Тренинг «Классный сад»

Моргунова Эльвира Николаевна

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Школьная жизнь, как и повседневная, насыщена конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Именно такие конфликты рассматриваются на тренинге. В ходе занятия учителя , выполняя задания и упражнения постепенно подходят к конструктивному  и командному разрешению педагогических конфликтов с учащимися. Время проведения тренинга 1,5 часа. Для реализации цели, используются следующие приемы: игра, кейсы, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы. Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Конфликт может быть продуктивным, а не деструктивным. И приводить к новым вершинам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_sad_trening.docx181.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

Тренинг

«Классный сад»

(Формирование психологически безопасной образовательной среды.

Профилактика конфликтных ситуаций с учащимися)

Автор:

Моргунова Э.Н.,

педагог-психолог,ВКК

МБОУ Хреновская СОШ №1

с. Слобода

2022г.

«Классный сад»

(Тренинг с учителями по профилактике конфликтных ситуаций с учащимися)

Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики учащихся.

Задачи:

•        предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;

•        способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

•        развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Формы работы и принципы: Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, кейсы, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, мультимедиа, ноутбук, презентация, варианты конфликтных ситуаций для работы в группах, раздаточный материал («Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний воспитанников», «Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с воспитанниками», «Правила формирования у ребенка необходимого поведения», «Способы регулирования конфликтов».

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Ход занятия

I. Упражнение « Конфликт-это…».

-Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

 Никого.

-Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

Слайд1. (понятие конфликта)

II. Представление и обсуждение теоретического материала.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Н.В. Самоукина выделяет 2 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия учеников с педагогом, другую учеников между собой. Именно такие педагогические конфликты мы будем рассматривать сегодня с учетом специфики наших учеников.

Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

2. Упражнение «Алфавит эмоций»

 Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции пишут на кактусе. Пишут на кактусах и прикрепляют к плакату.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждых своих взглядов, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении) .

Упражнение “Плюсы и минусы конфликта”

 На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Плюсы:

Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта) ;

Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;

Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

Представление о победителях или побежденных как о врагах;

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

Слайд  №3 Ниши дети отличаются:

  1. Эмоциональной раздражительностью, что делает их более конфликтными. При непонимании их состояния и возможностей, у них появляется злобность и усиливается агрессия.
  2. Они не приспособлены к требованиям окружающей среды (что для нас естественно – для них не понятно). То есть инфантильные психогенные реакции наших детей часто отражают не переживание конфликта, а не понимание требований предъявляемых к ним как к воспитанникам.
  3. Они не способны тормозить свои влечения, удерживаться от внезапно возникших желаний.
  4. Из-за повышенной внушаемости они не могут сформировать свою линию поведения, поэтому легко идут на поводу у более активных, агрессивных воспитанников.
  5. Важно знать, что аффективная возбудимость часто провоцирует усугубление подростковых черт: не терпимость к опеке, нотациям, ущемлению самолюбия, авторитарному давлению взрослых, потребность к самоутверждению.

Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта:

Слайд4. (Подходы к урегулированию конфликтов)

1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.

В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.

2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)

Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.

3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).

Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Слайд5. (Теория: структура, сфера, динамика конфликта.)

III. Структура  конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта –  цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта – деловая и личностная.

Упражнение 6. «Я – сильный, я – слабый».

Ведущий: Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.

(Помощь одного из участника).

- Вытяните, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать вашу руку вниз, нажимая на нее сверху. Вы должны удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но вы должны говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?

Слайд 6 (Динамика конфликта) складывается из 3 стадий:

1.нарастание

2.реализация

3.затухание

Рассмотрим кейс: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно (по внешнему виду), делает все как - будто на зло. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ он ведет себя еще хуже – он бунтует и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Если сделать замечание, ориентируясь только на поведение и внешний вид ученика. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? Часто так и бывает, что она то и не учтена. Конфликтные отношения с учеником изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это может быть и стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Ученик и учитель имеют разные объекты: для воспитателя объект – дисциплина в группе, для воспитанника – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.

 Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает ученику дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты – грубый и невоспитанный! Лентяй! Не можешь заставить себя бросить курить! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на занятие!

Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?

Мы перешли из деловой ситуации в личностную.

Как можно было бы сказать учителю?

Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с выполнением трудовых заданий. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?

 Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

Причины конфликтных ситуаций.

Часто причиной конфликтов между учителями и нашими учениками выступает так называемая «модальность обращения к воспитаннику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность должен, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Наши дети могут чувствовать, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения учителей и учеников.

Слайд7. (таблица)

Типичная фраза

Можно (необходимо) сказать

Ты должен хорошо себя вести!

Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести!

Ты должен подумать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?

Ты должен слушаться воспитателей!

Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.

