Психологический семинар для педагогов "Образовательная кинезиология для детей с ОВЗ"

Морарь Анастасия Ивановна

Семинар для педагогов, с материалами к нему (презентация, видеофрагмент и сборник).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_seminar.docx26.83 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.06 МБ
PDF icon sbornik.pdf710.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический семинар

«Образовательная кинезиология для детей с ОВЗ»

Подготовила:

педагог-психолог Морарь А.И.

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности
  • создать информационную базу
  • создать условия для благополучного и комфортного состояния детей

Тема очень актуальна, и интересна, поэтому сейчас в Архангельском областном институте открытого образования проходят курсы по кинезиологии на платной основе, это новвоведение у них. Но знакомые специалисты, которые прошли эти курсы очень положительно отзываются о них и рекомендуют пройти обучение, много практического материала, остаётся после прохождения курсов.

(1 слайд) Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Сегодня в учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из задач образования детей с ОВЗ – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Нам с вами хорошо известно, что в настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков.

Дело в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием.

В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях школьного образовательного учреждения.

(2 слайд) Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.

Пол Деннисон работал в системе образования всю свою профессиональную деятельность. К 1970 году он был владельцем учебных центров, где помогали людям при трудностях в обучении. Так как сам был в детстве проблемным ребёнком (заговорил в 4 года, в начальной школе не мог считать и читать). Тем не менее закончил Бостонский университет, где работал над системой трудно-обучаемых детей и взрослых. В проекте ему активно помогала жена, которая имела профессиональное танцевальное образование, они создали систему простых, быстрых и эффективных упражнений, направленных на восстановление природных, уникальных способностей человека.

Применение этого метода позволяет улучшить речь, внимание, моторику, улучшает память, повышает интеллектуальные и познавательные способности.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.

Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело), которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

(3 слайд) Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.

(4 слайд) Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:

  • развитию межполушарного взаимодействия;
  • синхронизируют работу полушарий;
  • повышают стрессоустойчивость организма;
  • снижают утомляемость;
  • повышают способность к произвольному контролю;
  • улучшают мыслительную деятельность;
  • развивают мелкую и крупную моторику;
  • формируют пространственные представления;
  • развитие скрытых способностей;
  • способствуют улучшению памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;
  • облегчение процесса чтения и письма;

Применение специальных кинезиологических упражнений, возможно, как на подгрупповых фронтальных, так и на индивидуальных коррекционных занятиях, на уроках, на самоподготовках, на зарядках как элемент разгрузки, снятия напряжения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, пластична и поддаётся коррекции. Но с учётом отставания в развитии детей с ОВЗ, этот период может растянуть и на более поздний возраст.

Для результативности кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся систематически в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, в доброжелательной обстановке;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • продолжительность занятий — до 10 минут (в коррекционно-развивающей работе, на уроках и самоподготовках достаточно 2-3 минуты);
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, затем быстрее до10 раз.

Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми (детей надо обучить и выработать привычку), постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения (т. е. мы в своей работе, психолог и логопед используем эти упражнения, но если и педагоги начнут проводить кинезиологические упражнение, то положительный эффект будет проявляться интенсивнее).

На развитие головного мозга влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

(5 слайд) Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Картотека кинезиологических упражнений.

(6 слайд) Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Все упражнения с педагогами изучить, а потом повторить в обычном режиме и на ускорение.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

 «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук

«Симметрические рисунки». Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)

( 7 слайд) Упражнения для развития правого полушария.

В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно- образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

Сделать вдох левой ноздрей (правая закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох через правую, таким же образом левую закрыв ноздрю левой рукой (3 раза).

Сесть на стул или на пол, на мягкую поверхность, руками держаться за сиденье стула или положить их ладонями вниз на пол. Поднять ноги вместе. Делать ими круговые движения по 4 раза в каждую сторону (это тяжело сделать сразу и требуется систематическое повторение, тренировки). Для детей с ОВЗ, упражнения следует выбирать от лёгких форм, и постепенно усложняя. Специального образования для использования упражнений не требуется, это только для телесной кинезиологии (когда массажами, разными поглаживаниями и др. манипуляциями воздействуют на разные точки, на теле относящиеся к головному мозгу).

( 8 слайд) Упражнения для развития левого полушария

В результате выполнения упражнений улучшается память, интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга.

Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей (20 раз).

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения с лева на право, потом наоборот (10 раз).

Вращение шеи. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем - при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом – закрывая их.

Ещё несколько кинезиологических упражнений:

Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия, направлены на устранение дезадаптациив процессе обучения, гармонизацию работы головного мозга.

  • Столбики. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.
  • Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.
  • Да – нет. Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед - назад. Потом сделать по одному круговому движению головой почасовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.
  • Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

Развитие мелкой моторики.

  • Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.
  • Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.
  • Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.
  • «Бусинка». Нанизывание бус.

(9 слайд) Чтобы Вам было понятнее, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент как ещё можно интересно использовать кинезиологические упражнения в работе.

Образовательная кинезиология и призвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития.

Поэтому я рекомендую шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций. Применяйте пожалуйста в работе, как здоровьесберегающую технологию, она проста в использовании, доступна и действенна. Успехов Вам! Вопросы? Кого заинтересовали кинезиологические упражнения, для использования в работе могу скинуть электронный вариант методического пособия с подборкой кинезиологических упражнений и описанием их выполнения. Всё написано понятно и доступно. Спасибо, за внимание.

Презентация, видеофрагмент и сборник прилагаются.

Литература:

1. Брагина. Н. Н., Доброхотова Т. А. «Функциональные ассиметрии человека», М., 1981г.

2. Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи», Ж. «Дефектология», 1999 г., № 4

3. Коноваленко С. В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9лет», М.,1998 г.

4. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развитие школьников», М., 2002 г.

5. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», М., 1999 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический семинар для педагогов Образовательная кинезиология для детей с ОВЗ Подготовила: педагог-психолог Морарь А.И.

Слайд 3

Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий.

Слайд 6

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Слайд 7

« Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой» 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Сесть на стул или на пол, на мягкую поверхность, руками держаться за сиденье стула или положить их ладонями вниз на пол. Поднять ноги вместе. Делать ими круговые движения по 4 раза в каждую сторону. Упражнения для развития правого полушария. Дыхательное упражнение «Дышим носом»

Слайд 8

Упражнения для развития левого полушария Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей (20 раз). Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения с лева на право, потом наоборот (10 раз). Вращение шеи . Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем - при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом – закрывая их.


Предварительный просмотр: