Характеристика профессиональной деятельности
В данном документе представлен анализ опыта работы в школе за 3 учебных года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика профессиональной деятельности | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности
Елизаровой Надежды Олеговны,
педагога-психолога
МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой
МО Кореновский район
1.Сведения о профессиональной деятельности:
Елизарова Надежда Олеговна, 12.05.1989 г.р.
Стаж работы педагогом-психологом-10 лет.
Квалификационная категория-высшая.
Образование: высшее, окончила Астраханский Государственный Университет по специальности «Специалист по социальной работе», 2011 год; магистратура «Педагог-психолог», 2013 год; диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Юриспруденция», 2011 год.
Курсы повышения квалификации:
«Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС НОО» ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами»; 2020 год.
«Психологическая помощь детям и подросткам в ТЖС» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022 год.
2.Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности школьного психолога:
Полное наименование организации: Муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени Клары Васильевны Навальневой муниципального образования Кореновский район.
Сокращенное наименование организации: МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район.
Юридический адрес учреждения:353180, Кореновский район, г. Кореновск, ул. К.Маркса д.215
В МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район я работаю в должности педагога-психолога с 2018 года. Возрастной контингент учащихся: от 6 до 18 лет.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
3.Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»:
Целью профессиональной деятельности педагога-психолога в школе является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
• оказание психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
Работа педагога-психолога в школе осуществляется по следующим основным направлениям:
- Психодиагностическая работа:
Данное направление представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Целью психодиагностики является мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Диагностика проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога школы. Мониторинг психоэмоционального состояния проводится в учебном году дважды, осенью и весной. Также психодиагностика может проводиться по запросу родителей и учителей.
Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
- Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
В коррекционно-развивающей работе стремлюсь не к совершенствованию того, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личности. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
- Консультативная работа:
Направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводятся консультации педагогов, родителей, учащихся. Данная форма работы помогает взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогает в раскрытии самого себя.
- Просветительская работа:
Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи учащимся, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В рамках психологического просвещения я знакомлю учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъясняю результаты новейших психологических исследований; формирую потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
Просветительскую деятельность я осуществляю через проведение семинаров, тренингов, родительских собраний, а также участие в педагогических советах.
- Профилактическая работа:
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте психолога.
Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике употребления различных психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни школьников.
6. Организационно-методическая работа:
- Ведение отчетной документации;
- Анализ и планирование деятельности;
- Разработка развивающих и коррекционных программ;
- Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов;
- Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала;
- Участие в районных конкурсах, семинарах;
- Работа с методической литературой, самообразование;
- Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями;
- Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
4.Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В своей работе я использую следующие технологии:
• здоровьесберегающие технологии– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
• информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
• личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую методы:
- Песочная терапия, которая уникальна и одинаково эффективна, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.
- Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
- Арт-терапия (мандалотерапия, рисование на стекле, рисование пальчиками, эбру) - безопасный способ снятия напряжения, интересный способ диагностики и необычный способ коррекции. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие внутренних ресурсов, целеполагания через творчество.
- Психодрама (куклы, мягкие игрушки, маски, метафорические ассоциативные карты) — метод терапии, в ходе которой учащиеся с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Ситуации разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент, что представляет возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.
- Музыкотерапия (используется классическая музыка, голоса природы) - позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.
Виды диагностических методик:
- Диагностика тревожности: Опросник детской депрессии М. Ковач, Шкала депрессии Э. Бека, Шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой), Госпитальная шкала тревоги и депрессии А. Зигмонда, восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л. Собчик), рисуночный тест Р. Сильвера, проективный тест «Несуществующее животное», «Человек под дождем», метод неоконченных предложений Saks-Sidney (адаптация НИИ им. Бехтерева), Самооценка психических состояний Г. Айзенка.
- Диагностика учебной мотивации: Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), Опросник «Учебная мотивация школьников» Н.Ц. Бадмаева, методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.
- Диагностика внутрисемейных взаимоотношений: рисуночный тест «Рисунок семьи», Методика Рене Жиля, Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин), Анализ семейной тревоги (Эйдемиллер, Юстицкис).
- Диагностика уровня интеллектуального развития: Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); Долговременная и произвольная память «10 слов» Лурия, Тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова, Интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман.
- Диагностика микроклимата в классе: Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф. Фидлер), Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), «Социометрия» Дж. Морено.
Программы, используемые в коррекционно-развивающей работе:
- Н.В. Пилипенко, Т.В. Громова, М.Ю. Чибисова, Программа дополнительного образования «Здравствуй, школа!» (33 ч.);
- О.В.Хухлаева, Программа формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему Я» (34ч.)
- Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у школьников,10 ч. (за основу взяты методические разработки Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной.
- Гуськова Е.В. и Будневич Г.Н., Стебенева Н., Королева Н., программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ», (9ч.);
- Амбросьева Н.Н., Вачков И. В., Гуреева И.В., цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь пройти- не поле перейти», (8 ч.);
- Локалова Н.П., Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 классов с ОВЗ. (32 ч.);
- Родина И.М, г. Муравленко, психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска «Преодоление», (17ч);
- Андреева Т., Красовский К., групповые занятия с элементами тренинга по программе «Линия жизни».:
4.Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.
- программа по внеурочной деятельности «Я среди людей», 2019 год;
- психологический проект «Школа лидера», 2020 год;
- методическая разработка «Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ», 2021 год.
