Использование инновационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО

Использование игровых пособий Воскобовича, робота «Bee-Bot» в развивающей и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislyanyuk_m.a.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме познавательного развития дошкольников.

Ни для кого не секрет, что дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Успешное развитие познавательных процессов и личности в целом напрямую зависит от развития познавательной активности дошкольника.

В рамках ФГОС дошкольного образования формирование познавательной активности является одно из основных задач.  

Изучение проблемы формирования познавательной активности занимались  отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, Ж.Ж.Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление к познанию  

Известен тот факт, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового [5. C. 83].

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных [4. C. 179].

Познавательная активность является одним из важнейших качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Неоспорим тот факт, что в последнее время растет число дошкольников со сниженным уровнем познавательной активности.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость в поиске эффективных инновационных технологий, которые способствовали бы повышению уровня познавательной активности дошкольников, в процессе развивающей или коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

В процессе поиска основываясь на том, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в связи с тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации, было принято решение в процесс развивающей и коррекционно-развивающей работы включить: мини-роботов «Bee-bot» и игровые пособия В.В. Воскобовича.

Развивающие игры В.В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребёнка к мышлению и творчеству. Яркие и сказочные персонажи позволяют дошкольникам  без труда освоить материал. Погружаясь в сказочную атмосферу ковровой поляны, дети самостоятельно совершают открытия [2. C. 36].

Использование игровых пособий Воскобовича  в развивающей и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога позволяют сделать занятия более разнообразными, интересными,  дают возможность детям почувствовать себя в роли настоящего исследователя. 

Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей:

  • вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи;
  • широким возрастным диапазоном участников игр;
  • возможностью проявлять творчество всем участникам игр [3. C. 24].

Игры В.В. Воскобовича направлены на развитие познавательных процессов дошкольников: памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, тем самым создавать каждому дошкольнику ситуацию успеха, которая впоследствии будет способствовать повышению его познавательной активности.

Робот «Bee-Bot» в работе с воспитанниками позволяет активизировать не только познавательный интерес ребенка, но и способствует развитию пространственных представлений, мелкой моторики,  памяти, мыслительных операций, помогает расширить представления ребенка об окружающей действительности, развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе, расширять словарный запас.

Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом. Маленькая и прочная конструкция делает игрушку удобной для детской руки.

Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Благодаря применению данных технологий у детей повышается познавательная активность, они с удовольствием включаются в коррекционно-развивающий процесс, ведь он становится более увлекательным, захватывающим и непринужденным [1. C. 62].

Роботы «Bee-Bot» соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию. Они позволяют организовать игровую и обучающую деятельность дошкольников.

 Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot  можно использовать специальные тематические коврики:

  • коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты;
  • коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины;
  • коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур;
  • коврик «Город» предназначен для несложных программ мини-робота с использованием дорожных знаков.

Но самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, он разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг пчёлки. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике и предоставляет возможность создать любое поле в зависимости от цели развивающего или коррекционно-развивающего занятия или интересов детей.

Дошкольники, взаимодействуя с мини роботом «Bee-Bot» постепенно приобретают чувство независимости и уверенности, у них развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором они готовы усвоить.

Обобщая вышесказанное, хочется сделать вывод о том, что развивающие игры В.В. Воскобовича и робот «Bee-Bot» можно и нужно использовать в индивидуальной,  групповой или подгрупповой работе с воспитанниками, следовать методическим рекомендациям авторов и не бояться экспериментировать. Ведь только инновационные технологии помогут нам, педагогам, достичь наивысших результатов в профессиональной деятельности.

Литература

  1. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014. – 294 с.
  2. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. 2013. – 268 с.
  3. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2018. – 356 с.
  4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. - 640 c.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: УФактория, 2019. – 240 с.