Классный час с психологом

Кононова Татьяна Фёдоровна

Подборка классных часов на тему "Толерантности быть!"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час с психологом62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс классных часов по формированию толерантности «Быть толерантным - быть современным!»

Методическая разработка комплекса классных часов представляет собой методику проведения классных часов по формированию у учащихся толерантных качеств.

В методической разработке представлены:

основные аспекты воспитания подрастающего поколения в духе толерантности:

актуальность и обоснованность выбранной темы, сценарии классных часов, методика проведения, широкий спектр дополнительного материала, список литературы.

Цель представленной работы:

оказать методическую помощь классному руководителю в подготовке и проведении классных часов по формированию:

- основ толерантного поведения и навыков самостоятельного мышления;

- критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях;

- воспитанию обучающихся в духе терпимости.

Рассмотренная тема актуальна в настоящее время. Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

Иллюстративным дополнением к методическим разработкам служат материалы приложений.

Классный час на тему "Планета Толерантности"

Цели:

-познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности,

-сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

-развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Форма проведения: “круглый стол” с элементами сюжетно-ролевой игры.

Подготовительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

1. Введение в тему классного часа (педагог)

-Здравствуйте ребята!

- Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну, очень важную, на мой взгляд, проблему.

Ребята, у меня была к вам одна просьба. Я просила вас выяснить, чем же известен нам день 16 ноября. Что же это за день?

(ответы ребят)

-Правильно. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.

Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.

Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас.

Определение термина «Толерантность»

Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью».

Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности? Я думаю, ребята, что все уже поняли, о чем сегодня будет идти речь?

(ответы ребят)

-Вам было дано задание найти определение слову Толерантность. Посмотрим, что у нас получилось. Ребята, пожалуйста, озвучьте свои ответы свои определения.

(ответы ребят)

-Спасибо, ребята. А вы знаете, определение слова Толерантность на разных языках звучит по-разному.

Давайте познакомимся с этими определениями.

Учащиеся зачитывают определения:

Французский – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать, думать иначе, нежели ты сам;

Испанский – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

Английский – готовность быть терпимым, снисходительным;

Китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Русский – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

-Ребята, а какое определение ближе всего вам? Почему?

-Как вы думаете, что общего между этими определениями?

-А давайте посмотрим, можем ли мы себя назвать толерантной личностью?

3 Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

-Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.

Давайте все вместе попробуем назвать черты толерантной личности и интолерантной личности. Я предлагаю вам выбирать определения и располагать их в той колонке, которой они, на ваш взгляд, принадлежат.

-Пожалуйста, выходим

(работа ребят)

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-нибудь делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость

Снисходительность

Доверие

Гуманизм

Любознательность

Готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается

Признание права каждого быть самим собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность

-Спасибо за работу!

(проанализировать таблицу)

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить о себе, как о толерантной личности.

Тренинг «Толерантный комплимент».

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.

Мне хочется зачитать вам, по этому поводу, очень замечательные строчки.

И называется это «Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

-На мой взгляд, мы с вами смогли понять друг друга. И, как вполне толерантным личностям, я хочу предложить вам небольшой тренинг под названием «Толерантный комплимент».

Прикрепим на спины каждому по листку бумаги. Каждый в группе напишет каждому что-нибудь хорошее о нем. Все надписи должны быть добрыми и комплиментарными. Например, «Спасибо за то, что ты такой добрый и отзывчивый друг». «Мне нравится, как ты смеешься». «Ты классно поешь» т.д.

Зачитаем надписи.

-Сегодня мы не сможем с вами решить какие – то глобальные проблемы, но мы сможем попытаться превратить наш класс, нашу школу в пусть небольшую, но все же «Планету толерантности»

Анализ результатов предварительного анкетирования.

Предварительно мы с вами провели анкетирование «Является ли наш класс толерантным» среди учащихся нашего класса и среди учителей, которые работают в нашей группе.

Толерантность группы оценивалась по 5 бальной шкале.

Получились следующие результаты.

Ребята, давайте вместе попытаемся определить, а какими качествами должен обладать «Толерантная группа»

читаем высказывание о классе и выбираем те качества, которые присущи для толерантного класса

Умение внимательно слушать и слышать

Стремление разобраться, расспрашивание

Совет, предложение

Похвала, согласие

Подбадривание

Благожелательность

Утешение

Уважение

Поддержка

Перебивание, неумение слушать

Игнорирование

Отстранение

Обзывание

Обвинение, упрек

Осуждение, критика

Чтение нотаций

Угрозы

Приказ, указание

Ну вот, мы и выяснили, какими качествами должна обладать Толерантная группа.

