СПЕЦИФИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ ГОЛОСА У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Исаева Виктория Николаевна

Голос – уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей большого числа профессий – педагогов, артистов, политических деятелей, военнослужащих. Расстройства голоса различного генеза затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими (Н. И. Жинкин, Л. М. Телеляева, О. С. Орлова, Л. Б. Дмитриев, Ю. С. Василенко, Е. В. Лаврова, и др.).

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ ГОЛОСА У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Голос – уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей большого числа профессий – педагогов, артистов, политических деятелей, военнослужащих. Расстройства голоса различного генеза затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими (Н. И. Жинкин, Л. М. Телеляева, О. С. Орлова, Л. Б. Дмитриев, Ю. С. Василенко, Е. В. Лаврова, и др.).

        Голос - компонент речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во-вторых, ее интонационную выразительность. [8,47]

        С возрастом в голосовом аппарате происходят значительные изменения, отрицательно сказывающиеся на качестве звука и выносливости голоса. Старость – это закономерно наступающий период возрастного развития. Хриплый, с придыханием «голос старика», как правило, воспринимается, как возрастная норма. Но нарушения голоса часто приводят к ухудшению качества жизни и могут проявляться депрессивными состояниями и социальными нарушениями. В силу обстоятельств и социального положения пожилых людей в России, многие из них вынуждены работать, как правило, это голосоречевые профессии. Потеря голоса, его нарушения приводят к ситуации, когда человек не может выполнять свои трудовые обязанности, что может повлечь за собой стресс, как следствие – общую ослабленность организма и обострение хронических заболеваний. В том числе, часто пожилые люди испытывают дефицит общения, чувствуют себя вычеркнутыми из жизни. Это так же приводит к апатии и стрессу, что отражается на общем соматическом состоянии.

Пожилой возраст находится на периферии внимания логопедов-дефектологов, т.к. возрастные изменения голоса считаются нормой. Пожилые люди сталкиваются с особыми проблемами, как социального и психологического характера, так и с возрастными нарушениями функций сенсорных систем и голоса. Существует множество методик для коррекции функциональных нарушений голоса, но, не смотря на наличие этих методик, пожилые люди не обращаются за помощью, так как часто не замечают собственного дефекта. Изучив литературу по проблеме исследования можно прийти к выводу, что нарушения голоса у пожилых людей воспринимается, как данность и основная проблема заключается в недостаточной информированности о возможной коррекции и профилактике возрастных изменений голосового аппарата.

Классификация нарушений голоса в логопедическом, медицинском и психологическом аспектах

Наиболее распространенные нарушения голоса связаны с функциональными заболеваниями голосового аппарата, т. е. когда не наблюдается анатомических его изменений или грубых нарушений двигательной функции. Функциональные заболевания чрезвычайно многообразны, и лечение их представляет до сего времени значительные трудности в связи со сложностью этиологии и патогенеза. Среди них особое место занимает фонастения — нарушение голоса, которое не всегда сопровождается видимыми объективными изменениями в гортани. Она наблюдается чаще всего у лиц голосовых и речевых профессий, развивается в процессе их трудовой деятельности вследствие постоянного голосового напряжения и плохой постановки голоса. Достаточно часто фонастения возникает от общего переутомления и ослабления организма, а также может развиться после психических травм, различных эмоциональных перегрузок как результат нарушения основных нервных процессов.[5,49]

Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет клиническое обследование (фониатрическое, неврологическое, отоларингологическое), логопедическое и психологическое. [1,45]

        Логопедический аспект называет и вскрывает сущность расстройства голоса. Основные нозологические единицы - дисфония, афония, ложносвязочный голос, ринофония и ринолалия. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства силы, высоты, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. [20,108]

        Нарушение высоты голоса: низкий, фальцет, монотонный, тремолирующий, немодулированный.

        Нарушение тембра голоса: писклявый, глухой, хриплый, грубый, гортаннорезкий, «квакающий», металлический, назализованный.

        Нарушение силы голоса: слабый, иссякающий, слишком громкий, афония.

         Своеобразие нарушения зависит от следующих факторов: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда возникло нарушение.

Также, отмечается время появления дефекта. Большая часть органических и функциональных нарушений голоса, приобретены в процессе развития организма у детей, формирования личности ребенка, его речевой функции. Исключением являются центральные органические нарушения голоса, которые могут быть и врожденными, и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, которые связанны с врожденным дефектом мягкого нёба (ринолалия), дисфония при врожденной глухоте. Большинство функциональных нарушений голоса ребенок приобретает или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, ринолалия, нарушения речи при снижении слуха). [17,28]

Дефекты голоса могут быть выражены от легкой осиплости до резкой охриплости и даже афонии. Отмечается большая утомляемость голоса, напряжение и боль в мышцах шеи, затылка, а иногда и грудной клетки. Ларингоскопическая картина характеризуется несмыканием голосовых складок, синхронная их подвижность может сохраниться, но быстро истощается при фонации. Щель между голосовыми складками приобретает различные формы в зависимости от того, какие мышцы поражены.

        Психологический аспект классификации помогает вскрыть особенности личности субъектов, личностной реакции на нарушение, а также помогает учитывать влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи больного, на особенности его личности. У людей с нарушениями голоса наблюдается снижение коммуникативной функции речи из-за трудностей общения. Они стесняются своего голоса, в основном общаются мимикой, жестами. Также появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере. Появляются своеобразные черты характера: неуравновешенность, пессимизм, раздражительность, негативизм и т.д. В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на личную и трудовую жизнь людей с нарушениями голоса. [8,67]

Психолого-педагогический и клинический пути исследования помогают облегчить прогнозирование дефекта. Так, при органических расстройствах голоса, в отличие от функциональных, полное его восстановление почти невозможно. Наибольшую трудность в лечении представляют периферические органические нарушения голоса, связанные с заболеваниями самой гортани. [30,76]

        Таким образом, системный и комплексный подход к расстройствам голоса предполагает изучение личности в целом. Наиболее плодотворным методом является исследование его организма как целостной системы и позволяет оказывать эффективную и качественную помощь лицам с нарушениями речи и голоса.

