Конспект занятия по песочной терапии с детьми старшей группы «Волшебная песочница»

Калиянц Инна Владимировна

  На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, рекомендуется использовать различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная терапияПритягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком используются в качестве средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, а также для повышения познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnaya_pesochnitsa_wecompress.com_.docx656.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район.

Конспект занятия по песочной терапии

с детьми старшей группы

«Волшебная песочница»

Изображение выглядит как человек  Автоматически созданное описание

Калиянц И.В

педагог-психолог

г. Кропоткин, 2022

Цели:

- развивать познавательные и психические процессы: память, познавательные процессы, воображение, пространственные представления;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать мелкую моторику.

Задачи:

- способствовать гармоничному развитию познавательных процессов;

- развивать коммуникацию и речевую активность;

-  развивать мелкую моторику и кинестетическую чувствительность пальцев рук;

Предварительная работа: знакомство с правилами поведения в песочнице.

Материалы и оборудование: стол с несколькими режимами световой подсветки, стулья, специальный песок, коллекция мелких игрушек, деревянные трафареты и гребни, лопатки, кисточки, счетные палочки, камешки, макаронины.

Ход занятия

Ритуал входа (3-5 минут)

Упражнения для знакомства ребенка с песком:

Упражнение 1

        Поскользить ладонями по песку линейно, зигзагообразно, круговыми движениями, ладонью, ребром ладони и тыльной стороной руки.

        

Упражнение 2

        Набрать песок в ладони и высыпать его тонкой струйкой. Сделать это сначала правой, затем левой рукой, затем обеими руками одновременно.

        

Упражнение 3

        Закопать ладони в песок и потом «найти» их. Задается вопрос «куда делись наши ручки?», а затем показать радость от того, что ручки найдены «вот они!».

Основная часть (10-15 минут)

Упражнения на развитие мелкой моторики:

Упражнение 1

        Взаимодействие ребенка с песком: сжать, затем разжать кулак с песком, захватить песок в щепотку и разжать, насыпать дорожки из песка, перебирать песок мелкими движениями пальцев, перетирать песок между ладонями и т.д.

        

Упражнение 2

        Отыскивать наощупь в песочнице мелкие предметы (игрушки, пуговицы, бусины, камешки, макаронины и т.д)

        

Упражнение 3

        Рисование на песке.

        Дорожки. Начинаем с простых коротких прямых линий, затем переходим к ломаным, прерывистым, волнообразным, удлиненным линиям.

        Заборчики, которыми можно огораждать все, что лежит в песочнице.

        Лесенки. Помогут научиться совмещать горизонтальные и вертикальные линии.

        Следы. Можно предложить оставить на песке следы своих рук, либо различных животных, например, следы слона и паука. Затем, развивая еще и воображение детей, можно предложить оставить следы несуществующих животных.

        Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную готовит ребенка к овладению письмом.

Упражнение на развитие пространственных представлений «На ферме»:

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, идя в гости к животным.

Инструкция: «Мы идем в гости к барашку. Где живет барашек? В каком углу песочницы? Кто живет рядом с барашком? (Ребенок перемещается к животному, расположенному по соседству с барашком) Кто живет радом с кошкой? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье). В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных или растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать картинки).

Упражнение на развитие коммуникативных навыков и навыков общения «Рисование в паре»:

Паре детей предлагается изобразить с помощью песка определенное время года (либо по одной, знакомой им, эмоции). Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно будет рисовать каждый из них. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка. Так же можно предложить детям отгадать две загадки. Рассуждать они могут вместе, но окончательный ответ каждый из них должен нарисовать самостоятельно, предварительно договорившись, что именно будет рисовать каждый.

Упражнение на развитие познавательных процессов и воображения «Загадки»:

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

- это фрукт;

- растёт на дереве;

- бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким;

- можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пироги.

        Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку на песке.

Упражнения на развитие различных видов памяти:

Упражнение 1

Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого педагог просит разложить предметы по памяти в песочнице.

        Упражнение 2

В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, педагог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.

Упражнение 3

Ребенку зачитываются 5 слов в определенной последовательности. Он их запоминает и затем выбирает из набора различных игрушек только те, которые были озвучены. Затем выкладывает их на песке в той же последовательности.

Ритуал выхода (3-5 минут)

"На ладошки посмотри –

Молодцы же ведь они!

Спасибо, добрый наш песок,

Ты нам умнее стать помог!"

Задача мягко подготовить ребенка к завершению занятия. Обозначить, что занятие подходит к концу. Ребенка следует похвалить, спросить, какие из сегодняшних упражнений ему понравилось больше всего. При необходимости объяснить, что сегодня он узнал много нового и теперь ему следует передохнуть. Так же можно привлекать детей к процессу сбора игрушек и уборке рабочей зоны. После работы с песком следует тщательно вымыть руки.

Список литературы

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии – Спб : Речь, 2015 – 256 с.
  3. Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94 с.