Организационно-педагогические условия подготовки педагогов школы к работе в инклюзивном классе.

Малышева Елена Анатольевна

Данная статья определяет условия для работы педагогов с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysheva_e.a._statya.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-педагогические условия подготовки

педагогов  школы  к работе в инклюзивном классе.

Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей [22, с.58].

Профессиональная педагогическая подготовка педагогов — процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний; развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устойчивости и др.)[2, с.8].

Все вышеперечисленное указывает на актуальность выбранной мною темы.

Цель: изучить особенности работы педагога в инклюзивном классе.

Объект: процесс обучения и воспитания в инклюзивном классе.

Предмет: особенности работы педагога в инклюзивном классе.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность инклюзивного образования.
  2. Изучить особенности условий работы педагога
  3. Рассмотреть требования к педагогу, работающему в инклюзивном классе
  4. Составить корпоративную программу обучения педагогов

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

1.Теоретические основы инклюзивного образования в психолого-педагогической литературе

1.1.Понятие и сущность инклюзивного образования

Мы выбрали для работы идеи Л. С. Выготского, который указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Также австрийский врач-психиатр  К. Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм,  дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

  1. Требования к педагогу, работающему в инклюзивном классе
  • педагог должен быть сориентирован с возможностями коррекционной педагогики;
  • владение гибкими формами преподавания, методами интерактивного
  • обучения;
  • умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами для
  • выстраивания психолого - педагогического сопровождения обучения детей с особенностями развития;

К личностным характеристикам педагога, относятся хорошая саморегуляция и самодисциплина, настойчивость, способность разрешать трудные ситуации, этичность, ответственность, тактичность, эмоциональная теплота, жизнерадостность [20, с.28].

С  целью  изучения  готовности  педагогов  к работе в условиях инклюзивного обучения  детей  с  ОВЗ  мною  было проведено  анкетирование,  в  котором  приняли  участие 30  педагогов МБОУ Школы №52.

В  целом  анализ  результатов ответов  на  вопросы  анкеты  установил  неоднородность позиций  учителей  общеобразовательной  школы  по  поводу  инклюзивного  обучения  детей  с  ОВЗ, а также  низкий  уровень  знаний  педагогов  по  специальной  психологии,  коррекционной  педагогике  и  методике  преподавания учебных предметов.  

Выяснилось,  что  на  первом  месте  стоят проблемы,  связанные  со  знанием  и учетом  особенностей  психофизического  развития  детей  с  ОВЗ  в  учебно-воспитательном  процессе.  На  втором  месте  оказались  ответы,  связанные  с  проблемами в организации  коррекционно-воспитательной  работы  с  детьми с ОВЗ,  в  определении  специфических  форм,  методов  и  приемов  работы  в  рамках  урочной  и  внеурочной  деятельности,  а  также  в  формировании  межличностных  отношений  учеников  класса.  

Таким  образом,  результаты исследования  обозначили  степень готовности  учителей  общеобразовательных  учреждений  к  организации  инклюзивного  обучения  и основные  трудности,  с  которыми при  этом  сталкиваются  педагоги.

2.3  Программа корпоративного семинара по подготовке педагогов к работе в инклюзивном классе

В результате освоения программы педагог должен обладать следующими компетенциями:

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

знать современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;

определять индивидуальные особенности ребенка в его учебной деятельности;

методикой составления рабочих программ по обучению детей с ОВЗ в классе интегрированного обучения.

В программе предусмотрены различные формы обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Тематическое планирование

Название

1.

1. Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Лекция «Профессиональная деформация в педагогической деятельности». 

Презентации «Личностные особенности»;  «Ключ»

3.Мастер-класс педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

2.

1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в России и за рубежом

2. Психологический семинар

«Эмоциональная культура педагога». 

3. Групповая дискуссия: «Причины эмоциональных срывов».

«Когти тигра», «Снеговик», «Маски релаксации».

3.

1. Условия и модели инклюзивного образования

2. «Личность педагога – инструмент воспитания» 

3. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”.

4.

1. Внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовые общеобразовательные учреждения: перспективы и проблемы

2. Моя личность - профессиональный инструмент. 

3. Креативная деятельность «Герб профессии», «Вверх по радуге»

«Круг света»

5.

1. Методические рекомендации по внедрению инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательные учреждения

2. «Эмоциональная культура педагогического общения» 

3.Семинар-тренинг «Техники прогрессивной релаксации. Идеомоторные упражнения».

Психодинамическое упражнение «Грезы»,

«Совместное музыцирование», «Аплодисменты».

В ходе реализации программы в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• повышается самооценка и уверенность в себе.

Заключение

Одна из проблем развития инклюзивного образования в настоящее время – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования, их психологическая неготовность к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с «особыми» детьми требует от учителя знаний об особенностях этих детей: характера нарушений их здоровья, особенностей поведения, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и т.д. У учителя должна быть выработана установка на учет особенностей детей с ОВЗ в учебно-воспитательной работе. Задачей учителя является формирование у учащихся таких форм поведения, которые исключали бы агрессию, игнорирование, насмешки, равнодушие и т.п. по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.