Научная деятельность

Маковецкая Анастасия Дмитриевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9 

Коваленко С. В.

ORCID: 0000-0002-9700-0001

Канд. психол. наук

Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск, Россия

Тюстина Г. Г.

ORCID: 0000-0001-5252-9801

Канд. пед. наук

Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск, Россия

Маковецкая А.Д.

ORCID: 0000-0002-3722-2614

Педагог-психолог

МБОУ «Лицей №2»

г. Нижневартовск, Россия

Исследование интернет-зависимости подростков в условиях образовательной среды как фактора психологической безопасности личности

Аннотация: Авторами представлен анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме интернет-зависимости. Перечислен спектр клинических проявлений и критерии для диагностики интернет-зависимости. Перечислены этапы формирования интернет-зависимости и факторы, влияющие на образование интернет-зависимости. Дана характеристика и особенности подросткового возраста как основной группы риска. Приведены психологические и физические симптомы интернет-зависимости детей подросткового возраста. В статье описаны методы профилактики интернет-зависимости детей подросткового возраста. Сформировано предположение, что чрезмерное использование подростками социальных сетей и интернета оказывает негативное влияние на их оценку психологической безопасности образовательной среды школы. Для доказательства данного предположения были проведены констатирующий и контрольный эксперименты, на основании которого была выявлена необходимость в разработке и внедрении профилактической программы от интернет-зависимости. Констатирующий эксперимент показал у детей наличие интернет-зависимости и негативное отношение к образовательной среде. В связи с этим была разработана и апробирована профилактическая программа, состоящая из трех блоков: Блок №1 «Образовательная среда», Блок №2 «Интернет и знания», Блок №3 «Опасная интернет-среда».  Занятия содержат диагностики, просветительские и профилактические лекции, тренинговые упражнения. После реализации профилактической программы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали значимые различия между данными экспериментальной группы до и после применения программы профилактики интернет-зависимости. В ходе реализации профилактической программы у подростков были сформированы представления подростков о понятии «интернет-зависимости», об основных рисках интернет-пространства; сформированы основные понятия о рисках интернет-пространства; развиты у подростков навыки обучение приемам противостояния развития интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость, нехимические зависимости, образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, психологическая безопасность, кибербуллинг.

Analysis of Internet addiction of teenagers in the educational environment as a factor of psychological safety of the personality

Annotation: The authors present an analysis of foreign and Russian literature on the problem of Internet addiction. The range of clinical manifestations and criteria for diagnosing Internet addiction are listed. The stages of Internet addiction development and the factors influencing the formation of Internet addiction are listed. The characteristics and peculiarities of teenagers as a major risk group are given. The psychological and physical symptoms of Internet addiction of teenage children are given. The article describes methods of preventing Internet addiction in adolescent children. The assumption that teenagers' excessive use of social networks and the Internet has a negative impact on their assessment of the psychological safety of the educational environment of the school is formed. To prove this assumption, the ascertaining and control experiments were conducted, on the basis of which the need for the development and implementation of a preventive program against Internet addiction was identified. The ascertaining experiment showed the presence of Internet addiction in children and negative attitude towards the educational environment. In this regard, a prevention program consisting of three blocks was developed and tested: Block #1 "Educational Environment", Block #2 "Internet and Knowledge", Block #3 "Dangerous Internet Environment".  Classes included diagnostics, educational and preventive lectures, and training exercises. After the implementation of the prevention program, a control experiment was conducted, the results of which showed significant differences between the data of the experimental group before and after the application of the Internet addiction prevention program. In the course of the prevention program teenagers' ideas about the concept of "Internet addiction", about the main risks of the Internet environment were formed; the basic concepts of the risks of the Internet environment were formed; the skills of teaching teenagers how to resist the development of Internet addiction were developed.

Keywords: Internet addiction, non-chemical addiction, educational environment, information and communication technologies, psychological safety, cyberbullying.

Процесс компьютерной модернизации характеризуется с созданием значимого нововведения - интернет-технологий. В последнее десятилетие стремительно возрастает востребованность и популярность сети интернет в качестве информационного, коммуникативного и игрового пространства.

Несмотря на преимущества интернет – среды возникла обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой зависимости от интернета. Интернет-зависимость представляет собой болезненное пристрастие к интернету, вызванное невротической потребностью избегать негативные чувства по отношению к вызывающим их психотравмирующим социальным ситуациям.

Термин «интернет-зависимость» был предложен И. Голдбергом: это расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. При этом в настоящее время интернет-зависимость не считается самостоятельным заболеванием [1].

И. Голдберг в статье «Интернет-зависимость» рассматривает данное понятие как патологию, навязчивое или компульсивное расстройство, которое заставляет человека злоупотреблять этой технологией и включает в себя широкий спектр форм поведения и проблем с импульсивным воздействием. Автор разделяет интернет-зависимость на 5 типов: 1) киберсекс; 2) реляционная зависимость; 3) зависимость от интернета или информационной перегрузки; 4) зависимость от игровой сети; 5) компьютерная зависимость [2].

Для исследователя Д. Гринфилда зависимость от Интернета — это явление, включающее проявления эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с заниженной самооценкой, склонных к депрессии и тревожности, незащищенных от внешнего мира, одиноких или не принятых близкими, уставших от своей работы, учебы или социального окружения), и при этом — поиск новшеств, стремление к непрерывной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность. Д. Гринфилд в конце 1998 г. провел сетевой опрос с участием более 17 тысяч респондентов, из которых 5.7% были признаны интернет-зависимыми. В этом же году Д. Гринфилд организовал службу «виртуальной аддикции» - virtual-addiction.com [3].

К. Суррат в своей монографии доказывает факт появляющихся в интернетном пространстве сообществ, члены которых создают общие речевые коды и правила словесного поведения, а также санкции за нарушения данных правил, образуя социальные структуры. Люди входят в такие группы по собственному желанию, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств интернета [4].

Автор К. Янг разработала в своем исследовании модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement), в которой доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости. Согласно модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

-доступность информации и интерактивных зон.

-персональный контроль и анонимность передаваемой информации.

-внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в онлайн.

К. Янг также разработала методику - тест интернет-зависимости (Internet Addiction Test, IAT). Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия) [5].

В отечественной науке проблема интернет-зависимости стала актуальной в конце XX века, так как компьютеризация образования начала развиваться только в этот период. В российской психологии тема «Интернет-аддикции» изучается многими медицинскими психологами. А.Е. Войкунский активно рассматривал общие проблемы интернет-зависимости. Автор в своей работе дает характеристику киберпространству, а также дисциплины, изучающую киберпространство – Психологии интернета или киберпсихологии. По мнению автора, на данном этапе развития сетевых технологий они исчерпывающим образом объясняют многообразие человеческой деятельности, опосредованной технологиями и социальными сервисами интернета. Автор обращается к психологическим исследованиям зависимости от компьютера. Также автор описывает направления исследования феноменов интернет-зависимости и альтернативные точки зрения на данный феномен. Автор определяет интернет-зависимость как «новое» поведенческое расстройство. В своей монографии автор рассматривает как становление, так и дальнейшее развитие проблематики интернет-зависимости в психологической науке. Обосновывается достоверность результатов исследований и обсуждаются правила их проведения. Обсуждаются конкретные применения в психологии систем виртуальной реальности наряду с перспективами исследований в этой области, охватывающей также создание дополненных, или расширенных реальностей и объединяющей компьютерные и психологические технологии [6].

Т.С. Спиркина в своей работе описывает исследование о формировании зависимости от сети интернет. Автор прослеживает динамику развития интернет-зависимости и проводит лонгитюдное исследование. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что главным фактором, обусловливающим спад Интернет-зависимости во времени, по субъективному мнению испытуемых, является активная деятельность в реальной жизни. Актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества пользователей интернета в мире и, в частности, в России[1].

Зарецкая О.В. предлагает теоретический анализ современных научно-исследовательских работ по проблеме компьютерной и интернет-зависимости. Выделяет основные особенности различных подходов. Предпринимается попытка систематизировать проведенные исследования и классифицировать научные подходы к проблеме интернет-зависимости. Автор выделяет нозологический, когнитивно-поведенческий, социально-психологический и диалектический подходы. Обосновывает необходимость использовать подход, соответствующий сути, целям и задачам социальной психологии в области исследования как проблемы интернет-зависимости, так и зависимого поведения в целом [7].

Интернет-зависимость представляет собой спектр клинических проявлений, которые можно охарактеризовать следующим способом:

1) Компьютерная зависимость – повышенное пристрастие к любым видам деятельности с компьютером;

2) Навигационная зависимость – неупорядоченный поиск информации в интернете без целей и смысла, поиск в удаленных базах данных;

3) Информационная зависимость – патологическая привязанность к азартным интернет-играм и онлайн покупкам.

4) Киберкоммуникативная зависимость –острая нужда в общении в чатах, групповых играх и конференциях, замена реального общения на виртуальное;

5) Киберсексуальная зависимость - тяга к посещению порнографических сайтов или обсуждению вопросов сексуального характера в закрытых группах или чатах.

В одиннадцатом пересмотре Международной статистической классификации болезней и проблем (МКБ-11), в главе 06 «Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития», интернет-зависимость классифицируется как «Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм, преимущественно онлайн 6С51.0».

Критерии для диагностики интернет-зависимости:

1. Количество времени, которое нужно провестив Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

3. Пользователь совершает попытки отказаться от интернета или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени

4. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течении от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:

– эмоциональное и двигательное возбуждение;

– тревога;

– навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете;

– фантазии и мечты об Интернете;

–произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

5. Использование Интернета позволяет избежать «синдрома отказа».

6. Интернет часто используется в течение большого количества времени или чаще, чем было задумано.

7. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием интернета.

8. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся или постоянных физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах, которые вызываются использованием интернета (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями [8, С. 11].

Формирование интернет-зависимости происходит в несколько этапов:

1. На эмоциональном уровне формируется зависимость;

2. Установка определенной частоты реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером;

3. Виртуальное общение в интернете становится приоритетнее живому общению. Наблюдается ощущение пустоты, раздражения, депрессии;

4. Полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества.

Для формирования интернет-зависимости подростков, по мнению авторов Кибитова А.О., Трусовой А.В. и Егорова А.Ю., требуется сочетание индивидуальных факторов: личностных и социальных [9].

Личностные факторы в виде особенностей темперамента и характера, специфических черт личности заметны уже в предболезненном периоде будущего больного как проявления предрасположенности. Они непосредственно связаны с биологическими факторами и имеют значительный уровень генетического контроля, в особенности такие важные для развития болезней зависимости черты личности как импульсивность и поиск новизны. Показатели наследуемости для черт темперамента и личности составляют 30–60%, предполагается также суммарное влияние и взаимодействие многих генов. Генетическое влияние на черты личности, характера и темперамента, вероятно, более существенно, чем на риск развития наркологических заболеваний как таковых. При этом, скорее всего, многие генетические системы формирование личности, прямо и косвенно формируя индивидуальный уровень генетического риска развития болезней зависимости [9, С. 29].

Влияние социальных факторов – особенностей микро- и макросоциального окружения – опосредуется биологическими и личностными факторами, через них осуществляется генетический контроль этого влияния (20–30%) на уровне типов социального функционирования и социальной адаптации. Имеется сложное и опосредованное, но при этом значительное генетическое влияние на индивидуальный характер реакций на стресс и процессы социализации, формирующие индивидуальный интегральный паттерн эффекта воздействия социальных факторов в механизмах этиопатогенеза заболевания. С учетом многоуровнего и существенного генетического контроля всех доменов биопсихосоциальной модели этиопатогенеза, роль генетического влияния еще более возрастает и приобретает критическое значение для конкретного человека. Генетический риск развития зависимости от ПАВ – вероятность развития заболевания, обусловленная только генетическими причинами, является следствием совместного, дополняющего (аддитивного) влияния значительного числа генов, притом, что влияние каждого невелико [9, С. 29-30].

Авторы Баранова Ю.М. и Дубровина И.В. обращают внимание на важность создания психического благополучия подростков в условиях образовательной среды. Баранова Ю.М. утверждает, что в результате определения психологической безопасности через компоненты психологической защиты от негативных воздействий должны произойти следующие явления: сохранение психологического здоровья, удовлетворение потребности в самосохранении; обеспечение психологической суверенностии целостности личности, возможность осознанного саморазвития. Автором выделяются внешние и внутренние угрозы. К внешним относятся: группы девиантного поведения, «опасные» материалы, кибербуллинг, сексуальные домогательства. К внутренним: интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения [10, С. 124].

