Буллинг

Гусева Ирина Андреевна

Буллинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bulling.ppt256.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИЯХ ТРАВЛИ

Слайд 2

Важнейшим условием обеспечения безопасности детей и подростков является их защищенность от различных форм травли в детском коллективе, которые в настоящее время стали весьма частым явлением как в ситуациях реального взаимодействия обучающихся, так и в виртуальном общении в Интернете. В условиях возрастающей конкуренции с одной стороны, и уменьшения внимания к выстраиванию межличностного взаимодействия со стороны значимых взрослых с другой, в детских коллективах получает распространение буллинг

Слайд 3

Основные понятия Буллинг (от англ. bulling– травля) – агрессивное преследование, психологический террор, осуществляемый одним человеком по отношению кдругому. В 1933 году норвежский психолог Д. Ольвеус определил буллинг как«преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы» . Моббинг (англ. mobbing от mob – «толпа») – травля группой. Буллинг и моббинг очень схожи между собой, т.к. средства, которые используются участниками травли, одинаковы.

Слайд 4

Кибербуллинг (cyberbullying), интернет-травля — это преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или одним человеком с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Это показ и отправление резких, грубых и жестоких текстовых сообщений в электронной почте, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео, создание фальшивой учетной записи в соцсетях, электронной почты, вебстраницы для преследования и издевательства от имени жертвы, запись в блогах, на форумах и в чатах и др. Интернет-травля позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть не пойманным.

Слайд 5

Троллинг – форма социальной провокации или издевательств с соцсетях, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации. Это искушение, провокация и подстрекательство – то есть сознательный обман, клевета, возбуждение ссор и раздоров, призыв к неблаговидным действиям. Для русского языка более подходит слово «травля», которое фактически объединяет все приведенные выше понятия. Надо учитывать, что травля – это всегда проявление агрессии.

Слайд 6

Виды травли, признаки и последствия травли

Слайд 7

Физическая – прямые воздействия на жертву, которые могут проявляться в виде толчков, пинков и ударов – всего, что может причинить физический вред. Эта самая явная форма агрессивного поведения нередко воспринимается окружающими просто как баловство и «ничего серьезного» и сопровождается смехом (в том числе смехом самой жертвы – ребенка, который не умеет иначе реагировать на агрессию).

Слайд 8

Психологическая – это вид насилия, которое является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ, а потому и трудно распознается. Это наиболее распространенная форма травли в детском коллективе, которая может проявляться в самых различных вариантах: нападок на социальный статус, нападок на коммуникацию; угроз применить насилие; нападок на социальные связи (отношения); нападок на внешность; негативных разговоров о ком-то за его за спиной; распространения слухов и лживых сведений; обзывания и придумывания обидных прозвищ; выставления в смешном виде; унижающих и обесценивающих взглядов и жестов; передразнивания; обзывания глупым; не позволения сказать свое слово, ответить; изоляции от остального классного сообщества (бойкот); необоснованных обвинений; дезинформации и др.

Слайд 9

Экономическая – это вымогательство денег, еды и повреждение личных вещей ребенка: отбирание, прятание, порча школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды; принуждение что-либо украсть. Бывает, например, в отношении тех детей, которые либо не имеют тех технических средств, что у большинства, либо, наоборот, имеют очень дорогие и современные средства: смартфоны, планшеты и т.п. Иногда отдельно выделяют сексуальное воздействие, которое также может проявляться достаточно активно и агрессивно – и относиться как к физической, таки к психологической формам.

Слайд 10

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.). Вместе с тем проявления травли могут быть как явные, так скрытые для педагога Для того, чтобы не пропустить случаи развивающейся травли, необходимо научиться понимать симптоматику травли, научиться анализировать поведение участников неконструктивного взаимодействия.

