Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти – он боится жизни…»

Гусева Ирина Андреевна

"Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти – он боится жизни…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profsuitsidov.ppt126 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти – он боится жизни…» В.Франкл

Слайд 2

Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицидальные проявления – мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями (группа риска).

Слайд 3

Факторы суицидального риска Возраст: До 5 лет суициды не совершаются; До 12 лет достаточно редкое явление; К 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания. С 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет); С 40 до 50 лет - наибольшее число завершенных суицидов.

Слайд 4

Пол Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин.

Слайд 5

Семейные обстоятельства Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви); Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение). Статистические данные: В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим. 50 % суицидентов из неполных семей. 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания. У 53 % отмечались трудности поведения. У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.

Слайд 7

Мотивы суицидального поведения Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов ( « эффект Вертера »).

Слайд 8

МАРКЕРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ! высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение; активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен; раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие; угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего; необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами; стремление к рискованным действиям, отрицание проблем; снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; приведение в порядок дел, примирение с давними врагами; символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;

Слайд 9

Мифы и факты МИФ ФАКТ 1 2 Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 9 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких-либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учете в психоневрологических диспансерах состояло лишь около 20 % суицидентов и только 8-10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Слайд 10

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим

Слайд 11

Среди подростков, обследованных Личко А.Е. 32% суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31% - 16-летних, 21 % - 15-летних, 12 % - 14 летних, 4 % - 12-13-летних. Данные психологического обследования ПДО Личко А.Е. (обследовано 183 учащихся 9-9 ‘ классов (2008/2009 уч.год)) Класс Риск суицида Риск истинного суицида 9 А 9 Б 9 В 9 Г 9 Д 9 'А 9 'Б 9 'В 9 'Г 65 % 59 % 54 % 68% 69% 53 % 90% 68 % 74 % 61 % 36 % 46 % 47 % 31 % 32 % 45 % 42 % 58% Всего 66 % (121 человек) 45 % (82 человека)

Слайд 12

Рекомендации педагогическому коллективу по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке; начал пропускать занятия; перестал активно общаться со сверстниками; ведет себя демонстративно и др. Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств (хвали при всех, ругай наедине)), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего.

Слайд 13

Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (работает круглосуточно): 8-800-2000-122 Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно, и тайна обращения гарантируется. Телефон доверия для детей и родителей (846) 958-2258, (846) 958-6666