Автор Лысак И.В. в своей статье приводит мнение исследователей, занимающихся изучением интернет-зависимости и уделяющим пристальное внимание выявлению факторов, способствующих ее возникновению. Обращается внимание на психологические факторы, приводящие к интернет-зависимости [11].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) указывает на то, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением Информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность[2].

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде[3].

Концепция психологической безопасности образовательной среды –это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия[4].

Для современных подростков социальные сети служат средством для общения, прослушивания музыки, просмотра видеороликов, для обучения и подготовки к экзаменам. В поиске нужной информации подростки, в первую очередь, обращаются к социальным сетям. Можно сделать вывод, что социальные сети являются настоящим микромиром для подростков, в котором они удовлетворяют свою главную потребность – общение со сверстниками.

Интернет-зависимость трудно отнести к социально-педагогическим проблемам или к девиациям. Но нехимическая зависимость опасна, как и наркотическая, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе. Несовершеннолетний ребенок начинает отставать в учёбе, не желает участвовать в делах семьи, не сдерживает свои обещания, теряет важные отношения, не желает заниматься в секциях, кружках. Поэтому в основной группе риска находятся дети школьного возраста 12-14 лет.

Период глубокого кризиса приходится на пятую стадию развития личности – младший и старший подростковый возраст. Этап детства завершается и начинается процесс формирования идентичности. К предыдущей идентификации подростка добавляются новые, так как повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и получает новые представления о своей личности. Задачи по самоопределению и выбору жизненного пути помогают подростку решить следующие приобретаемые характеристики: целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность и решительность.

При сложности осознания себя и своего места в жизни, наблюдается диффузность идентичности. Это связно, прежде всего, с нежеланием вступать во взрослую жизнь, состоянием тревожности и чувством опустошенности. Смешанность идентичности подростка проявляется так же в неприятии социальных ролей, принятых в его семье и окружении (мужской, женской, профессиональной, классовой).  

В данном периоде преобладает особенно выраженная потребность в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность подростков определяется в стремлении к отделению от взрослых и их опеки, и контроля. Также у подростка появляется потребность в разнообразии увлечений, неучебных занятиях.

Подростковые увлечения часто сменяют друг друга, имеют беспрерывный характер. Подросток удовлетворяет свои потребности в самостоятельности и познании тем, что сам выбирает себе виды увлечений.

Д.Б. Эльконин отмечает, что «переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками» [12].

Обучение может помочь подростку в самообразовании и самосовершенствованию, но не каждый подросток этим пользуется. Руководить учебными интересами могут учителя и родители, искренне вовлеченные в этот процесс. При этом нужно исключить чрезмерное давление, так как это может привести к нежеланию подростком делать то, что навязывается, к апатии или бунту.

В основном подростковые увлечения имеют неучебный характер. Исключением являются интеллектуально-эстетические увлечения. Они связаны с интересом к любимым предметам – истории, музыке, изобразительному искусству, технике. Такие увлечения нередко усложняют жизнь подросткам и их родителям тем, что все меньше времени уделяется учебе в школе.

Информативно-коммуникативный – самый распространенный вид подростковых увлечений. Здесь проявляется потребность в получении новой легкой информации, не требующей критической обработки, а также потребность в постоянном общении со сверстниками, чтобы обмениваться той самой информацией. Такая информация усваивается на поверхностном уровне, передается другим и в скором времени забывается.

В окружении подростков появляются проблемы, связанные с зависимым поведением – азартные игры, алкоголизация, токсикомания, противоправное поведение, наркомания. Один из наиболее действенных способов профилактики зависимого поведения является подбор интересных увлечений для подростка, организация его свободного времени полезными занятиями[5].

Исследователь Киселева Т.Г. в своем труде составляет основании теоретических описаний психологический портрет подростка, зависимого от интернета, который имеет ряд признаков:

– агрессивные всплески, вызванные необходимостью отвлечься от компьютера;

– пренебрежительное отношение к членам семьи, здоровью, учебной деятельности, домашней работе;

– отсутствие интереса к другим сферам жизни, помимо нахождения у компьютера;

– рассеянность и задумчивость в диалогах с окружающими;

– расстройства сна;

– неряшливость во внешнем виде;

– нарушения аппетита, бесконтрольное употребление жидкостей, содержащих кофеин, таурин;

– ярко выраженное эмоциональное настроение, подъем, возникающие во время нахождения в интернете[6].

В основной группе риска подверженности к интернет-зависимости находятся подростки и дети младшего школьного возраста, так как детям сложнее всего самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

В младшем школьном возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются группы по интересам, и не всегда безобидные. Дети младшего школьного возраста могут легко попасть под чужое влияние, стать членами преступных группировок и религиозных сект из-за своей внушаемости. Также в этом возрасте может возникнуть склонность к обману и воровству, тяга к спиртному и курению. У детей проявляются агрессивность и жестокость, желание занять достойное положение в коллективе сверстников. Детям данной возрастной категории требуются внимание и поддержка взрослого человека (родителей, педагогов). Ребенок в этом возрасте имеет стремление избегать изоляции как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников [13, С. 30].

Существует ряд психологических и физических симптомов, которые могут указывать на формирование интернет-зависимости младших школьников:

Таблица 1. Психологические и физические симптомы интернет-зависимости (составлено автором):

Психологические симптомы

Физические симптомы

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Расстройство сна;

Нет возможности остановиться;

Пренебрежение личной гигиеной;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером (более 4 часов в сутки);

Нарушение режима питания;

Уменьшение значимости семьи и друзей;

Нарушение зрения;

Депрессивное состояние и ощущение опустошенности;

Головные боли;

Ложь родителям и близким о своей деятельности;

Боли в спине;

Потеря контроля времени.

Повышенная утомляемость.

Если на начальном этапе не отследить факт развития интерне-зависимости у ребенка, это приведет к формированию определенных последствий. К наиболее серьезным из них можно отнести: наличие сложностей в принятии своего физического «Я» и в общении; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания; эмоциональная напряженность; склонность к негативизму; особая ценность независимости; завышенные или нереалистичные представления об идеальном «Я»; заниженная самооценка; склонность к избеганию проблем и ответственности[7].

Для профилактики и предотвращения возникновения интернет-зависимости среди детей следует уделить внимание не только количеству времени, потраченному в Интернете, но также и качеству тех сайтов, на которые заходит ребенок. Для этого в помощь родителям создали различные приложения, которые помогают контролировать использование Интернета, а также блокировать или давать доступ к тем или иным веб-ресурсам.