Слайд 11

В качестве признаков существования травли выступают такие индикаторы как агрессивное и негативное поведение по отношению к другим людям; постоянный характер такого поведения; участники общения обладают не одинаковой властью; умышленный характер поведения. Чаще всего в ситуации травли можно выделить несколько ролей

Слайд 12

Агрессор Последователи Одобряющие Равнодушные свидетели Защитники Потенциальные защитники Жертва

Слайд 13

Личностные особенности агрессора (буллера)  Раздражительность, расторможенность.  Стремление самоутвердиться, повысить свой статус за счет более слабого.  Манипуляция другими людьми (взрослыми или детьми), лживость как способ избежать ответственности за свои действия.  Чувство стыда (а не вины), которое сопряжено часто с гневом и враждебностью к другому человеку, который заставил усомниться в собственной ценности.

Слайд 14

Особенности жертвы (преследуемого)  Особенности внешности преследуемого: носит очки, неуклюжий, полный или очень худой, физически слабый, неопрятный, имеющий оттопыренные уши или веснушки, или, наоборот, внешне очень привлекательный (что вызывает зависть и злость агрессора) и др.  Особенности поведения: замкнутый, застенчивый, импульсивный, неуверенный, заискивающий, имеющий низку самооценку, проявляющий не всегда адекватные реакции на поведение окружающих (например, смех невпопад), имеющий отличные от большинства увлечения и предпочтения («странный», не понятный) и др.  Особенности школьной успеваемости, это могут быть как отстающие в учебе дети, так и, наоборот, отличники («ботаники»).  Новички в школьном коллективе.  Любимчики или, наоборот, дети, подвергающиеся травле и давлению со стороны педагогов.

Слайд 15

Жертвой травли может стать обычный ребенок, ничем не отличающийся от других, просто потому, что он не понравился чем-то агрессору, который и начал его травить. В то же время и пассивные наблюдатели также могут чувствовать беспомощность и страх. И им так же, как и жертве, нужна поддержка.

Слайд 16

Последствия травли Последствия травли для жертвы. У ребенка, подвергшегося травле, могут наблюдаются расстройства психологического и физического характера: проблемы со сном, нервные срывы, раздражительность, депрессия; хронические заболевания (кожные, сердечно-сосудистые, пищеварительного тракта и др.); трудности концентрации внимания и сниженная продуктивность деятельности, что отражается на школьной успеваемости; нарушенные взаимоотношения с другими людьми, которые воспринимаются как потенциальная угроза

Слайд 17

Последствия травли для свидетелей. Травля заразительна, и со временем в нее включается все большее количество участников, свидетели переходят в разряд преследователей, круг жертв расширяется. При этом наблюдатели вынуждены выбирать между силой и слабостью, и чтобы не казаться слабым, присоединяются к сильным. Повторяющиеся акты коллективной травли приводят к тому, что никто уже не чувствует свой личной ответственности за происходящее. Когда страдания жертвы повторяются снова и снова, чувство сострадания у свидетелей притупляется. Остаются чувство страха и незащищенности, ощущение, что ты в любой момент можешь стать следующей жертвой.

Слайд 18

Один из основных вопросов, который встает при обсуждении проблемы травли, это вопрос о причинах травли в детском коллективе. Поняв происхождение травли, можно говорить о способах воздействия на эти причины и об организации профилактической деятельности. Итак, в качестве причин травли могут выступать: личностные особенности агрессора и жертвы; желание подростков почувствовать общность при отсутствии других способов объединения (возникновение потребности в «козле отпущения»); конкуренция в отношениях между школьниками, способствующая возникновению травли-самоутверждению; попустительское отношение взрослых к проявлению интриг, доносительству, злым шуткам и пр. в детском коллективе.

