Арт-терапия как метод специальной психологической коррекции

Зеленова Ольга Шотовна

Арт-терапия — это способ избавиться от лишних переживаний с помощью занятий изобразительным искусством.

Термин «арт-терапия» придумал художник Адриан Хилл в сороковых годах XX века. Он был уверен, что творчество способно помочь людям справиться с депрессиями, фобиями, стрессом, а также облегчить психологическую нагрузку из-за тяжёлых физических заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия, как метод коррекции, - это работа с пациентом (в индивидуальном или групповом формате), которая держит фокус на решении его различных проблем, связанных с трудностями в его внутриличностном пространстве. 

Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.

При работе с детьми эти методы арттерапии широко сочетаются с другими психокоррекционными методами: игротерапией, сказкотерапией, библиотерапией (продуктивной — «сочинительством» и восприятием художественных произведений), поведенческой терапией и др.

Существуют определенные возрастные ограничения использования рисунка, как в целях диагностики, так и в целях коррекции. Границы применения арттерапевтических методов определяются уровнем сформированности символической функции мышления. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают техникой и способами изображения, а символическая функция еще только начинает свое развитие, арттерапия в этом возрасте оказывается недостаточно эффективной. Здесь предпочтение следует отдать игротерапии, а рисование лучше включать в контекст игровых заданий.

В возрасте от 6 до 10 лет уровень развития символической функции уже обеспечивает возможности самоисследования и самовыражения личности в процессе создания творческого продукта, помогает ребенку наладить коммуникацию с другими людьми.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем и потребность в самопознании и утверждении своей идентичности приобретают особую значимость. Благоприятные возможности для реализации этих потребностей предоставляет арттерапия, которая на этой возрастной ступени становится оптимальной формой психокоррекционной работы.

в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.