Чтобы не допустить формирования интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста необходимо:

Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с ранних лет, до появления компьютера;

Наполнить жизнь ребенка внеурочной деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п.;

С раннего возраста приобщать ребенка к выполнению обязанностей;

Установить четкие правила пользования интернетом, к примеру, ограничения по времени в соответствии с возрастом ребенка.

Существует предположение, что чрезмерное использование подростками социальных сетей и интернета оказывает негативное влияние на их оценку психологической безопасности образовательной среды школы. Именно обучающиеся с признаками интернет-зависимости менее удовлетворены психологической безопасностью образовательной среды.

Интернет-зависимые подростки считают, что образовательная среда недостаточно безопасная, в отличие от подростков с минимальным риском развития интернет-зависимости. Интернет-зависимые подростки отмечают, что имеют негативное отношение к образовательной среде, при нахождении в школе у них преобладает плохое настроение, в межличностных взаимодействиях у них наблюдается агрессивность и конфликтность. При увеличении времени, проводимого в социальных сетях и интернете, снижается качество межличностных взаимодействий в образовательной среде и мотивация к учебе.

Категория психологической безопасности образовательной среды определена следующими аспектами:

1) Как состояние образовательной среды, в котором отсутствует проявление психологического насилия во взаимодействии субъектов образования, удовлетворяющее потребности в личностно-доверительном общении и сохраняющее психическое здоровье включенных субъектов взаимодействия;

2) Как система межличностных отношений, образующую чувство принадлежности к образовательной среде и убеждающую в отсутствии основных угроз;

3) Как система мер, предотвращающая угрозы для продуктивного развития личности.

Для того, чтобы создать психологическую безопасность образовательной среды необходимо придерживаться следующих принципов:

-Принцип развивающего образования;

-Принцип психологической защиты личности;

-Помощь в формировании социально-психологических навыков [14, С. 97-98].

Психологические аспекты безопасности связаны с взаимодействием и отношениями в структуре учебной деятельности: взаимодействие с другими учениками, взаимодействие с педагогами. Состояние безопасности образуется на основе сложного когнитивного процесса и является ответом на изменение ситуаций или новую информацию. В этом случае срабатывает следующий механизм: восприятие и анализ ситуации, выделение факторов и источников опасности, оценка ситуации, актуализация опыта преодоления трудных ситуаций, принятие решения [15, С. 500].

Из существующих факторов влияния цифровых технологий на учебную деятельность можно выделить следующие:

-Противоречивость информации, которая приводит к информационному дискомфорту и тревоге;

-Потенциальная доступность информации и ее избыток;

-Формирование «культуры копирования» и несамостоятельности из-за наличия готовых решений;

-Формирование «клипового восприятия» информации, восприятие через короткие яркие образы, затруднение во вдумчивом восприятии сложной структурированной информации;

-Цифровая зависимость (зависимость от интернета или гаджетов).

Как одну из форм социальной дезадаптации степень интернет-зависимости подростков есть возможность снизить путем профилактики, а также не допустить ее развития, осуществляя работу по устранению угроз психологической безопасности в образовательном процессе.

Альянс по защите детей в цифровой среде 29 ноября 2021 года подписал хартию «Цифровая этика детства». Данный документ является значимым итогом деятельности Альянса по защите детей в сети интернет. Хартия призывает всех представителей государства, сообщества родителей и педагогов и общественных институтов к созданию безопасной и благоприятной цифровой среды для детей.

Принципы Хартии «Цифровой этики детства», которые легли в основу нашей профилактической программы:

-Уважение ребенка как полноценной личности

-Совместная ответственность

-Сохранение конфиденциальности

-Инклюзивный подход

-Сохранение нравственных ориентиров.

В ходе исследования особенностей интернет-зависимости у детей подросткового возраста, был проведен формирующий эксперимент.  Целью формирующего эксперимента стало: разработка и апробация программы, направленной на снижение уровня интернет-зависимости и актуализацию навыков эффектного общения и критического мышления, формирования навыков самозащиты и устойчивости к негативному воздействию интернет-среды, профилактике различных эмоциональных нарушений при воздействии с окружающими, через самосознание и самоконтроль участников программы.

Для достижения поставленной цели эксперимента потребовалось решить следующие задачи:

  1. Определить актуальный уровень интернет-зависимости детей подросткового возраста;
  2. Проанализировать данные, полученные в ходе эмпирического исследования;
  3. На основании полученных данных составить и апробировать профилактическую программу.

Исследование проводилось на базе Нижневартовской МБОУ СШ №40.

Объектом исследования выступили учащиеся 6 «Г» классов в количестве 22 человек.

Для проведения констатирующего эксперимента, были подобраны следующие методики:

1) Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004). Тест для диагностики интернет-зависимости и выявления социально-демографических особенностей личности респондентов. Данная методика предназначена для оценки степени интернет-зависимости, и имеет 2 формы: для взрослого и ребенка. Является модифицированным опросником теста К. Янг. Диагностика наличия и оценка степени интернет-зависимости у ребенка производятся родителями на основе результатов, полученных при выполнении ребенком данной методики.

2) Анкета «Я в социальных сетях» (Е.М.  Калинкина). Анкета состоит из 8 вопросов с вариантами ответов, предназначенных для выявления роли социальных сетей в повседневной жизни подростков.

3)Анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды школы» для учеников (И.А. Баева). Опросник состоит из трех частей: «Интегральный показатель отношения к образовательной среде»; «Выбор значимых характеристик образовательной среды и индекс удовлетворенности ими»; «Индекс психологической безопасности образовательной среды школы». Результаты опросника позволяют получить как общий индекс психологической безопасности, так и частные показатели, т. е. увидеть структуру психологической защищенности.

На первом этапе была проведена методика: Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004). При проведении «Теста на интернет-зависимость С.А. Кулакова» предназначенного для диагностики степени интернет-зависимости и выявления социально-демографических особенностей личности подростков, были получены следующие результаты: низкий уровень интернет-зависимости составил 63% (14), это свидетельствует о том, что подростки периодически используют интернет, в основном в образовательных целях, для расширения кругозора, иногда для общения. Использование интернета носит контролируемый характер и не вызывает особого беспокойства со стороны семьи и близких. Сохраняется выраженное предпочтение реального общения виртуальному, посещение интернета не оказывает негативного влияния на психологическое и эмоциональное состояние подростков. Средний уровень интернет-зависимости составил 23% (5), это свидетельствует о том, что социальные сети оказывают влияние на жизнь и являются причиной некоторых проблем. Подростки данной группы склонны к появлению интернет-зависимости, активно пользуются сетью интернет, но интенсивность пользования колеблется. У подростков имеются сложности с самостоятельным контролированием времени нахождения в сети, что вызывает беспокойство родителей. Подростки предпочитают общение в интернете общению в реальной жизни. Высокий уровень интернет-зависимости составил 14% (3), это свидетельствует о том, что использование социальных сетей вызывает значительные проблемы. У подростков данной группы характерны навязчивые размышления об интернете, нежелание отвлечься от сети даже на короткое время, обретение ощущения эмоционального подъема при нахождении в интернете, ухудшение зрения, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, возникают проблемы с пищеварительной системой, возникает хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха.