Причины нарушений голоса

Причины расстройств голоса весьма разнообразны, но по мнению автора Орловой О. С. их условно можно разделить на:

  1. биологические факторы (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);
  2. социальные (семейное положение, состав семьи, жизненные условия);
  3. психологические (конфликтные ситуации, стрессовые факторы, психоэмоциональные и характерологические особенности личности);
  4. сенсорные (амузыкальность, несформированность самоконтроля). [29,95]

        Среди факторов, имеющих первостепенное значение, выделяются биологические и психологические. Нередко наблюдается сочетание двух и более факторов в этиопатогенезе нарушений голоса у детей и взрослых.

        Большинство авторов считает, что пубертатные дисфонии провоцируются перенапряжением голоса, громким пением, криком, воспалительными процессами верхних дыхательных путей, нарушением слуха. Заболевания резонаторных органов (острые и хронические риниты, синуситы, гипертрофия небных миндалин, тонзиллит, аденоидные разрастания) у подростков значительно нарушают как голосообразовательную, так и резонаторную функции.

        Автор Е. Седлачкова (1963 год) в своих работах указывает, что причиной расстройств голоса у детей может служить недостаточное развитие или отсутствие музыкального слуха. [30,89]

        Большое влияние оказывают экологические и социальные факторы. По данным Грожан (1978), около 50% детей в шумных городах страдают дисфонией. А. С. Зуев (1996 год) отмечает, что причиной голосовых расстройств у детей могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми температурными инверсиями). [15,103]

        В 1990 году Д. К. Вильсон приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом - ребенок учится не только языку, но и манере речи окружающих его людей.

        Авторы Ю. С. Василенко и Г. Киттель (1997 год) подчеркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать при раннем их выявлении и своевременном лечении в детском возрасте. [5,84]

        В 2002 году Ю. С. Василенко подразделяет причины мутации на местные, нервно-психические, сенсорные и гормональные. К числу местных факторов относится ускоренный рост гортани, увеличение размеров голосовых складок, хрящей гортани. [5,89]

        По мнению В. Д. Тахтамышева (1972 год), доминирующим фактором патологической мутации является психо-эмоциональная неподготовленность подростка к смене голоса. Ребенок часто стесняется своего нового низкого голоса, стремится сохранить прежний высокий, что не приводит к закреплению нового условного рефлекса, голос остается дисфоничным. Подростки часто являются единственным ребенком в семье с сильной привязанностью к матери. Часто эти дети воспитываются без отца, и они бессознательно настраиваются на материнский голос. Сохранение детского голоса высокой тональности нередко с семейными конфликтами способствует и реакция упрямства, упорное желание подростков сохранить прежний голос, их психологическая установка – противостоять взрослению.

        Нередко это обусловлено перенапряжением голоса, участием в школьном хоре и исполнением репертуара, требующего высокого звучания голоса. [11,72]

        Сенсорные факторы также могут стать причинами мутационных нарушений. Имеется в виду немузыкальность, при которой у человека отсутствует правильное слуховое представление о тональности его речевого голоса. Причинами патологической мутации могут быть острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей, которые мешают закреплению нового голосового стереотипа.

        В некоторых случаях стойкие нарушения связывают с изменением гормонального статуса. Ю.С. Василенко провел изучение гормонального профиля у 40 подростков и юношей, страдающих мутационной дисфонией. На основании исследования установлено, что у подавляющего большинства подростков с мутационной дисфонией, содержание гормонов было в пределах нормы. У 18 человек удержание тестостерона в крови соответствовало нижней границе нормы. У 4 пациентов этот показатель при неоднократном исследовании оказывался стабильно ниже нормы, а содержание лютеинизирующего гормона было повышенным. Подобные гормональные изменения характерны для задержки полового развития и могут быть причиной развития нарушений голоса. [5,112]

        Таким образом, на основании проведенных исследований различными авторами уточнено, что в этиологии мутационной дисфонии наряду с другими факторами играют роль гормональные изменения, проявляющиеся задержкой полового развития

        Нарушения в эндокринной системе приводят к стойким выраженным изменениям голоса. [19,47]

В то числе, мы можем говорить и о возрастных аспектах нарушений голоса.

Голосовой аппарат находится под влиянием половых желез не только в период его развития, но также и позднее, в течение всей жизни человека деятельность голосового аппарата продолжает оставаться в тесной связи с функцией половых желез. Процесс кальцинации зависит от паращитовидных желез, которые регулируют обмен кальция в организме. Процесс кальцинации начинается сравнительно рано, у мужчин – к 20 годам, у женщин – к 23. Процесс кальцинации гортани, являющийся причиной её тугоподвижности и потери эластичности, протекает у мужчин иначе, чем у женщин. Гортань 50-летнего мужчины является полностью окостеневшей. Процесс окостенения у женщин протекает гораздо медленнее и тугоподвижность гортани возникает гораздо позднее, согласно наблюдениям некоторых авторов, лишь на 80-м году жизни. Половые железы у женщин влияют на функцию гортани иначе, чем у мужчин. В климактерическом периоде, когда перестает выделяться фолликулин, голос женщин понижается, становится грубым, похожим на мужской. Гормональное влияние половых желез на голос проявляется у мужчин в период полового созревания, когда эти железы начинают функционировать, а у женщин — в климактерическом периоде. Другие железы внутренней секреции также оказывают влияние на формирование гортани в период полового созревания. Щитовидная железа влияет на рост гортани и главным образом на рост её хрящей. Нарушение выделительной функции щитовидной железы может явиться причиной задержки в развитии хрящей гортани. Гипофиз, регулируя функцию половых желез, косвенным образом влияет на развитие гортани. Остальные железы внутренней секреции имеют второстепенное значение. Надпочечники регулируют силу мышечного напряжения, а также влияют на кровообращение. [22].

Хриплый, с придыханием, «голос старика» (пресбифония), как правило, воспринимается как возрастная норма. Но нарушения голоса часто сочетаются с нарушениями глотания, что приводит к ухудшению качества жизни и может проявляться депрессивными состояниями и социальными нарушениями.

Одной из возможных причин при отсутствии органического поражения голосового аппарата является вертебро – базилярная дисциркуляция, возникающая на фоне остеохондроза шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у пациентов пожилого и старческого возраста. [22]

 Особенности коррекционной работы при функциональных нарушениях голоса

        В психолого-педагогической литературе по вопросу о коррекции функциональных расстройств голосообразования есть большое количество методик. Эти методики очень разнообразны.

        В литературе существуют две основные тенденции восстановительной терапии:

1) «щадящая» терапия;

           2) грубые методы (Четелли, Барт (1907 г.) - сдавление хрящей гортани руками; Мук (1916 г.) вводил металлический шарик между голосовыми связками.) [33,203]

        В настоящее время восстановительная логопедия и фониатрия осуществляют свою благородную задачу по восстановлению утраченной функции голоса и речи, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими человека методами. При восстановлении голоса считают необходимым применять так называемую «щадящую» терапию. Шоппе (один из представителей этого метода) еще в 1888 г. указывал на важность проведения массажа, который действует на слизистую оболочку и на мускулатуру гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи. Также он рекомендовал вдыхание маслянистых веществ, которые растворяют слизь и оказывают хорошее действие на голосовые связки. [37,157]

        В 1896 году Е. Н. Малютин при помощи камертонов предложил лечить функциональную афонию. На щитовидный хрящ и на голову больного устанавливался камертон, и больной брал голосом соответствующую ноту. Занятия продолжались 10 дней по 20 минут каждое. Автор объяснял действие камертонов тем, что они механически действуют на голосовые связки. С колебаниями голосовых связок, вызванными импульсом нашей воли, совпадут колебания от вибрации камертона, усилий потребляется меньше, а звук будет яснее. [42,146]

        В 1899 году М. Шмидт обратил свое внимание на нарушение дыхания. Он заложил основы ортофонического лечения. Большое значение придавал внушению.

        В 1908 году Ф. Флатау при лечении фонастении применял артикуляционную и дыхательную гимнастику, электризацию, ручную и машинную вибрацию и растяжение голосовых связок при помощи рук.

        В 1924 году Г. Гутцман занимался рассмотрением вопроса о функциональной афонии и фонастении. При лечении этих заболеваний он рекомендовал:

1) артикуляционную гимнастику;

2) дыхательные упражнения, общую гимнастику тела;

3) вибрацию;

4) электрические голосовые вилки. [40,117]

        Автор обращал особое внимание на речевой режим больного. Он советовал абсолютный покой на протяжении 8 – 10  дней, после этого переходил к методическим упражнениям, сначала шепотом, затем в умеренном piano извлекал на выдохе наиболее доступные тона. Для получения первого звука автор предлагал метод «жужжания» или «мычания». Он рекомендовал считаться с индивидуальными различиями голоса, в соответствии с этим и выбирать методику работы. [40,128]

        В 1933 году A. М. Кордатов до начала занятий проводил психотерапевтическую беседу, далее проводил ручной массаж гортани и боковой поверхности шеи, заглушение при помощи трещотки Барани, получение кашля. Вызвав его, заставлял кашлять на гласные [у], [э], [о], [а], [и]. Звук получался хриплым. Потом делал кашель протяжным на гласных звуках. В один из таких моментов слух выключался трещотками Барани. Больной тянул гласный громче и яснее (так как слуховой контроль исчезал) и в это время трещотки сразу отнимались и больной слышал свой громкий голос. Получив гласные, нараспев  считали до 10 - 20 без трещоток, ускоряя темп счета. [44,127]

        В 1936 г. А. Н. Сафаров и М. И. Фомичев при лечении функциональных расстройств голоса применяли комплексный метод - фоническую ортопедию:

1) психотерапия;

2) воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания ( так называемый «рабочий тип дыхания»), выдох или звучный (губы в положении для звуков [п], [ф]), или воздушными толчками - мгновенный;

 3) артикуляционная гимнастика, сначала без участия голоса, затем предлагается больному произнести:

  •  слово правильно орфоэпически на шепоте;
  • то же слово по отдельным слогам на шепоте;
  • это же слово на звуке;
  • это же слово на беззвучной артикуляции;

4) упражнения со звуком; больной может регулировать высоту и силу звука путем регулировки выдыхаемого воздуха. [43,204]

        В 1939 году Е. М. Воронина применяла ортофоническое лечение, цель которого было - приведение голосового аппарата к такой фонической координации, при которой он вполне отвечал бы своему назначению. [46,325]

В лечение входило:

  • Знакомство с общим состоянием больного, его психическим развитием, собирание анамнестических данных.
  •  Выполнение дыхательных упражнений - бесшумный вдох и выдох (первые упражнения проводились в положении лежа для того, чтобы расслабить напряжения всего тела).
  •  После того, как улучшили дыхание – вырабатывался чистый шепот. Для этого больной на удлиненном выдохе тихим шепотом, держа зеркало у рта, произносил «хах» так, чтобы зеркало запотело скорее и больше. Затем переходили к слогам - «шаш», «шош», при этом шипящие звуки произносились длительно, а гласные легко. [46,329]
  • Упражнения на звучном голосе:

        а)        звук получиться должен без напряжения;

        б)        начинается работа с низких нот на тихом звучании.

        Продолжительность сеанса 20 - 25 минут ежедневно. На дом давались задания. В некоторых случаях дополнительно проводилась фарадизация гортани. [46,329]

        В 1942 году Л. Стейн использовал в своей работе вокальную методику, она включала следующие разделы.

  1. Артикуляционные упражнения.
  2. Дыхательные упражнения.
  3. Получение гласных звуков, мурлыкание, зевота, кашель.
  4. «Сильные» голосовые упражнения — развитие высоты тона.
  5. Вибрационный массаж, фарадизация. [37,136]

        В 1944 году М. И. Фомичев и М. П. Блескина пользовались методом вибрационно - фонической ортопедии. В этот метод входило:

  1. Предварительная беседа.
  2. Вибрационный и ручной массаж гортани в сочетании с голосовыми упражнениями (м, му, мы).

        Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем - отраженной и потом - спонтанной. Эти упражнения сопровождались ручным или вибрационным массажем. [43,238]

        В 1952 году Н. Ф. Лебедева применяла метод скоростной фонической ортопедии. Он заключался в следующем: легким надавливанием на гортань по передней поверхности шеи производилось поглаживание сверху вниз в течение трех - пяти минут, а затем проводили электрический вибрационный массаж. Во время массажа больной произносил: м - ма - му.

        В 1953 году С. К. Юрченко стал придавать большое значение устранению торможения в центральной нервной системе. В связи с этим перед началом занятий проводилась психотерапевтическая беседа. Далее в момент прикосновения к голосовым связкам ватки, навернутой на гортанный зонд, предлагалось больному произнести звук [и] и слог [мы]. Самое главное -  получить хороший голос на первом сеансе. Под наблюдением у Юрченко было 100 больных, положительные результаты были получены не у всех. Отдаленные результаты не сообщаются. [46,362]

        В 1956 году Бери и Эйзенсон применяли ортофоническую методику при лечении функциональных расстройств голосообразования.

В лечение входило:

  1. Ознакомление больного с физиологией голосообразования.
  2. Развитие кинестетических ощущений.

Оно включало следующие упражнения:

  • положив палец на гортань, больной должен ощутить разницу в напряжении гортани, глотки, челюсти при произнесении гласных звуков старым и полученным голосом;
  • больной произносит гласные звуки с различной высотой звука, пока не найдет присущую ему высоту тона;
  • повышение и понижение интонации. [41,259]

3. Развитие дыхания.

Оно включало следующие упражнения:

  • медленная зевота и произнесение гласного звука [а] на выдохе, кашель;
  • в положении лежа медленно, легко вдыхать воздух и произносить звук [а];
  • держа руку на диафрагме произносить звук [а];
  • постепенно увеличивается число гласных ([а], [о], [и], [у], [е]);
  • гласные соединять со взрывными согласными (бе - ба - бо - бу);
  • «мурлыкание» (или гудение), добиться изменений в высоте голоса;
  • чтение стихов с вопросительной, восклицательной интонацией.

4. Снятие напряжений гортани, губ, языка, челюсти при фонации.

Оно включало следующие упражнения:

  • наблюдать движения языка, губ, челюсти при произнесении [а], [б] и т. д., сидя перед зеркалом;
  • активизируя движения языка, губ, челюсти читать предложения;
  1. Применение новой речи в клинической обстановке.
  2. Применение новой речи вне клиники.

        Тарно (1941, 1946, 1950 и 1957 гг.) как и Бери с Эйзенсоном проводит сначала артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, а затем проводит голосовые упражнения. Голос получается на гласных звуках [е], [и]. Новый голос должен быть вызван на нотах, выше старых. Электротерапия и психотерапия облегчают задачу восстановления голоса. В среднем для восстановления голоса нужно от шести до пятнадцати сеансов, с тем условием, что больной будет заниматься дома самостоятельно. [39,247]

        В 1958 году А. Т. Рябченко, анализируя приемы работы при лечении функциональной афонии и дисфонии, проводит  следующие мероприятия:

  1.  Психотерапия.

2. Дыхательные упражнения.

3. Ортофонические упражнения (звук получается при «мычании», к полученному звуку добавляются гласные, затем гласные сочетаются с согласными, потом произносятся короткие слова, фразы, идет чтение вслух).

4. Фарадизация гортани. Цель фарадизации - получение кинестезии, которые восстанавливают нормальные тормозно-возбудительные отношения в центральной нервной системе. [35,247]

        Но наиболее целесообразным и эффективным методом при ринофонии для реабилитации голосовой функции является комплексный ортофонический метод, который включает как физиоме-ханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействие. [34,263]

        Основной целью ортофонического лечения является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. [34,279]

        В связи с этим, анализируя приведенные выше методики, можно сделать вывод, что разработанные разными авторами все методы воздействия являются комплексными. Различные приемы, которые применяются в лечении нарушения голоса можно охарактеризовать следующим образом:

         а) соблюдение голосового режима, который начинается обычно с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь;это ведет к уменьшению раздражения (снятию напряжения) в области гортани и голосовых связок и психическому успокоению;

        б) внешний массаж в области гортани и вибрационный массаж при помощи камертона, вибратора, который усиливает вибрацию слабых или паретических голосовых связок и играет роль их массирования; [31,268]

        в) механическая помощь в виде сдавливания хрящей гортани, в частности нажима на выступающий щитовидный хрящ, а также наклоны и повороты головы. Они механически сближают парализованные связки, а вибрация усиливает их собственное недостаточное колебание;

        г) использование привычных автоматизмов: при помощи кашля, зевка, стона - получение звука голоса – и последующая активная гимнастика, способствующая его закреплению через повторение, через образование кинестетических ощущений и воспитание слухового внимания;

        д) активная гимнастика (артикуляционная), она имеет место, конечно, при работе над артикуляцией и в данном случае;

        е) заглушение звука голоса трещотками Барани, заглушителем Деражне заставляет больного усилить голос и, кроме того, имеет психотерапевтическое значение, так как снимает страх перед своим неполноценным голосом; [31,273]

        ж) собственно психотерапия - создание веры в успех лечения и бодрого, активного настроения, что достигается беседами, демонстрациями людей, оздоровивших свой голос, объяснениями целесообразности всех мероприятий и их механизмов; [31,274]

        з) использование эмоций, непосредственно влияющих на дыхание и голосообразование.

        В зависимости от характера нарушения голоса и от этапа работы приобретает ведущее значение то одна, то другая составная часть этого комплекса. [31,283]

Для коррекции нарушения голоса можно использовать приемы техники речи, которая включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

- гигиенический и вибрационный массажи;

- упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки — «позой» и «маской» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

Голос

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.

Воспитать и поставить голос — это значит:

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Дикция

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия

Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науки о правильном написании. Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусства речи и, в частности, техники устной речи.