Составление группового договора (работа в малых группах)

-А я предлагаю вам составить групповой договор. Я раздам командам для образца договор Новозеландских детей. Прочитайте его, обдумайте. Все ли здесь учтено? Не нужно ли что-нибудь добавить? Если – да, то что?

Раздается договор. Работа в группах.

«Классный договор Новозеландских детей»

- Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.

-Я имею право быть самим собой в классе. Это значит, что никто не будет ко мне относиться несправедливо из-за того, что я толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

-Я имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.

-Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе. Это значит, что никто здесь не будет кричать, и мое мнение и желание будут учитывать при планировании совместных действий.

-Я имею право познавать себя в классе. Это значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать или наказывать.

-Что ж, ребята, мы смогли сегодня определить кто такой толерантный человек, какими чертами обладает толерантный класс. Составили классный договор. Как вы думаете, если мы постараемся сделать его нормой нашей жизни, сможем ли мы почувствовать себя более счастливыми, успешными.

(ответы учащихся)

-А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наша группа, наш колледж с гордостью сможет говорить о себе «МЫ – ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

-Нам осталось еще раз вернуться к понятию «Толерантность» Что же это такое?

Давайте вырастим цветок Толерантности

(выкладывают цветок)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ПРОЩЕНИЕ    

СОТРУДНИЧЕСТВО

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

МИЛОСЕРДИЕ

УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ

ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ

Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

НАШ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОДХОДИТ К КОНЦУ

Мы сегодня делали толерантные комплименты. А сейчас я хочу, чтобы мы сделали друг другу толерантное пожелание.

Ф.И._______________________________________________Класс_____

Анкета

«Толерантны ли вы?».

Сегодня одним из самых ценных качеств в общении считается умение быть гибким. Как вы понимаете, что такое «быть гибким», что для этого нужно?

Это качество включает способность понимать и принимать точку зрения других людей, менять свое мнение, если того требуют какие - либо обстоятельства. Толерантность не только не отменяет собственного мнения, но и помогает признать чужое мнение и осмыслить его. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит воспитывать в себе это качество – быть гибким? На эти вопросы ответит следующий тест.

1.Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что этот план предложил ваш друг, одноклассник?

а) да; б) нет.

2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Ваши действия.

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости, критику со стороны других людей, как взрослых, так и детей?

а) да; б) нет.

4.Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде, грязные, в оборванной одежде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5.Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, традиции, другая религия, другое социальное положение?

а) вам очень трудно это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи и легко находите контакт.

6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7.Согласны ли вы с мнением, что Россия – страна только для русских, людям других национальностей в ней нет места?

а) да; б) нет.

8.Вы приводите в компанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого родственника, который критикует современную молодежь. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор.

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Упражнения

Упражнение «Ролевые ситуации»

Мы не всегда можем и не всегда обязаны объяснять окружающим людям свои поступки. Иногда поведение людей вызывает у нас насмешку, удивление и даже неприятие. Представьте себе, что на остановке стоят люди, а один человек сидит на корточках, что для нас непривычно. Что вы подумаете об этом человеке? Что нам кажется непривычным? Почему он выбрал именно эту позу?

Нам с вами в жизни, наверное, приходилось наблюдать такие ситуации (что-то необычное, на ваш взгляд, в поступках людей других национальностей). Нам становился несимпатичен такой человек, многие считают его поступок нелепым, так как он просто непривычен для нас. Между тем у тюрко-язычных народов – башкир, татар, казахов (которые проживают и в нашем городе) – по правилам традиционного этикета беседовать стоя не принято, мужчины, встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки. Так что если люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации, особенно если нам предстоит поехать в другую страну или республику.

Давайте попробуем разыграть и разрешить некоторые ситуации.

Ситуация 1. Зима. Холодно. Остановка. Вы замерзли и решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят присутствующие и говорят: «Вот ненормальный!» Как разрешить эту ситуацию?

Ситуация 2. Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды. Почему? Что делать в этой ситуации?

