Характеристика профессиональной деятельности

Елизарова Надежда Олеговна

В данном документе представлен анализ опыта работы в школе за 3 учебных года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности

Елизаровой Надежды Олеговны,

педагога-психолога

МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой

МО Кореновский район

1.Сведения о профессиональной деятельности:

Елизарова Надежда Олеговна, 12.05.1989 г.р.

Стаж работы педагогом-психологом-10 лет.

Квалификационная категория-высшая.

Образование: высшее, окончила Астраханский     Государственный Университет по специальности «Специалист по социальной работе», 2011 год; магистратура «Педагог-психолог», 2013 год; диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Юриспруденция», 2011 год.

Курсы повышения квалификации:

«Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС НОО» ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами»; 2020 год.

«Психологическая помощь детям и подросткам в ТЖС» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022 год.

2.Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности школьного психолога:

          Полное наименование организации: Муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени Клары Васильевны Навальневой муниципального образования Кореновский район.

           Сокращенное наименование организации: МОАНУ СОШ  № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район.

Юридический адрес учреждения:353180, Кореновский район, г. Кореновск, ул. К.Маркса д.215

           В МОАНУ СОШ  № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район я работаю в должности педагога-психолога с 2018 года. Возрастной контингент учащихся: от 6 до 18 лет.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.

Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

3.Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»:

      Целью профессиональной деятельности педагога-психолога в школе является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

           Задачи:

• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;

• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.

• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,

• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;

• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;

•  оказание психолого-педагогической помощи лицам с

ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

          Работа педагога-психолога в школе осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Психодиагностическая работа: 

     Данное направление представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Целью психодиагностики является мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.

Диагностика проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога школы. Мониторинг психоэмоционального состояния проводится в учебном году дважды, осенью и весной. Также психодиагностика может проводиться по запросу родителей и учителей.

Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!

  1. Коррекционно-развивающая работа:

Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

В коррекционно-развивающей работе стремлюсь не к совершенствованию того, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личности. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

  1. Консультативная работа:

Направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

Мною проводятся консультации педагогов, родителей, учащихся. Данная форма работы помогает взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогает в раскрытии самого себя.

  1. Просветительская работа:

Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи учащимся, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

В рамках психологического просвещения я знакомлю учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъясняю результаты новейших психологических исследований; формирую потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

Просветительскую деятельность я осуществляю через проведение семинаров, тренингов, родительских собраний, а также участие в педагогических советах.

  1. Профилактическая работа:

Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.

Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.

 Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте психолога.

Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике употребления различных психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни школьников.

    6.  Организационно-методическая работа:

  • Ведение отчетной документации;
  • Анализ и планирование деятельности;
  • Разработка развивающих и коррекционных программ;
  • Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов;
  • Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала;
  • Участие в районных конкурсах, семинарах;
  • Работа с методической литературой, самообразование;
  • Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями;
  • Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.

4.Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В своей работе я использую следующие технологии:

  здоровьесберегающие технологии–   это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

информационно-коммуникационные  технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. 

В коррекционно – развивающей деятельности использую методы:

- Песочная терапия, которая уникальна и одинаково эффективна, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.

- Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

- Арт-терапия (мандалотерапия, рисование на стекле, рисование пальчиками, эбру) - безопасный способ снятия напряжения, интересный способ диагностики и необычный способ коррекции. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие внутренних ресурсов, целеполагания через творчество.

- Психодрама (куклы, мягкие игрушки, маски, метафорические ассоциативные карты) — метод терапии, в ходе которой учащиеся с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Ситуации разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент, что представляет возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

- Музыкотерапия (используется классическая музыка, голоса природы) - позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.

 Виды диагностических методик:

  • Диагностика тревожности: Опросник детской депрессии М. Ковач, Шкала депрессии Э. Бека, Шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой), Госпитальная шкала тревоги и депрессии А. Зигмонда, восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л. Собчик), рисуночный тест Р. Сильвера, проективный тест «Несуществующее животное», «Человек под дождем», метод неоконченных  предложений Saks-Sidney (адаптация НИИ им. Бехтерева), Самооценка психических состояний Г. Айзенка.
  • Диагностика учебной мотивации: Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), Опросник «Учебная мотивация школьников» Н.Ц. Бадмаева, методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.
  • Диагностика внутрисемейных взаимоотношений: рисуночный тест «Рисунок семьи», Методика Рене Жиля, Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин), Анализ семейной тревоги (Эйдемиллер, Юстицкис).
  • Диагностика уровня интеллектуального развития: Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); Долговременная и произвольная память «10 слов» Лурия, Тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова, Интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман.
  • Диагностика микроклимата в классе: Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф. Фидлер), Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), «Социометрия»  Дж. Морено.

Программы, используемые в коррекционно-развивающей работе:

- Н.В. Пилипенко, Т.В. Громова, М.Ю. Чибисова, Программа дополнительного образования «Здравствуй, школа!» (33 ч.);

- О.В.Хухлаева, Программа формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка  к своему Я» (34ч.)

- Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у школьников,10 ч. (за основу взяты методические разработки Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной.

- Гуськова Е.В. и Будневич Г.Н., Стебенева Н., Королева Н., программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ», (9ч.);

- Амбросьева Н.Н., Вачков И. В., Гуреева И.В., цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь пройти- не поле перейти», (8 ч.);

- Локалова Н.П., Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 классов с ОВЗ. (32 ч.);

- Родина И.М, г. Муравленко, психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска «Преодоление», (17ч);

- Андреева Т., Красовский К., групповые занятия с элементами тренинга по программе «Линия жизни».:

4.Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.