Выводы :

  1. Рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах дает возможность выработать наиболее эффективные пути и методы профилактики функциональных нарушений голоса у лиц пожилого возраста.
  2. В результате старения у людей пожилого возраста происходят необратимые нарушения голоса.

По вопросу профилактики расстройств голосообразования имеется значительное количество методик. Это такие, как: дыхательная и артикуляционная гимнастика, ручная и машинная вибрация, психотерапия и другие, в том числе – приемы техники речи. При профилактике расстройств данные методики должны сочетаться друг с другом.

1. Разъяснительная беседа.        

Начальным звеном коррекционно-логопедической помощи по формированию голоса у лиц пожилого возраста с функциональными нарушениями голоса, является разъяснительная беседа, которая нередко имеет решающее значение в преодолении голосовых расстройств. Следует объяснить, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения простудных и вирусных заболеваниях верхних дыхательных путей, как и постановки голоса, хронический процесс угрожает утяжелением.

Целью разъяснительной беседы является активное, сознательное, волевое включение пожилых людей в процесс всей коррекционно-логопедической работы.

        Беседа предполагает индивидуальный подход к человеку с учетом его возраста, особенностей личности и характера. Главная задача психотерапевтической беседы - активное и сознательное включение человека в процесс логопедического занятия, создание положительного фона для преодоления голосовых нарушений.

        В ходе беседы выявляются жалобы, составляется представление о круге интересов данной категории  людей, отношении к собственному голосу и к его возрастным изменениям, взаимоотношениях с окружающими, устанавливается личный и рабочий контакт.

        Объясняя механизм нарушения, следует в доступной форме раскрыть этот механизм и наметить пути выхода из болезненного состояния. Так же, необходимо настроить участников на то, что только они могут исправить недостатки своего голоса при помощи систематической и целенаправленной работы над собой. Это должно обеспечить соблюдение принципа активности в коррекционной работе.

Разъяснительная беседа - важное мероприятие, которое способствует оздоровлению личности и гарантирует успех коррекционно-логопедической работы.

Демонстрация записей голоса человека до и после лечения, беседы и личные встречи с теми, кто уже закончил курс коррекционно-логопедических занятий могут иметь большое значение. Если понадобится, то можно провести общеукрепляющее лечение, которое рассчитано на укрепление нервной системы человека, так как состояние последней оказывает большое влияние на общую эффективность логопедической работы. [48,305]

Вслед за разъяснительной беседой предлагается режим молчания в течение пяти – семи дней. После этого начинают коррекционно-логопедические занятия, которые включают: артикуляционную и дыхательную гимнастику, а также голосовые упражнения.

В период коррекционно-логопедических занятий рекомендуется соблюдать охранительный голосовой режим: избегать эмоционального перенапряжения, уменьшить голосовую нагрузку, голос не форсировать. А также не нужно говорить шепотом, потому что при этом сильно напрягаются мышцы голосового аппарата.

2. Тренировка артикуляционного аппарата.

Одновременно с разъяснительной беседой необходимо проводить  артикуляционную гимнастику. В процессе фонации артикуляции придается важное значение, так как благодаря ей формируются гласные и согласные звуки и оформляется тембр голоса. Помимо этого, чем точнее и лучше артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.

        Артикуляционная гимнастика способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования и снимает напряжение с артикуляционного аппарата человека. [3,37]

        Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильности, четкости, ловкости движений всех частей артикуляционного аппарата и координированности работы с органами голосообразования и дыхания.

Для исчезновения напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса был предложен гигиенический массаж. Нужно было кончиками пальцев производить поглаживание:

а)        от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б)        от переносицы к околоушной впадине;

в)        от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г)        вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу винтообразные движения. []

Также можно предложить вибрационный массаж, который заключается в поколачивании крыльев носа и одновременно нужно было произносить звук [м].

Массаж проводится для улучшения мимики лица и активизации движения лицевой мускулатуры. Также эти упражнения улучшают силу голоса, его окраску и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. [4,286]

Одновременно с массажем возможна артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата, предложенная Никольской С.Т.

Предложенные упражнения направлены на улучшение движения языка, губ, челюстей, гортани и голосовых складок, мягкого нёба, и на расслабление мышц шеи.

3. Развитие дыхания, дыхательная гимнастика.

        Со 2 - 3 - го занятия вместе с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика.

Во время проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать несколько правил:

  • занятия проводить в проветренном помещении, до еды;
  • количество упражнений должны быть строго дозированы, а также и темп их проведения;
  • следует следить за тем, чтобы грудь человека не переполнялась воздухом;
  • человек не должен во время выполнения упражнений напрягать шею, плечи;
  • упражнения должны быть направлены на развитие движений диафрагмы, мышц нижней части живота и межреберных мышц;
  • все движения должны производиться под счет и плавно.

        Целью дыхательных упражнений является выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха.

Особенность дыхательной опоры - одновременно принимают участие и вдыхательные и выдыхательные мышцы. Организация нахождение опоры и  фонационного дыхания, осуществляются на логопедических занятиях. Сначала выполняется диафрагмальное дыхание лежа, выдох озвучивается.

Предлагается  лечь в расслабленной позе на кушетку, положив одну руку на грудь, а другую руку на живот для того, чтобы контролировать движение мышц. Далее производится вдох (передняя стенка живота поднималась, а грудная клетка была максимально неподвижна). А выдохнуть нужно замедленно с одновременным  произнесением двугубного звука [в]. Передняя стенка живота постепенно втягивалась.

После того как было усвоено это упражнение в положении лежа, его можно выполнять сначала сидя и затем стоя. Такие тренировки в дальнейшем обучающиеся должны проводить самостоятельно не меньше двух раз в день в течение 1 - 2 минут. При хороших условиях, количество тренировок должно доводится до 5 - 6 раз в день.

При функциональных заболеваниях отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. [6,146]

Для исчезновения кашля можно предложить беззвучное произнесение звука [ы]. Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами при задержанном дыхании. В результате этого в глотке должно ощущаться небольшое напряжение. Повторять прием следует 2 - 3 раза. Прибегать к этому упражнению можно  до 10 - 12 раз в течение дня. Установление дыхательной опоры продолжается от 7 до 10 дней.