Ситуация 3. В автобусе, где вы кому-то наступили на ногу, вас называют нелицеприятными словами. Как вы поступите? Как бы вы отреагировали, если вам наступили на ногу или толкнули в транспорте?

Упражнение «Я уникален, ты уникален. Вместе мы интересны друг другу».

Цель следующего упражнения - создание доверительных отношений в коллективе, осознание каждого члена коллектива как индивидуальности, личности, значимой для всех; отработка умения понимать и познавать других людей. У каждого участника лист бумаги и карандаш.

Ведущий занятия: Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно индивидуален. И верить в свою исключительность необходимо каждому. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т.д. Каждый человек неповторим. Ведущий предлагает участникам группы подумать над тем, чем он уникален, отличается от всех других. Каждый из участников аргументирует свое утверждение, например: «Я уникален, так как я…».

Учащиеся озвучивают ответы:

кулинарные способности (я замечательно пеку пироги и торты);

особые награды (я уже два раза занимал призовые места в каких-либо соревнованиях);

необычные умения (я умею шевелить ушами, двигать забавно бровями);

особые интересы (я прекрасно разбираюсь в политике) и т.д.

Ведущий занятия: у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого уникальным. Поэтому мы нужны друг другу, чтобы учиться друг у друга различным умениям и навыкам, каждый из нас может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее, интереснее и комфортнее жить.

Упражнение - анализ притчи «Бабочка»

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.

Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:

— Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет, живая – я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.

Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:

— Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?

Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:

— Все в твоих руках!

Вопросы для анализа притчи:

Какова основная мысль этой притчи?

Как она связана с темой нашего занятия?

Какие качества доминируют в характерах человека, поймавшего бабочку, и великого мудреца?

Какого человека можно назвать мудрым?

Какую мудрость несет эта притча?

Как можно исходя из текста притчи сформулировать один из принципов толерантности?

Упражнение «Домино»

Цели упражнения:

- создать в группе атмосферу открытости;

- позволить участникам открыто говорить о себе;

- показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;

Ход игры:

напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино».

Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Обсуждение:

что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

что нового они узнали друг о друге;

что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

5 Подведение итогов, рефлексия

У нас сегодня была возможность испытать себя на толерантность. И хотя условия были игровыми, они все равно показали, что у нас не «замылился» взгляд и не очерствело сердце. У нас так много времени впереди, и давайте прибавим добра в этом мире, ведь мы этого так хотим, мы к этому так стремимся!

Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами!

Классный час на тему: «Толерантная личность»

Цели:

- улучшение психологического климата в группе;

- создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению);

- повышение уровня коммуникативной культуры студентов;

- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у студентов.

Оборудование:

1.компьютер

2. проектор, экран

3.Мультимедийный мультфильм «Не такой как все»

4.Слайд «Толерантность» на разных языках

5. листики и фломастеры, плакаты для упражнений

Подготовительная работа:

- подбор материала по теме;

- подготовка выступающих;

- оформление аудитории

Сценарий классного часа

Введение в тему классного часа

Просмотр мультфильма «Не такой как все»

hello_html_632dac07.jpg

Ведущий:

Как вы думаете, какую проблему мы будем обсуждать сегодня на классном часе?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Упражнение «Сходства и различия»

На плакате слово «ЛЮДИ» делится на две половины «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Студенты называют и записывают сходства и различия людей.

Вопросы для обсуждения (открытые):

Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Какие религии вы знаете?

Разные вероисповедания объединяют или разобщают людей?

Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Упражнение «Твои черты»

Участники делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

Упражнение «Волшебная рука»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

Ведущий:

Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - студент, сын или дочь, внук, друг, сосед, одногруппник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Ведущий:

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение,  делайте им комплименты.

Упражнение «Комплименты»

Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого следует бросать мяч другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников.

Вывод:

Нам приятно получать комплименты в свой адрес! Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

Ведущий:

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

Какими же чертами должен обладать толерантный человек?

Интолерантная личность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё. Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.

Давайте разделимся на 2 группы и найдем черты присущие толерантной и интолерантной личности (студенты вписывают маркерами на плакате)

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность

(обсуждение со студентами информации об основных чертах личности)

Подведение итогов, рефлексия

Ведущий:

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.

Вы, наверное, слышали поговорку: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает».

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтобы не забыться, спорить не решался,

А собственное мнение прятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал.

Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

В конце нашего классного часа я хотела бы вам предложить составить правила толерантного поведения.

ПРИТЧА. «Разгадка сна».

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.

Придворные были удивлены.

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Да, мы одинаково истолковали сон.

Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?

Согласны ли вы с ней?

Ф.И._____________________________________________Класс___

Опросный лист «Толерантность и я»

Пожалуйста, прочитайте высказывания и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

++ сильное согласие (конечно, да);

+ слабое согласие (скорее да, чем нет);

О ни да, ни нет

- слабое несогласие (скорее нет, чем да);

- - сильное несогласие (конечно, нет)

Постарайтесь быть искренними. Спасибо!

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3.Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.

4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.

8. Всех «бомжей и попрошаек» необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

11.Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.

14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.

23.Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25.То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

2. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28. Истинной религией может быть только одна религия.

29.Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31. Человек, который со мной не согласен, обычно у меня вызывает раздражение.

32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.

33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.

39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл.

«+ +» 2 балла

«+» 1 балл

«О 0 баллов

«-» - 1балл

«-» - 2 балла

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака.

При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

от - 90 до - 45 — отражают высокий уровень развития интолерантности;

от - 45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90 - высокий уровень толерантности

Ф.И. __________________________________Класс ____

Тест на определение толерантности, уважения к чужому мнению

Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а/ да;

б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одногруппники:

а/ да;

б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать;

б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да; б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б/ рады за знакомого.

Запишите по 2 балла за ответы: 1- б, 2-б, З- б, 4-а, 5- б, 6- б, 7- а, 8- б. сложите баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Ф.И.О. _______________________________________________Класс______

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В колледже проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Преподаватель ждет ответа студента…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в группе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1«б»: Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

от 3 до 5 «б»:

Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

боле 5 «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Ф.И. __________________________________________ Класс______________________ Тест «Насколько вы толерантны»

1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

РЕЗУЛЬТАТЫ

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Приложение

Афоризмы и изречения великих мыслителей

       Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

                                            Золотое правило  этики

       Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других.

                                                                                  Чжуан-Цзы

         Не говорите ничего, когда Вы чувствуете приступ раздражения, потому что Вы почти наверное скажите слишком много.

                                                                           П. Рутт

         Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения.

Восточная мудрость

         Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне лет.

                                                                   Марк Аврелий

         Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю.                                          

Антуан де Сент-Экзюпери

         Молчите, пока не почувствуете, что вполне владеете собой.

                                                                           Ли-Цзы

         Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого  счастья  и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли.

                                                                       Чжуан-Цзы

         Сохраняй хладнокровие в споре, потому что запальчивость делает ошибку проступком, а правду невежливостью.

                                                                  Джордж Гербер

         Лучше отказать в просьбе, чем удовлетворить ее грубо.

                                                                           Честерфильд

         С человеком нужно обращаться по-человечески.

                                                                         Д. Фуллер

         Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

                                                                          В. Франкл

         Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.

                                                                           Вольтер

          Пусть ваши дела, а  не ваши слова говорят за вас.

                                                                           Платон

         По природе люди близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга.

                                                                           Конфуций

         Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.

                                                                           Древнеиндийский афоризм

         Стремление ставить на первое место интересы других людей есть самое высшее, какое мы только можем иметь.

                                                                           П. Рутт

         Мысли как человек, действующий и действуй, как человек мыслящий.

                                        Принцип жизни великих людей.

         Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества.

                                                                           С.Л.Рубинштейн

         Наша жизнь как океан - течет и соприкасается, в одном месте тронешь - в другом конце мира отдается. Ф.М.Достоевский

Правила толерантного поведения

Относись к окружающим с уважением.

Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.

Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.

Не навязывай свое мнение другим.

Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.

Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.

Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный комплекс классных часов является итогом работы психолога по воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям, дает возможность обучающимся адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми. Понимания принципов взаимодополняемости как основной черты различий и взаимозависимости совместных действий. И как результат – приобщение к культуре мира, получение основ, необходимых для служения сообществу семьи, класса.

ЛИТЕРАТУРА

Дереклеева Н.И. , М.Ю. Савченко Справочник классного руководителя. – М: Вако,2007

Кулинич Г.Г. Классные часы. – М.: Вако, 2007

Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 2003.

Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2001.

Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

Декларация принципов толерантности, утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. – М., 1995.

Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.

Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.