Диагностика типа привязанности у взрослого человека

Сухова Светлана Михайловна

В статье  указаны типы привязанности и их характеристики, а также упражнение для исследования привязанности у взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_tipa_privyazannosti_u_vzroslogo_cheloveka.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика типа привязанности у взрослого человека

Основоположник «Теории привязанностей» Дж.Боулби,  его последователь M. Эйнсворт и др. доказали важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.

Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Привязанность тесным образом связана с эмоциональной жизнью человека. На смену биологической потребности в близости в раннем детстве, обеспечивающей младенца безопасностью и защитой, приходит психологическая потребность в близости, от которой зависит эмоциональное благополучие.

Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Нарушение привязанности развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых.

Выделяют следующие типы привязанности (по М. Эйнсворт):

1) безопасная привязанность: при материнской чувствительности к сигналам и сообщениям младенца.

Небезопасные типы привязанности – при нечувствительности матери или несоответствии его ответов:

2) амбивалентная, или тревожная привязанность: при несогласованных ответах;

3) избегающая: объект привязанности отвергает именно поведение привязанности;

4) дезорганизованная: объект привязанности испытывает или внушает страх.

Характеристики  стилей привязанности (у взрослых)

Надежная привязанность

Стремление к эмоциональной близости с другими

Способность  к установлению  эмоциональной близости

Хорошо чувствует себя в отношениях взаимной зависимости

Хорошо переносит одиночество

Положительный образ себя и другого

Открытое и теплое отношение к другим

Спокойно воспринимает критику

Устойчивое ощущение себя

Высокая самооценка

Навыки самонаблюдения

Навыки самоанализа

Способность доверять в отношениях

Склонность  к стабильным, длительным отношениям

Открыто делится с другими своими чувствами

Испытывает положительные чувства  по поводу отношений

Сбалансированное переживание  эмоций - не слишком много и не слишком мало

Дорожит привязанностью

Индифферентная привязанность

Избегание близости интимности

Чувство дискомфорта, связанное с близостью

Амбивалентность

Поведение, направленное на уклонение от отношений

Заносчивость и пренебрежительное отношение к другим

Недоверчивое отношение к зависимости от других

Трудности в сближении с другим человеком

Предпочитает оставаться отстраненным

Боязнь близости

Стремление оставаться неэмоциональным  или минимизировать выражение эмоций

Неприязнь  к тому, чтобы открыться, делиться личными мыслями

Ложное Я

Отстраняется, когда кто-то приближается

Иллюзия собственной самодостаточности

Тревожно-амбивалентная привязанность

Чрезмерное беспокойство по поводу отношений

Беспокойство, что партнер не дорожит отношениями так, как он (она)

Навязчивая озабоченность и зацикливание на отношениях

Чрезмерная потребность в одобрении

Пренебрегает признаками неблагополучия в отношениях

Страх отпугнуть людей

Страх быть брошенным, отвергнутым, боязнь критики

Обида, когда партнер какое-то время вне отношений

Злобная замкнутость

Фрустрация, если партнер недоступен

В ответ на неодобрение сильно расстраивается (чувствует подавленность)

Легко расстраивается, склонность к преувеличению демонстрации негодования и неудовольствия

Ревность

Страх одиночества

Навязчивое проявление заботы

Покорность, уступчивость, внушаемость

Готовность пожертвовать независимостью ради привязанности

Уделяет меньше внимания работе, учебе, и друзьям, чем партнеру по отношениям

Навязчивое стремление  к тому, чтобы о нем заботились

Партнер такого человека описывает свои ощущения как «удушье, отсутствие воздуха»

Готовность находиться с партнером постоянно

Постоянно требует, чтобы его успокаивали

Цепляется за партнера, канючит, дуется, требователен

Желание слиться с партнером

Стремление произвести впечатление и добиться похвалы

Выжимает из партнера ответные реакции

Сосредоточенность на себе, демонстративность, стремление быть  в центре внимания

Дезорганизованная привязанность

Нарушение регуляции психофизиологического состояния

Нарушение регуляции аффекта (слишком много , либо слишком мало)

Провалы в самонаблюдении или самоконтроле

Дискретность самоощущения и аффективных состояний

Когнитивные искажения,  спутанность, мышление подчинено внутренним импульсам

Нарушение чувства личной инициативы и целенаправленного поведения

Нарушение исследовательского и игрового поведения

        Активизация противоречивых стратегий привязанности

Контролирующее поведение

Покорность или чрезмерно заботливое поведение

«Стабильная нестабильность» в отношениях

Защитная агрессия и беспомощность

Неспособность вызывать в других желаемую ответную реакцию

Привязанность оказывает  влияние на отношения человека в течение всей его жизни. Для исследования типа привязанности у взрослого человека можно использовать следующее упражнение.

«Пять прилагательных, описывающих ранние отношения с родителями»

Психолог: « Я бы хотел попросить Вас  выбрать пять прилагательных  или других каких-то слов, которые отражали бы Ваши ранние отношения с матерью и отцом. Постарайтесь опираться на свои самые ранние воспоминания, но если не помните более ранних, то в возрасте от 5 до 12 лет.

Для этого требуется время, подумайте минутку. Вы будете называть их, а я буду их записывать. Далее я  попрошу Вас рассказать о тех воспоминаниях, которые повлияли на выбор каждого из них» (из структурированного интервью взрослого человека, направленного на исследование  привязанности (AAI)).