График 1. Результаты диагностики уровня интернет-зависимости (С.А. Кулаков, 2004), (составлено автором).

На втором этапе была проведена методика: Анкета «Я в социальных сетях» (Е.М.  Калинкина). Результат анкетирования «Я в социальных сетях» Е.М.Калинкиной показал, что 91% (20) ученика зарегистрированы в социальных сетях. Это свидетельствует о том, что социальные сети необходимы для учеников, в первую очередь, для общения, прослушивания музыки и игры в онлайн-игры. 29% (13) учеников социальными сетями пользуются от скуки, чтобы убить время. У 20% (9) учеников социальные сети выступают для учебы, новостей.

График 2. Результаты вопросов анкеты «Я в социальных сетях» (Е.М.  Калинкина), (составлено автором):

9% (2) ученика проводят время в социальных сетях менее 30 минут в день, это свидетельствует о том, что подростки выходят в интернет и социальные сети 1–2 раза в день и не заинтересованы в длительном досуге в интернете. Подростки данной группы обычно имеют оптимистичный настрой, открыты к общению и позитивны по отношению к другим, имеют много друзей в реальной жизни. 45% (10) учеников проводят в интернете от 30 минут до 2 часов, это свидетельствует о том, что подростки посещают свои страницы 3–5 раз в день и могут контролировать время, проводимое в интернете. Компьютер и интернет для них выступает в роли небольшого хобби: подросткам интересно искать новую познавательную информацию и учиться.  45% (10) учеников тратят на времяпрепровождение в интернет-среде от 2 часов до 4 часов, это говорит о том, что подростки выходят в интернет-пространство 6–10 раз в день. Подростки данной группы заменяют живое общение и встречи с друзьями на переписку в интернете. Вместо активного отдыха подростки отдают предпочтение проведению времени в интернете.

График 3. Результаты вопросов анкеты «Я в социальных сетях» (Е.М.  Калинкина), (составлено автором):

На третьем этапе была проведена методика: Анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды школы» для учеников (И.А. Баева). По результатам методики И.А. Баевой «Психологическая диагностика образовательной среды школы» были выявлены следующие результаты: 59% (13) учеников позитивно относятся к образовательной среде школы, 27% (6) учеников нейтрально относятся к образовательной среде и 14% (3) – негативно.

График 4. Отношение учеников к образовательной среде (составлено автором):

График 5. Сравнительные результаты эмпирического исследования по методикам С.А. Кулакова, Е.М. Калинкиной, И.А. Баевой (составлено автором):

Такое неблагоприятное сочетание симптомов говорит о том, что у участников эксперимента не только присутствует интернет-зависимость, но и имеет свое выраженное проявление, затрагивает процесс интеллектуального и личностного развития подростков.

Поскольку, интернет-зависимость способствует снижению уровня эффективности, выполняемой подростком, учебной деятельности, что создаёт трудности для качественного и продуктивного развития личностных качеств и самоидентификации, что повышает актуальность разработки и внедрения программы, направленной на профилактику интернет-зависимости детей подросткового возраста.

Данная программа рассчитана на 8 академических часов, при проведении четырех занятий в неделю, продолжительностью от 25 до 45 минут, с учётом психоэмоционального состояния подростков, на момент проведения мероприятий, загруженности учебного расписания и других обстоятельств, актуальных к непосредственному дню проведения занятия. Программа состоит из трех блоков: Блок №1 «Образовательная среда» (Актуализация школьных переживаний; Снятие напряжения и раскрепощение подростков; Изучение методов разрешения конфликтов), Блок №2 «Интернет и знания» (Информирование о интернет-сервисах для обучения и развития; Формирование стремления к реализации своих способностей), Блок №3 «Опасная интернет-среда» (Информирование об угрозах интернет-пространства и о способах их предотвращения).  Занятия содержат диагностики, просветительские и профилактические лекции, тренинговые упражнения.

После реализации программы профилактики интернет-зависимости детей подросткового возраста было организовано повторное тестирование подростков потрем заявленным методикам. Рассмотрим полученные результаты в сравнении первоначальной и повторной диагностики для экспериментальной группы.

График 14. Сравнительные результаты эмпирического исследования по методикам С.А. Кулакова, Е.М. Калинкиной, И.А. Баевой (составлено автором):

На основании эмпирического исследования, можно сделать вывод, что подростки, позитивно относящиеся к образовательной среде школы и в высокой степени удовлетворенные ее основными характеристиками, проводят в интернет-пространстве от 30-ти минут до 2-х часов в день и используют интернет для учебной деятельности, чтения новостей и познавательной информации. У подростков данной группы интернет-зависимость находится на низком уровне. Данные условия способствуют личностному и профессиональному росту и успешному саморазвитию участников образовательного процесса.

Подростки, нейтрально относящиеся к образовательной среде школы и в средней степени удовлетворенные ее основными характеристиками, проводят в интернет-среде более 2-х часов и используют интернет от скуки. У подростков данной группы наблюдается средняя интернет-зависимость.

Обучающиеся, негативно относящиеся к образовательной среде школы и в низкой степени удовлетворенные ее основными характеристиками, проводят в интернете более 4-х часов в день и используют интернет для общения, прослушивания музыки, просмотра фильмов и компьютерных онлайн-игр. У данных подростков наблюдается высокий уровень интернет-зависимости.

Таким образом, количественная и качественная обработка полученных результатов, статистический анализ, интерпретация данных результатов показали значимые различия между данными экспериментальной группы до и после применения программы профилактики интернет-зависимости. У участников программы произошло: Интернет-зависимость на адекватном уровне (82%, 18 подростков); Использование социальных сетей для учебной деятельности и получения полезной информации и новостей (73%, 16 подростков); Позитивное отношение к образовательной среде школы, защищенность от психологического насилия и удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды (77%, 17 подростков). Сформированы представления подростков о понятии «интернет-зависимости», об основных рисках интернет-пространства; Сформированы основные понятия о рисках интернет-пространства; Развиты у подростков навыки обучение приемам противостояния развития интернет-зависимости.