В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность (см. табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на нагрузку

Факторы, влияющие на нагрузку

Увеличение нагрузки

Уменьшение нагрузки

Исходное положение

Стоя. Смещение центра тяжести вверх.

Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз

Число участвующих в упражнении мышечных групп

Вовлекать максимальное число крупных мышечных групп

Ограниченное число мышечных групп

Степень и характер мышечного напряжения

Оказание активного сопротивления движению, использование отягощения(эластичная резина, гантели и т. п.)

Исключение отягощения движений

Амплитуда движений

Полная

Ограниченная

Сложность упражнений

Увеличение сложных упражнений

Увеличение простых упражнений

Число повторений

Увеличивается

Уменьшается

Темп выполнения

Быстрый и средний

Средний и медленный

Продолжительность пауз отдыха

Укорочение паузы отдыха

Продолжительные паузы

Также для развития дыхания используется комплекс дыхательных упражнений  по методике А. Н. Стрельниковой. В основе этих упражнений - парадоксальный вдох. Внимание акцентируется на вдохе, а не на выдохе. Упражнения выполняются для того, чтобы дыхание сделать более глубоким.  Грудная клетка при помощи скрещивания рук сжимается, и воздух, который вдыхаем проникает глубже, в нижние отделы легких. В результате этого повышается активность диафрагмы.

Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове", активизирует носовое дыхание, способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. [47,93]

 При выполнении основных упражнений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. думать только о вдохе носом,
  2. тренировать вдох, он должен быть не объемный, быстрый, а предельно шумный, активный, эмоциональный;
  3. вдох делать вместе с движением, в ритме своего шага, выдох - это результат вдоха, надо постараться не замечать выдоха, он должен быть самопроизвольный, пассивный, естественный.

        Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой активно используют для тренировки фонационного дыхания в процессе постановки речевого голоса.

4. Голосовые упражнения.

Цель голосовых упражнений - восстановление координированной, единой деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов, а также речевой функции в целом.

        Стимуляцию фонации начинают с произнесения звука [м]. Эту фонему выбрали не случайно, так как звук [м] имеет наилучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации: он не требует значительного напряжения мышц гортани, проходя через рот произносится на слабой воздушной струе, импеданс звука велик, что обеспечивает его звучность при малой затрате мышечной энергии голосовых складок. [49,119]

Звук [м] - это самый простой звук по участию губ, языка, нёбной занавески с анатомо - физиологической точки зрения.

При произнесении звука [м] большую роль играют тактильно - вибрационные ощущения (когда ощущается дрожание крыльев носа, губ, гортани, щек, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения говорят о том, что правильно используются верхние резонаторы (рот, носоглотка, нос).

Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему человека о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функции (повышает звонкость, силу голоса). [20,275]

Затем для того, чтобы увеличить силу голоса, его звонкость и широту звучания к полученному звуку [м] присоединяем гласный [у], т. е. произносили прямой слог му на выдохе. Переход к гласному [у] можно объяснить  несколькими причинами.

При произнесении гласного [у] образуется значительный импеданс ротоглоточного резонатора, из - за чего повышается активность голосовых складок. Незначительный импеданс, а соответственно, и малая активность голосовых складок при произнесении звука [м] помогают создать наиболее щадящий, благоприятный режим их работы при вызывании звука голоса (в условиях деформированной гортани). При многократном произнесении звука [м] активность голосовых складок увеличивается, поэтому последующее произнесение слога  му не представляет трудности для голосового аппарата. [20,286]

Когда произносится звук [у] гортань занимает самое низкое положение. При этом положении гортани глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально, а при высоком положении гортани глотка укорачивается, вследствие чего тембр голоса делается хриплым и резким. Голосовые складки не напряжены, гортанное отверстие широкое. Таким образом, когда гортань находится в низком положении голосовые складки работают с наилучшим акустическим эффектом и с меньше затрачивается энергии.

Когда слог му повторяется много раз, голос усиливается и приобретает большую сонорность. Очень важно добиться четкого, свободного произнесения слога му в позиции резонатора.

После произнесения  прямого слога произносим обратный слог - ум, а затем и закрытый слог мум.

В закрытом слоге звук [м] постепенно становился более протяжным (мум - мумм - муммм). Слоги му, ум и мум должны произноситься свободно, легко, без напряжения, в «позиции резонатора».

После произнесения слогов с гласным [у] произносим слоги с гласным [о]. При его произнесении также создаются хорошие анатомо - физиологические условия. Импеданс ротоглоточного резонатора большой (но немного меньший, чем при [у]), следовательно, сила голоса значительная и голосовые складки активны. Гортань занимает низкое положение. Гласный [о] лабиализованный, что создает видимость звука. При произнесении [о] мягкое нёбо с маленьким язычком поднимается - это способствует усилению звука. [26,193]

Нужно добиться грудного звучания звука [о], так как грудной звук голоса - полный по звучанию, богатый обертонами, а голосовые складки полностью смыкаются и вибрируют всей шириной.

Сначала произносим прямой слог, обратный слог и закрытый слог: мо - ом - мом - момм - моммм.

Затем отрабатываем произнесение слогов со звуком [а] - это наиболее сильный звук. Во время произношения этого звука ротовой резонатор увеличивается, рот становится мощным звуковым излучателем. Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч прямо подается в широко раскрытый рот. При этом язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носоглотку и нос. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. [49,167]

После того как повторили несколько раз сначала протяжное, а затем отрывистое изолированное произнесение а, перешли (по аналогии с предыдущими звуками)  к слогам - прямым, обратным, закрытым: ма - ам, мамм - амамм, маммм - амаммм.