- программа по внеурочной деятельности «Я среди людей», 2019 год;

- психологический проект «Школа лидера», 2020 год;

- методическая разработка «Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ», 2021 год.

5.Сведения о публикациях:

1) nsportal, статья «Живая» психология», 2015г.

2) Сборник публикаций «Семейная арт-студия», тема статьи «Техника «Ошибана» как один из методов ландшафтной арт-терапии», 2015 г.

3) Сборник публикаций «Фестиваль психологических идей», тема статьи «Техника «живой» и «мертвой» воды. Нетрадиционная арт-терапевтическая методика в работе с подростками «группы риска», 2016 г.

4) Международное сетевое издание «Солнечный свет», тема статьи «Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ», 2022 г.

5) Международное сетевое издание «Солнечный свет», тема статьи «Развитие межличностных отношений как психолого-педагогическая проблема», 2023 г.

6.Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года.

Для решения профессиональных задач и достижения основной цели психологической деятельности, работа педагога-психолога в школе за отчетный период велась по основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, просвещение, профилактическая работа, организационно-методическая работа.

Таблица 1. Диагностическая работа

Учебный год

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

2020-2021

63

72

2021-2022

79

74

2022-2023

75

72

Таблица 2. Коррекционно-развивающая работа

Учебный год

Количество занятий

Индивидуальных

Групповых

2020-2021

148

58

90

2021-2022

        274        

112

162

2022-2023

312

132

180

Таблица 3. Консультативная работа

Учебный год

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Законные представители

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

2020-2021

105

12

18

1

65

7

22

4

2021-2022

130

17

23

2

76

9

31

6

2022-2023

151

27

29

4

84

15

38

8

Психодиагностическая работа:

Таблица 4. Тревожность учащихся 5 классов

Учебный год

Норма

Выше среднего

Высокий

2020-2021

70

8

4

2021-2022

74

7

3

2022-2023

82

5

3

Рассмотрев таблицу, мы наблюдаем, что количество учеников с повышенной тревожностью в школе уменьшилось.  

С учащимися 9 и 11 классов была проведена диагностическая работа по исследованию сформированности профессиональных предпочтений обучающихся.

             В результате проведенной диагностической работы за прошедшие года можно сделать вывод о том, что учащиеся 9, 11 классов частично определились с выбором профессии, определили ближайшие цели, пути и средства достижения ближайших целей. В большинстве случаев они реалистично оценивают свои возможности и предрасположенность к профессиям.

Психологическая готовность обучающихся к сдаче ЕГЭ.

         По результатам исследования выявлено, что у учащихся высокий показатель информированности о процедуре проведения экзамена. Более 80 % детей владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Результат тестирования свидетельствует о том, что у учащихся низкий показатель тревожности, связанный с процедурой проведения экзамена.

В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности.

По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.

Проводилось онлайн-тестирование детей 9 -11 классов по профориентации.

Проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы.

         Проведено анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.

Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.  Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме.

Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. Особое внимание уделялось тренинговым занятиям как форме развивающей работы с детьми. С учащимися подросткового возраста проводились индивидуальные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие уверенности в себе. С детьми были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, видео притчи.  Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.

         Консультативное направление.

В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивацией клиентов.

С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения, о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике самовольных уходов, о вреде употребления ПАВ.

Профилактическая работа была направлена выявление предрасположенности к зависимому поведению, оказанию психологической помощи.

     Просвещение и экспертная деятельность.

Просветительская деятельность осуществлялась в формах семинаров, тренингов, родительских собраний.

    1) Выступления на родительских собраниях:

  •  «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе».
  •  «Психологическая готовность к ЕГЭ»
  • «Формирование жизнестойкости»
  • «Профилактика правонарушений»

2)Выступления на семинарах и педагогических советах:

  • «Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»»,
  •  «О ходе адаптации 5 классов»,
  • «О ходе адаптации 10 классов»,
  • «Особенности работы с детьми с ОВЗ»,
  • «Методики, используемые педагогом-психологом, для углубленной диагностики психоэмоционального состояния обучающихся»;
  • «Признаки аутодеструктивного поведения учащихся школы»;
  • «Алгоритм действий социально-психологической службы школы в экстренной ситуации с учащимися школы».

3)Участие в семинарах, конференциях и методических объединениях: 

  • «Нормативно-правовая документация педагога-психолога»,
  •  «Деятельность ПМПк»,
  •  «Профилактика жестокого обращения с детьми, самовольных уходов, суицидов и бесконфликтное воспитание»,
  • «Арт-терапевтические методики в работе с учащимися и родителями»,
  • «Формирование жизнестойкости у подростков».

Экспертная деятельность осуществлялась в следующих формах:

- Участие в заседаниях психолого-педагогического консилиума школы;

- Работа в составе комиссии по оценке индивидуальных итоговых проектов обучающихся;

- Исследование эффективности усвоения образовательной программы учащимися;

Организационно-методическая работа.

Организационно-методическая работа осуществляется мной как в районе, так и в школе. С 1 сентября 2023 года являюсь руководителем районного методического объединения школьных педагогов-психологов. Данная работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

  • Ведение отчетной документации;
  • Работа с методической литературой;
  • Подготовка стимульного материала;
  • Разработка рекомендаций для обучающихся;
  • Разработка стендовой информации.
  • Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
  • Участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях, обмен опытом.

     Организационно-методическая работа как руководителя районного методического объединения педагогов-психологов школы.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.