Условия образовательной среды, с учетом профилактической программы способствовали:

1) Позитивному отношению к образовательной среде школы, защищенности от психологического насилия и удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды через практические упражнения, направленные на формирование навыков общения и социальных компетенций, создания условий для развития творческого потенциала; просветительские лекции, направленные на обзор полезных информационных ресурсов школы.

2) Информированию об использовании социальных сетей для учебной деятельности и получения полезной информации осуществлялось через просветительские лекции, практические, профилактические занятия, направленные на знакомство с понятием «интернет-зависимость» и ее проявлениями, формированием у подростков осознания того, что чрезмерное увлечение интернетом может привести к зависимости, выявление значимости реальной жизни, групповой анализ и описание школьных проблем. На занятиях подросткам давалась информация об интернет-зависимости, предлагались сведения о психологических функциях, процессах и образованиях.

3) Снижению выраженности психологических характеристик интернет-зависимости подростков способствовали профилактические занятия с использованием средств и форм проведения, таких как тренинговое упражнение, направленное на способность активного слушания, практические упражнения на снижение уровня агрессивности и формирование навыков выражения эмоций.

Мы предположили, что в образовательной среде школы будет обеспечена психологическая безопасность личности подростков в рамках проблемы интернет-зависимости, при создании следующих условий:

1) Позитивного отношения к образовательной среде школы, защищенности от психологического насилия и удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды;

2) Информирование об использовании социальных сетей для учебной деятельности и получения полезной информации и новостей;

3) Снижение выраженности психологических характеристик интернет-зависимости подростков.

Данное исследование было предпринято с целью изучения возможности внедрения программы профилактики интернет-зависимости детей подросткового возраста.

В результате анализа современной, зарубежной и отечественной литературы, были определены выводы о том, что интернет-зависимость проявляет себя в большей степени, в контексте нехимической зависимости, так как обладает основными характеристиками зависимого поведения: затруднение в развитии высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие установок на труд, низкий самоконтроль, стремление к изменению эмоционального состояния, нарушение психологических функций, ориентация на сверстников с девиантным поведением. Развитие зависимого поведения состоит из нескольких этапов: фиксация в памяти объекта, произведшего сильное впечатление; формирование последовательности обращению к объекту зависимости, частота реализации зависимого поведения; зависимый стиль поведения становится привычным, вытеснение из сознания реальной жизни; полное погружение в зависимый процесс, отчуждение от общества. Зависимое поведение на последнем этапе развития начинает оказывать пагубное влияние на психику и биологические процессы зависимого.

Был сделан вывод, что интернет-зависимость – это негативное психологическое явление, связанное с проявлением болезненного пристрастия к интернету, вызванное невротической потребностью избегать негативные чувства по отношению к вызывающим их психотравмирующим социальным ситуациям.

Наиболее подверженными интернет-зависимости являются дети младшего и среднего подросткового возраста, так как подростки обладают специфическими социальными и психологическими характеристиками, которые определяются возрастными особенностями подростков и формированием социальных, экономических, политических, нравственно-ценностных позиций. Именно в период подросткового возраста возникают проблемы, связанные с интернет-зависимостью.

Основными факторами, напрямую влияющими на формирование интернет-зависимости, являются: анонимность и возможность изменять представление собственной идентичности. Закрытый по своей сущности подросток может свободно высказывать свое мнение, вести споры и осваивать новые модели поведения; удобство использования и доступность интернета является еще одним важным фактором. Онлайн-общение, онлайн-покупки, просмотр фильмов и сериалов онлайн, онлайн-игры и множество других услуг, которые дает сеть-интернет удовлетворяет множество потребностей человека в короткие сроки; третий важный фактор – избегание и возможность «ухода от реальности». Во время пребывания в сети меняется эмоциональное состояние, ощущение времени и восприятие окружающей действительности. Таким образом можно переместить фокус внимания с ежедневных проблем на виртуальную реальность и снизить уровень стресса и напряжения.

На современном этапе, наиболее продуктивными методами профилактики интернет-зависимости, являются психологическая работа, направленная на развитие личностного роста и самореализацию, путем развития самоконтроля и критического мышления.

Для реализации поставленной цели и задач, проведённого исследования, было проведено эмпирическое исследование, результатом которого стало определение актуального уровня интернет-зависимости. Было выявлено наличие среднего и высокого уровней интернет-зависимости; высокий показатель подверженности подростков к угрозам и противоправным действиям в сети интернет; отсутствие определенных временных рамок времяпрепровождения в интернет-пространстве; низкий уровень самоконтроля и критического мышления в отношении конфликтных ситуаций, происходящих в интернет-среде.

Для профилактики и снижения проявлений интернет-зависимость, была проведена программа, направленная на снижение уровня интернет-зависимости, через актуализацию их личностных ресурсов, формирование представлений о способах противодействия угрозам интернет-пространства, развитие критического мышления. Программа способствует профилактике развития интернет-зависимости, путем самосознания и поиска личностных ресурсов.

После реализации программы было проведено повторное тестирование подростков, по методике тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004). По результатам данной методики, низкий уровень интернет-зависимости составил 82% (18 подростков). Интернет-пространство не оказывает негативного влияния на подростков. Интернет в этом случае используется в образовательных и информативных целях. Подростки отдают большее предпочтение физической активности, развивающим занятиям в секциях, живому общению с друзьями. Средний уровень интернет-зависимости составил 18% (4 подростков). В этом случае время пребывания в интернете увеличивается, в частности из-за отсутствия увлечений в реальной жизни. Но при применении ограничительных временных мер не возникает выраженных негативных эмоциональных переживаний. Высокий уровень интернет-зависимости в группе и основная угроза интернет-зависимости отсутствуют.