 VI. Работа в группах.

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

- Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

- Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

- Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

- В школе о тебе заботятся! Ты должен быть благодарным!

Кейс:

Мы разберем кейс когда девятиклассник после длительного отсутствия Когда уже начался урок шумно вваливается В класс, приветствует весь класс. Приветствует индивидуально каждого. И вообще не замечает учителя.

Давайте посмотрим, что у нас есть:

 Он долго отсутствовал и он демонстративно привлекает к себе внимание, то есть функция привлечения внимания, затем ребенок сообщает всем, что у меня все - окей. Он длительно отсутствовал и возможно специально выбрал такую концепцию, чтобы задержаться к началу урока, чтобы к нему никто не подходил и не спрашивал: «- ну что, ну как ты? Как дела? Болел ты, не болел?»

Он зашел и сразу же поставил себя выше: у меня все круто.

Примеры, приводимые учителями: Сказать ему:

- Как ты себя чувствуешь? Выздоровел ли ты? - оно будет провоцировать еще большую волну вот этого отодвигания внимание от учителя и трансляция, что у меня все круто. И др…

Разбор:

Здесь ребенок уже достаточно в серьезном школьном возрасте транслирует позицию у меня все классно и здесь он встал на границу отстаивания своих позиций. Но мы с вами помним:

При всем том, что мы хотим вроде бы как-то проявить внимание к этому ребенку, у нас с вами есть одна из основных педагогических функций – это соблюдение дисциплины на уроке. То есть за дисциплину уроке отвечает педагог, поэтому вам нужно не нарушая вот эту границу которую отстаивает ребенок- что я супер. Я -Окей, у меня все классно! А нам нужно поставить его на место ниже чем вы .Да и соответственно погасить его вот эту волну демонстративного поведения.

Я вам советовала бы поступить следующим образом

- во-первых, сразу же перейти на вы, это замечательно когда к людям 14 лет уже обращаются на вы.

- Я бы сказала следующее:

- Здравствуйте, Егор, пожалуйста вспомните 43 статью Федерального закона об образовании, которая говорит вам о ваших обязанностях, в данном случае на уроке, также я вам хочу напомнить, что крутой парень и ,крутой мужчина это тот - кто относится с достоинством к окружающим его женщинам и взрослым людям. Поэтому я вас попрошу не посягать сейчас на мое достоинство ,отнестись уважительно и к учителю и к уроку. Пожалуйста, присаживайтесь. А 43 статью закона об образовании 273, вы изучите на перемене или после уроков.

И дальше продолжала вещать на уроке. Таким образом, вы не начнете копать

- Как у тебя дела?

- Мы тут все рады тебя видеть.

 Ведь, он уже поставил себе выше вас всех для него это значимо.

Через вы Вы, подчеркнули бы его крутость и не уронили бы его достоинства перед одноклассниками и через норму закона . А также и позицию : «Что крутой мужчина уважает достоинство окружающих людей»- вы его привели бы к тому, что надо хорошо себя вести при этом не унизили его.

VII.Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Слайд8  (способы регулирования конфликтов)

Способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
  2. Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
  3. Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
  4. Избегание. Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
  5. Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Обсуждение: А как вы считаете, какой стиль поведения в конфликте с нашими воспитанниками наиболее приемлем.

VIII. Упражнение «Учителя и ученики» (на ноутбуках)

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « учителя» и «ученики». Каждая группа получает задание:

«учителя» – предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать.

«ученики» – предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать.

 Обсуждение, «учителя»  и «ученики» выступают экспертами друг  у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.

Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).

IX. Упражнение «Посредничество учителя в конфликте».

Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.

Работа в группах.

Задание: предложите пути решения конфликта

Кейс:

В одном из классов вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день ученики ссорились до драки. Проблема обсуждалась с ними, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

-Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).

-Как учитель мог бы разрешить конфликт?

Обсуждение…

Вывод: учитель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.

-Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).

X. Методика посредничества по улаживанию конфликта между учениками.

Методика состоит из 4-х шагов:

1)« Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)

2)« Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор)

3)«Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).

4)«Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

 XI.Упражнение «Педагогическое манипулирование».

Цель: показать манипулятивный стиль общения воспитанника и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанником.

Работа в группах: участники делятся на две группы.

Задание:

1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу;

2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из опыта работы.

Обсуждение выполненного задания.

Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.

Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия - учитель, а объект воздействия – ученик. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».

XII.Упражнение « Что я сделаю для благоприятного климата в классе?»

Пишут действия на цветах и прикрепляют к кактусам на плакате.

- Кактусы тоже могут цвести, так и конфликт может быть продуктивным, а не деструктивным. И приводить к новым вершинам общения.

XIII.Рефлексия.

Притча … Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?

Используемая литература:

1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2018.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2020.

3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2017.