Слайд 19

Профилактика травли Основной целью профилактики травли является формирование здоровых отношений в коллективе и развитие таких личностных качеств у детей, которые не позволят им проявить агрессию в отношении более слабых и уязвимых сверстников. Профилактика должна быть направлена на: создание дружелюбной и безопасной атмосферы в классе, установление таких отношений, которые будут несовместимы с травлей; поиск целей, способствующих объединению коллектива; развитие умения видеть плюсы и минусы в одном человеке, сильные и слабые стороны одного и то же качества; формирование умения разрешать конфликтные ситуации (умение обсуждать и договариваться) без проявления агрессии;

Слайд 20

Развитие социальных навыков: умения слушать, извиняться и принимать извинения других, а также готовность постоять за себя; развитие умения преодолевать трудности; формирование в коллективе нетерпимого отношения к подобному поведению; предотвращение проявлений агрессии у детей и у взрослых, в том числе у педагогов; реализация педагогом следующих принципов в работе с детьми: последовательность и в требованиях, и методах дисциплинарных воздействий; не применение манипуляций и суровых наказаний (например, нельзя наказывать весь класс, если провинился один ученик);

Слайд 21

нетерпимость к проявлению агрессии со стороны детей и взрослых; развитие эмпатии у учащихся и у педагогов(способности сопереживать и понимать чувства другого человека); использование юмора как способа разрядить напряженную ситуацию; развитие умения управлять своими эмоциями и поведением: умения успокаиваться при гневе, способности проявлять терпение и ждать своей очереди и др.

Слайд 22

В основе профилактики травли и обеспечения безопасности в образовательной организации лежат несколько принципов: признание существование фактов травли в школе; каждый случай травли не должен остаться незамеченным и требует немедленного пресечения; вмешательство педагога должно быть на ранних стадиях, пока травля не стала регулярной.

Слайд 23

Если же в классе или школе уже существует травля, то деятельность педагога по созданию безопасной атмосферы в классе должна идти в нескольких направлениях с учетом тех межличностных ролей, которые исполняют дети. Так, система взаимодействия педагога с ребенком-жертвой строится следующим образом: поговорить с ребенком, который подвергся травле, используя прием отражение чувств (сказать, что вы понимаете чувства ребенка и в данной ситуации так же переживали бы; что он не виноват в том, что произошло); оказать ему поддержку; не оценивать действия ученика; снять исключительность ситуации (дать понять, что ребенок не одинок в этой ситуации, что такое случалось и с другими); можно обсудить, как внешне игнорировать проявления травли.

Слайд 24

Наряду с этим провести индивидуальные беседы с организаторами, подстрекателями и активными исполнителями травли : прояснить, насколько активно настроен каждый из этих участников (готов проучить или отомстить, либо просто действует под влиянием толпы); обсудить возможные последствия в случае повторения актов агрессии; предложить агрессору поставить себя на место пострадавшего и описать свои чувства. Не стоит требовать от агрессора извинений, это может усилить давление агрессора, который таким образом будет пытаться взять реванш за свое поражение (извинение).

Слайд 25

Педагог должен приложить усилия, чтобы разрушить буллинг-структуру класса; переориентировать (или заменить) лидера класса; разделить потенциальных жертв и преследователей в разные микрогруппы; активизировать лидерские качества возможных «свидетелей»; сформировать группу помощи пострадавшим из сочувствующих или нейтрально настроенных учеников; с этой группой нужно проводить отдельную работу, обучая детей способам действий в определенных ситуациях. Необходимо сформировать группу, готовую оказать поддержку и помощь не только жертве буллинга, но и друг другу, т.к. часто справиться с агрессором легче, объединив усилия и показав свою сплоченность.

Слайд 26

Несомненно, к обсуждению и поиску путей выхода из сложившейся ситуации должны быть привлечены педагогический коллектив и родители. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и т.д. Беседу с родителями агрессоров лучше проводить с привлечением школьного психолога, завуча и социального педагога, чтобы родители понимали, что ситуация под контролем и педагогический коллектив не готов мириться с таким поведением их детей. На этой встрече обсудить с родителями тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и стратегии реагирования.