и какова расплата — наша общая! — за игнорирование насущных детских потребностей.

Ценность книги в том, что ее автор опирается на честные многолетние исследования, которые проводились специалистами в течение 20-25 лет. Обобщение научных знаний, анализ практики профессиональных педагогов позволили Ремо Ларго сделать выводы, проливающие свет на вечные проблемы: как любить детей? Как их воспитывать, чтобы они были готовы к жизни в новых, постоянно изменяющихся обстоятельствах? В чем смысл жизни и какова цель воспитания? Ответы на эти вечные вопросы снова и снова обращают нас к мыслям о значимости периода детства для всей последующей жизни человека, к размышлению о роли воспитателя и об ответственности взрослых.

Автор убедительно показывает многообразие среди детей, что требует отказа от представлений о норме и общепринятых ожиданий.

Главная идея книги – взрослым нужно научиться «читать» детей, и чем больше внимания будет уделяться индивидуальным потребностям и особенностям ребенка, тем меньше будет педагогических издержек.

Вот несколько тезисов, которые показывают актуальность содержания данной книги.

«Капризное поведение, агрессия не даются от рождения, а прививаются неправильным воспитанием».

«Ребенка нужно принимать таким, каков он есть и не пытаться переделывать его в соответствии со своими представлениями и ожиданиями».

Поскольку «знания являются скоропортящимся товаром и постоянно нуждаются в обновлении», можно прогнозировать, что в дальнейшем будут востребованы не столько знания, сколько умение работать с информацией.

С этой точки зрения успешность ребенка в будущем будет зависеть от его способности к самообучению, саморазвитию, от умения разрешать конфликты. Эти качества ребенок приобретает на основе опыта проявления своей инициативы, способа активности в игровой деятельности.

Автор ориентирует взрослых на бережное, ответственное и мудрое взаимодействие с ребенком и напоминает, что «цель воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку развиваться и стать счастливым. Быть счастливым означает хорошую самооценку и согласованность с собственными потребностями и интересами».

Эту книгу можно рекомендовать прочитать в каждой семье, где растут дети. Это поможет освободиться от многих рутинных и устаревших стереотипов воспитания, поможет стать осознанными, компетентными родителями, а также — счастливыми и позитивными людьми.