Далее звук [и]. Это акустически слабый звук. При его произнесении язык напряжен, поднят, ротовое отверстие сужено, голосовая щель расширена. Подсвязочное давление воздуха и амплитуда колебаний голосовых складок увеличиваются. Во рту образуется узкий проход, завихрения воздуха при столкновении его с различными частями артикуляционного аппарата, скорость воздушного потока возрастает. Поэтому звуковая волна рассеивается, теряет часть своей энергии, что выравнивает диапазон звуков мощных и слабых [а] и [и]. [49,170]

Также как и в предыдущих слогах, сначала произносим звук [и] в прямых слогах, далее в обратных, и, наконец, в закрытых слогах: ми - им, мим - мимм - миммм, имим - имимм - имиммм.

Когда достигнуто громкое полноценное звучание разных слоговых сочетаний,  переходим к активному смыканию голосовых складок со звуком [j] так как он имеет очень большому импеданс.

Звук нужно произносить с незначительным шумом. Большой импеданс [j] и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. [12,144]

Когда работа над звуковыми и слоговыми упражнениями закончена, можно автоматизировать восстановленный голос. Для этого подбираются слова, которые начинаются с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы. После этого автоматизируем голос во фразовой речи и чтении стихотворений и прозы.

При функциональных заболеваниях необходимо заниматься многократно самостоятельно в течение дня.

        5. Развитие голосовых данных.        

        Непосредственная работа над голосом - это работа над всеми его качествами: силой, высотой, длительностью и тембром - и их изменчивостью в речевом процессе.

        Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон высоты. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими голосами: или слишком высокими, или слишком низкими.

        Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых, высоких звуков - они очень вредны и неприятны на слух.

        Основная задача развития голоса - нахождение естественного звучания голоса и умение пользоваться им.

        Только на этой основе следует разрабатывать голос во всех его направлениях.

        Рекомендуется следующая последовательность в работе над голосом:

  1. улучшение тембра голоса;
  2. нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости;
  3. развитие силы голоса;
  4. развитие диапазона высоты голоса.

        1. У каждого человека голос имеет свои индивидуальные оттенки - свой тембр, который зависит как от строения всего голосового аппарата, так и от навыков пользования им. Привычное пользование своим голосом часто бывает не совсем правильным, поэтому тембр голоса можно улучшить,- для этого нужно изжить неправильные навыки и выработать новые, правильные. К последним относятся звонкость, собранность звука. Первому качеству противопоставляется сдавленный звук, а второму - постоянная улыбка, некоторая расслабленность губ.

        Навести, настроить голос на звонкость нам помогут упражнения со звуком мммм, резонирующим в передней части рта, причем ощущается вибрация при произнесении протяжных слогов мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления или зова.

        Работа над качествами голоса, над его тембром сразу облегчает голосообразование и способствует выявлению основного тона, свойственного данному человеку: голос становится звучным, свободным.

        2. Нахождению основного тона способствует также легкое свободное восклицание, окрашенное приятной эмоцией (А - а, как приятно!) или с оттенком удивления (А - ах!). Тон этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц корня языка, подбородка.

        Устойчивость полученного звука голоса достигается путем плавного, протяжного произнесения на выдохе звонких согласных, соноров и гласных; звук должен быть ровным - на одной степени громкости и одной высоте.

        3. Устойчивость звука как по силе, так и по высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабатывается смена силы звучания, а затем смена высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепенно: сначала на отдельных звуках слогах, затем на стихотворении с короткими строчками при переходе к речевым образцам.

        Свободная, своевременная смена силы голоса в связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнениями.

        На развитие силы голоса используются следующие упражнения:

1) В<В> В; 3<3> 3; Ж<Ж> Ж; М<М> М; Н<Н> Н так далее.  Со звуками л, р, о, э, и, а, ы.

(знак < обозначает усиление звука голоса, знак > - ослабление звука голоса);

2) счет от 1 до 10 с постепенным изменением силы голоса:

шепотом - тихим голосом - громким голосом - тихим голосом  - шепотом;

3) чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом:

Мокнет земля,

Плачут поля. (читать совсем без голоса,)

Дождь поливает, ( одной артикуляцией)

Грач улетает.

Солнце не греет,

Поле белеет. (читать шепотом.)

Полоз скрипит,

Речка молчит.

Солнце печет,

Липа цветет, (читать громко.)

Жар донимает

Рожь поспевает.

        4. Упражнения на развитие диапазона высоты голоса очень полезно начать под музыку, давая 2-3 ноты вверх и вниз от основного доступного тона голоса, а затем очень постепенно расширяя диапазон высоты.

        Важно закрепить устойчивость пользования одной и той же высотой, для чего мы предлагается считать от 1 и до 5 или 10 на одном заданном тоне, а затем последовательно переходить от низкого к высокому тону и обратно.

        5. Для того, чтобы голос не дрожал возможно упражнение, заимствованное у индийских йогов. Оно служит и профилактикой простуд. Для его выполнения необходимо встать прямо, сжать кулаки. Сделать вдох, затем глубокий выдох, не поднимая плеч. На выдохе произносить звук «и-и-и» и одновременно бить себя кулаками по груди.

6. Профилактика голоса.

        Лица пожилого возраста, а в частности те, кто продолжает трудовую деятельность в голосоречевых профессиях или вокальных образованиях, должны соблюдать правила санационного и гигиенического характера, которые обеспечивают нормальное функционирование голосового аппарата.

        К гигиеническим правилам относятся: умеренные физические упражнения, закаливание организма, упражнения, которые укрепляют органы дыхания, отказ от употребления алкоголя и курения, приём острой и солёной пищи должен быть ограничен. [16,159]

        На голосовой аппарат нагрузка должна соответствовать степени его тренированности. Неумеренную речевую нагрузку, которая сильно утомляет голос следует избегать. Также нельзя допускать повышенной голосовой нагрузки в период заболеваний катаров верхних дыхательных путей.

        В правилах санационного характера, очень важны своевременные врачебные консультации для восстановления носового дыхания, удаления очагов инфекции в области верхних дыхательных путей и уха, а также в полости рта. [8,73]

        

        Все, кто использует профессионально свой голосовой аппарат, должен знать элементарные правила санационного и гигиенического характера. Соблюдение этих правил и ежедневные голосовые тренировки помогают быть работоспособным даже слабому от природы голосу.