Таким образом, в результате проведенного исследования, мы видим, что дети подросткового возраста, являются в большей степени подверженными влиянию интернет-зависимости, поскольку в данный возрастной период происходит глубокий подростковый кризис. Начинается формирование идентичности, период детства завершается. Повзрослевший ребенок входит в новые социальные группы, к старым идентификациям добавляются новые, преобразуя их. Перед подростком предстает новая задача – самоопределение и выбор жизненного пути. Эту задачу помогают решить целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность и инициативность. Результаты, которые показывает тестирование, после реализации программы, фиксируют значительные изменения: у участников программы произошло понижение уровней интернет-зависимости, высокий уровень интернет-зависимости отсутствует у исследуемой группы. Таких результатов удалось добиться за счет информирования подростков о понятии интернет-зависимости, об основных угрозах интернет-среды и способах предотвращения их негативных последствий; проведения тренингов по тематике здорового образа жизни и самореализации в реальной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуреева А.Ю., Сизов С.В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы / Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015. Том 5. № 2. С. 127-129.
  2. Goldberg I. Internet addiction disorder // CyberPsychol. Behavior. V. 3. №4. 1996 P. 403–412.
  3. Greenfield D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them // Oakland.: New Harbinger Publ. 1999, P. 227.
  4. Surrat C. Netaholics? The Creation of a Pathology // Commack, N.Y.: Nova Science Publ., 1999, P. 222.
  5. Young K. Internet Addiction Test (IAT) // Stoelting. P. 32.
  6. Войскунский А.Е. Психология и Интернет // М.: Акрополь, 2010. — 439 с.
  7. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме //Психологическая наука и образование. 2017. Том 9. № 2. C. 145–165.
  8. Кишиков Р.В. Критерии психологической безопасности обучающихся при использовании цифровых продуктов// Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 498–508 с.
  9. Кибитов А.О., Трусова А.В., Егоров А. Ю Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты // Вопросы наркологии, №3, 2019, С. 22-47.
  10. Баранова, Ю. М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет. Социальная психология и общество, № 4, с. 122–129.
  11. Лысак И.В. Компьютерная и интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы // Мир науки, культуры, образования., №4, 2017., С. 206-209.
  12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  13. Сиденко Е.А. Особенности подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2017. -№2. – С. 30-33.
  14. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / Монография. - СПБ.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
  15. Кишиков Р.В. Критерии психологической безопасности обучающихся при использовании цифровых продуктов// Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 498–508 с.


[1]Спиркина, Т.С. Исследование динамики Интернет-зависимости // Т.С. Спиркина. [Электронный ресурс]. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/311/image/311-159.pdf (дата обращения 19.04.2022)

[2] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (ФГОС ООО) URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 26.05.2022) С. 53.

[3]Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (ФГОС ООО) URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 26.05.2022) С. 54.

[4]Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А., Бажин К.С., Царева Е.В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. С. 15.

[5]Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998, С. 80-81.

[6]Киселева Т. Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник КГУ: Педагогика. Психология. Социокинетика, № 3, 2017., С. 47.

[7]Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов // Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2010. С. 77.



Предварительный просмотр:

УДК 159.9 

Коваленко С. В.

ORCID: 0000-0002-9700-0001

Канд. психол. наук

Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск, Россия

Тюстина Г. Г.

ORCID: 0000-0001-5252-9801

Канд. пед. наук

Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск, Россия

Маковецкая А.Д.

ORCID: 0000-0002-3722-2614

Педагог-психолог

МБОУ «Лицей №2»

г. Нижневартовск, Россия

«Критическое мышление младших школьников как гарант психологической безопасности при работе в интернете»

Аннотация: В статье рассматриваются приемы развития критического мышления у младших школьников для обеспечения психологической безопасности при работе в сети интернет. Для выявления актуальности проблемы в статье приводятся результаты анкетирования по тематике «кибербуллинг» и «интернет» у младших школьников. С помощью критического мышления подростки смогут для себя понять, какая информация в интернете полезная и безопасная, а какая – нет.

Ключевые слова: критическое мышление, интернет, глобальная сеть, кибербуллинг, психологическая безопасность, образовательная среда.

Интернет в России появился еще 15 лет назад. За это время доступ к сети интернет появился как в крупных, так и в средних городах. Интернет охватывает практически все виды жизнедеятельности человека. Круг возможностей, доступных с использованием сети, стремительно увеличивается. Интернет – сегмент рынка услуг, который воздействует не только на экономическую, но и на социальную жизнь людей.

Развитие компьютерных и сетевых технологий, в наибольшей мере, отразилось на нынешнем поколении. Почти у каждого современного подростка имеется устройство (персональный компьютер, смартфон, планшет), который имеет доступ к глобальной сети.

Проблема интернет-зависимости начала развиваться в 80-х годах XX в Соединенных Штатах Америка и странах Западной Европы. Данную проблему в своих трудах изучили американские ученые-психиатры И. Голдберг [13], К. Янг [16], Д. Гринфилд [14], К. Суррат [15].

Для исследователя Д. Гринфилда зависимость от Интернета — это явление, включающее проявления эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с заниженной самооценкой, склонных к депрессии и тревожности, незащищенных от внешнего мира, одиноких или не принятых близкими, уставших от своей работы, учебы или социального окружения), и при этом — поиск новшеств, стремление к непрерывной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность [14].

К. Суррат в своей монографии доказывает факт появляющихся в интернетном пространстве сообществ, члены которых создают общие речевые коды и правила словесного поведения, а также санкции за нарушения данных правил, образуя социальные структуры. Люди входят в такие группы по собственному желанию, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств интернета [15].

Автор К. Янг разработала в своем исследовании модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement), в которой доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости [16].

В отечественной науке проблема интернет-зависимости стала актуальной в конце XX века, так как компьютеризация образования начала развиваться только в этот период.

В отечественной психологии проблема «интернет-аддикции» изучается многими медицинскими психологами. А.Е. Войкунский анализирует общие проблемы интернет-зависимости, характеризует понятие «киберпространства», определяет необходимость изучения данного явления в рамках дисциплины «Психология интернета» («Киберпсихология»). По мнению автора, на данном этапе развития сетевых технологий они исчерпывающим образом объясняют многообразие человеческой деятельности, опосредованной технологиями и социальными сервисами интернета [2]. Лонгитюдное исследование Т.С. Спиркиной посвящено изучению динамики формирования интернет-зависимости детей от сети интернет [10]. В работах О.В. Зарецкой представлен теоретический анализ современных научных исследований по проблеме компьютерной и интернет-зависимости, представлена классификация различных научных подходов по проблеме интернет-зависимости детей и молодежи [4].

Подход В.А. Лоскутовой содержит в себе описание особенностей социодинамических качеств и основных закономерностей формирования и протекания механизма зависимости [8].