5.Сведения о публикациях:
1) nsportal, статья «Живая» психология», 2015г.
2) Сборник публикаций «Семейная арт-студия», тема статьи «Техника «Ошибана» как один из методов ландшафтной арт-терапии», 2015 г.
3) Сборник публикаций «Фестиваль психологических идей», тема статьи «Техника «живой» и «мертвой» воды. Нетрадиционная арт-терапевтическая методика в работе с подростками «группы риска», 2016 г.
4) Международное сетевое издание «Солнечный свет», тема статьи «Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ», 2022 г.
5) Международное сетевое издание «Солнечный свет», тема статьи «Развитие межличностных отношений как психолого-педагогическая проблема», 2023 г.
6.Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года.
Для решения профессиональных задач и достижения основной цели психологической деятельности, работа педагога-психолога в школе за отчетный период велась по основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, просвещение, профилактическая работа, организационно-методическая работа.
Таблица 1. Диагностическая работа
Учебный год | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
2020-2021 | 63 | 72 |
2021-2022 | 79 | 74 |
2022-2023 | 75 | 72 |
Таблица 2. Коррекционно-развивающая работа
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
2020-2021 | 148 | 58 | 90 |
2021-2022 | 274 | 112 | 162 |
2022-2023 | 312 | 132 | 180 |
Таблица 3. Консультативная работа
Учебный год | Кол-во консультаций | Педагоги | Обучающиеся | Законные представители | ||||
Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | |
2020-2021 | 105 | 12 | 18 | 1 | 65 | 7 | 22 | 4 |
2021-2022 | 130 | 17 | 23 | 2 | 76 | 9 | 31 | 6 |
2022-2023 | 151 | 27 | 29 | 4 | 84 | 15 | 38 | 8 |
Психодиагностическая работа:
Таблица 4. Тревожность учащихся 5 классов
Учебный год | Норма | Выше среднего | Высокий |
2020-2021 | 70 | 8 | 4 |
2021-2022 | 74 | 7 | 3 |
2022-2023 | 82 | 5 | 3 |
Рассмотрев таблицу, мы наблюдаем, что количество учеников с повышенной тревожностью в школе уменьшилось.
С учащимися 9 и 11 классов была проведена диагностическая работа по исследованию сформированности профессиональных предпочтений обучающихся.
В результате проведенной диагностической работы за прошедшие года можно сделать вывод о том, что учащиеся 9, 11 классов частично определились с выбором профессии, определили ближайшие цели, пути и средства достижения ближайших целей. В большинстве случаев они реалистично оценивают свои возможности и предрасположенность к профессиям.
Психологическая готовность обучающихся к сдаче ЕГЭ.
По результатам исследования выявлено, что у учащихся высокий показатель информированности о процедуре проведения экзамена. Более 80 % детей владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Результат тестирования свидетельствует о том, что у учащихся низкий показатель тревожности, связанный с процедурой проведения экзамена.
В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности.
По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.
Проводилось онлайн-тестирование детей 9 -11 классов по профориентации.
Проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы.
Проведено анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. Особое внимание уделялось тренинговым занятиям как форме развивающей работы с детьми. С учащимися подросткового возраста проводились индивидуальные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие уверенности в себе. С детьми были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, видео притчи. Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.
Консультативное направление.
В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивацией клиентов.
С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения, о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике самовольных уходов, о вреде употребления ПАВ.
Профилактическая работа была направлена выявление предрасположенности к зависимому поведению, оказанию психологической помощи.
Просвещение и экспертная деятельность.
Просветительская деятельность осуществлялась в формах семинаров, тренингов, родительских собраний.
1) Выступления на родительских собраниях:
- «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе».
- «Психологическая готовность к ЕГЭ»
- «Формирование жизнестойкости»
- «Профилактика правонарушений»
2)Выступления на семинарах и педагогических советах:
- «Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»»,
- «О ходе адаптации 5 классов»,
- «О ходе адаптации 10 классов»,
- «Особенности работы с детьми с ОВЗ»,
- «Методики, используемые педагогом-психологом, для углубленной диагностики психоэмоционального состояния обучающихся»;
- «Признаки аутодеструктивного поведения учащихся школы»;
- «Алгоритм действий социально-психологической службы школы в экстренной ситуации с учащимися школы».
3)Участие в семинарах, конференциях и методических объединениях:
- «Нормативно-правовая документация педагога-психолога»,
- «Деятельность ПМПк»,
- «Профилактика жестокого обращения с детьми, самовольных уходов, суицидов и бесконфликтное воспитание»,
- «Арт-терапевтические методики в работе с учащимися и родителями»,
- «Формирование жизнестойкости у подростков».
Экспертная деятельность осуществлялась в следующих формах:
- Участие в заседаниях психолого-педагогического консилиума школы;
- Работа в составе комиссии по оценке индивидуальных итоговых проектов обучающихся;
- Исследование эффективности усвоения образовательной программы учащимися;
Организационно-методическая работа.
Организационно-методическая работа осуществляется мной как в районе, так и в школе. С 1 сентября 2023 года являюсь руководителем районного методического объединения школьных педагогов-психологов. Данная работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
- Ведение отчетной документации;
- Работа с методической литературой;
- Подготовка стимульного материала;
- Разработка рекомендаций для обучающихся;
- Разработка стендовой информации.
- Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
- Участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях, обмен опытом.
Организационно-методическая работа как руководителя районного методического объединения педагогов-психологов школы.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.