Голос человека – это уникальное явление. Не существует двух абсолютно одинаковых голосов - несмотря на сходство анатомического строения и механизма образования звука.

        Вместе с тем, голосовой аппарат – наиболее тонкая и хрупкая система человеческого организма. Но об этом обычно вспоминают только тогда, когда привычный механизм речи, по тем или иным причинам, расстраивается. Тогда только человек начинает ценить и беречь свой голос, когда осознает свою беспомощность при его потере. [7,58]

        Анализ теоретической литературы показал, что возможность вскрыть природу дефекта и выработать наиболее эффективные пути и методы его преодоления дает рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах. Функциональные нарушения голоса происходят в результате влияния разнообразных этиологических факторов на голосовую функцию лиц пожилого возраста. Условно их можно разделить на биологические, социальные, психологические и сенсорные факторы, а так же на возрастные изменения голоса. По вопросу лечения функциональных расстройств голосообразования имеется значительное количество методик. Это такие как: ортофоническое лечение, лечение при помощи камертонов, дыхательная и артикуляционная гимнастика, ручная и машинная вибрация, психотерапия и другие, в том числе – приемы техники речи. При лечении функциональных расстройств данные методики должны сочетаться друг с другом.

                 Вместе с тем, проблема профилактики и коррекции голосовых нарушений у лиц пожилого возраста находится на периферии внимания логопедов-дефектологов, т.к. возрастные изменения голоса считаются нормой. В настоящее время данная проблема имеет важное социальное значение, в связи с тем, что число лиц, страдающих названной патологией, имеет тенденцию к возрастанию. Поэтому необходимо продолжать изучать и разрабатывать новые методы преодоления функциональных голосовых расстройств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.: Айрис-пресс, 2005.  - 204 с.

  1. Амирова А.Н. Логопедическая работа по преодолению голосовых нарушений. – М.: Олма - пресс, 2006. - 287 с.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: метод. псобие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 64 с.
  3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. - М.: Просвещение, 1996. - 348 с.

Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. – М.: Просвещение, 2002. - 235 с.

Виноградов Д. Постановка дыхания и голоса. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2000. - 188 с.

  1. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.

Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.

  1. Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф. Г. Тагирова. - Казань, 1988. - 139 с.

Дмитирев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М.: Медицина, 1990. - 325 с.

Детский голос. Эксперементальное исследование / Под ред. В. Н. Шацкой. – М.: АСТ: Астрель, 2004. - 194 с.

  1. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1996. - 125 с.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.: Прогресс, 1999. - 256 с.

 Жинкин Н. И. О теориях голосообразования // Речь и мышление. – М.: Прогресс, 1993. - №11. - С. 64 - 75

Зарицкий Л. А., Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия. – Киев: 1992. - 189 с.

 Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: пер. с чешского. – М.: Просвещение, 1989. - 289 с.

  1.  Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Прогресс, 1960. - Вып. 1. - С. 156 - 162
  2.  Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Л. С. Волковой - М.: Просвещение, 1989. - №4. - С. 24-30
  3.  Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В. Нарушение голоса. - М.: Академия, 2006. - 128 с.
  4.  Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. С. С. Ляпидевского - М.: Прогресс, 1969. - Вып.VI: Анатомо-физиологические механизмы речи. - С. 46 - 52

 Линклэйтер К. Освобождение голоса. – М.: Медицина, 1993. - 312 с.

 Лебедева Н. Ф. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса // Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи. Т. 10, 1952. - С. 171-175;

 Максимов И. Фониатрия / Пер. с болгар. В. Д. Сухарева. – М.: ОЛМа-Пресс, 2000. - 342 с.

  1.  Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С.64 - 75

 Нарушения голоса: учеб. пособие / О. С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 220 с.

  1.  Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Просвещение, 1970. - 304 с.
  2. Никольская С.Т. Техника речи. Методические рекоендации и упражнения для лекторов. – М. Знание, 1978.
  3.  Опарина М.В. Звукопроизношение в норме и патология. – М.: Олма-пресс, 2006. - 284 с.
  4.  Опарина Н.В. Нарушения голоса. – М.: ПРИОР, 2006. - 223 с.

 Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.:Медицина. 1960. - Вып. I. - С.128 - 142

 Орлова О. С. Восстановление голоса при стойких функциональных дисфониях. Актуальные проблемы фониатрии. - Казань,1995. - 284 с.

 Орлова О. С. Нарушение глоса у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 128 с.

 Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 1997. - 324 с.

  1.  Правдина О. В. Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963.- Вып. 2. - С.123 - 132
  2.  Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969. - 308 с.

 Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1991

 Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2006. - 346 с.

Станиславсий К.С. работа актера над собой. Материалы из неопубликованной книги «Работа над собой в творческом процессе воплощения». Дневник ученика. «Ежегодник МХТ» за 1946 г. Государственное изд-во «Искусство» и МХАТ СССР имени М. Горького, Москва, 1948.

 Степанова Г. М. Фоновосстановительные занятия с детьми при узелках голосовых складок и хронических ларингитах: Учебное пособие. – СПб.: Прайм - Еврознак: Нева, - 2003. - 358 с.

  1.  Смирнова А. Н. Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: ПРИОР, 2005. - 209 с.

 Телеляева Л. М., Аникеева З. И. Функциональные заболевания гортани у лиц голосовых профессий. М.: АСТ: Астрель, 1992. - 292 с.

  1.  Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 312 с.

Телеляева Л. М. и др. Фониатрия и фонопедия. – М.: Прогресс, 2005. - 249 с.

 Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 354 с.

 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989. - 362 с.

 Фомичев М. И. Основы фониатрии.- М.: Прогресс, 2002. - 287 с.

  1.  Федорова О. Ю. Фонопедическая работа по коррекции и предупреждению нарушений голоса у детей. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 304 с.
  2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 452 с.

 Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, I том. - М.: Просвещение, 2001. - 479 с.

 Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М. : АСТ: Астрель, 2001. - 284 с.

 Шиленкова В. И., Карелина И. Б. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых. – Ярославль, 2005. - 361 с.

  1.  Яковлев П. А. Акустическая характеристика голоса. - М.: МР3 пресс, 2006. - 243 с.