В работе Л.Ю. Овчаренко был сделан вывод, что современным детям необходимо развивать критическое мышление при отборе информации в интернете. Автор ссылается на международное право, которое обеспечивает детскую информационную безопасность на государственном уровне, так как процесс выстраивания информационной защиты детей должен включать в себя защиту со стороны государственных структур. Автор предлагает основные показатели психологической безопасности личности –  устойчивость личности, отражающая умение личности контролировать себя, управлять своим поведением и эмоциями; сопротивляемость внешним и внутренним воздействиям; защищенность/незащищенность личности; переживания позитивных или негативных психологических состояний; опыт позитивного решения проблем [9]. С.В. Клочкова обращает внимание на актуальность использования социальных сетей, приводит статистику пользования социальными сетями среди школьников. Автор утверждает, что многие подростки испытывают трудности в межличностных отношениях – плохо понимают значения невербальных компонентов общения. Исследователь также подмечает, что наряду с проблемами в живом общении, подростки подвержены угрозе личной и информационной безопасности [7].

Подростковый возраст – это возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности, характеризующийся периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, нервная система подростка не всегда способна выдержать сильные и длительно действующие раздражители. Именно из-за этого и происходит проявление агрессивных тенденций, которых практически невозможно избежать в данном возрастном периоде [6, С. 89].

Как справедливо отмечает Г.Г. Зайдуллина, профилактика различных девиантных отклонений в поведении это, прежде всего, предупреждение, нейтрализация причин и условий, его вызывающих. Следовательно, необходимо выстроить систему факторов, обуславливающих эти процессы. В реальном процессе значение факторов велико, поскольку они усиливают или ослабляют причину, изменяют направление ее действия, или полностью исключают возможность следствия [5, С. 81]. Таким фактором психологической безопасности интернет-зависимости подростков предполагаем, является формирование у них способности критического мышления.

Критическое мышление – это анализ информации, который позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, в процесс критического мышления включается способность оценивать данные факты на правдоподобность, выделять сомнительные факты и подвергать их проверке. А. Фёдоров пишет, что критическое мышление предполагает наличие у индивидуума системы суждений, которая позволяет анализировать получаемую извне информацию и формулировать собственные обоснованные выводы, вносить обоснованные оценки, интерпретировать и применять полученные результаты в различных ситуациях, интегрировать их в собственный опыт. При наличии развитого критического мышления, учащиеся младшего школьного возраста смогут отбирать для себя необходимую информацию в интернете и избегать неприемлемый контент.

Использование интернета как дома, так и в образовательных организациях, является неотъемлемой частью деятельности современных школьников. Сеть Интернет располагает различными образовательными ресурсами и источниками, которые способствуют как повышению эффективности обучения, получению актуальной информации по интересующей проблематике, так и оказывают пагубное, негативное влияние на развитие и формирование личности обучающихся. Просторы интернета сейчас оказываются переполненным противоправным и незаконным контентом. Многочисленные видеоролики, снимки, статьи, форумы, сомнительного содержания, открытые и закрытые группы и интернет-сообщества могут создать внешние риски психологической безопасности личности на разных этапах ее взросления. Это может стать источником дезориентации ребенка, психологических травм, нарушений в системе социальных отношений, искажении реальности и образа будущего и других серьезных личностных и поведенческих деформаций. Все эти факторы оказывают непосредственное воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения [9, С. 116].

К основным угрозам интернет-среды можно отнести следующие: неограниченный объем и неконтролируемый доступ информации для ребенка; пользование средствами манипуляций, имеющих воздействие на сознание и психику человека; мошенничество, нарушение правил о хранении персональных данных пользователей и их хищение, использование сети интернет с компьютеров, которые обладают низкой степенью антивирусной защиты; коммуникационные контакты с интернет-пользователями, которые имеют преступные цели (контакты педофилов с детьми, преследования, вербование в секты, экстремистские организации, деятельность социальных групп и сообществ).

В наше время количество видов киберпреследований только увеличивается. К этому явлению можно отнести преследование человека сообщениями, которые содержат угрозы жизни, оскорбления, сексуальные домогательства; распространение информации и изображений в мошеннических целях, запугивания и оскорбления; хулиганство [9, С. 118].

Для достижения поставленной цели эксперимента потребовалось решить следующие задачи:

  1. Определить актуальные уровни критического мышления и компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста;
  2. Проанализировать данные, полученные в ходе эмпирического исследования;
  3. На основании полученных данных подобрать методы развития критического мышления для обеспечения психологической безопасности при работе в интернете.

Исследование проводилось на базе Нижневартовского МБОУ «Лицей №2. Объектом исследования выступили учащиеся 4 класса в количестве 22 человек. Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие методики:

  1. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Методика представляет собой скрининговый опросник для выявления компьютерной зависимости, состоящий из 11 вопросов, раскрывающих эмоциональное состояние личности за компьютером и в интернете;
  2. Тест на критическое мышление Н. Непряхина. Методика состоит из 16 вопросов на выявление когнитивных навыков личности (способность анализировать доводы, ориентироваться в интернет-пространстве, способность формулировать личные выводы на основе различных данных)

Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот показала следующие результаты: 18% (4 из 22 школьников) не имеют риска развития компьютерной зависимости, 50% (11 из 22 школьников) находятся на стадии увлеченности интернетом, 27% (6 из 22 школьников) имеют риск развития интернет-зависимости, 5% (1 из 22 школьников) имеют признаки интернет-зависимости. Результаты проведенной методики свидетельствуют о том, что в данной ситуации необходимо проведение профилактических мероприятий от интернет-зависимости.

Тест на критическое мышление Н. Непряхина показал следующие результаты: низкий уровень развития критического мышления отсутствует (0%, 0 из 22 школьников), уровень развития критического мышления ниже среднего составляет 27% (6 из 22 школьников), средний уровень развития критического мышления составляет 60% (13 из 22 школьников), высокий уровень развития критического мышления составляет 13% (3 из 22 школьников). Данные результаты указывают на необходимость развития критического мышления как основного метода психологической безопасности от интернет-зависимости.

В процессе учебно-воспитательной деятельности использование технологии развития критического мышления, в первую очередь, осуществляется на уроках чтения и письма. За счёт овладения приемами технологии развития критического мышления происходит процесс понимания текста на этапах до чтения, во время чтения и после чтения [3, С. 69]. Работа с использованием технологии развития критического мышления направлена на самое главное – создание на уроке условий, помогающих ученикам самостоятельно добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, приблизить его к процессу познания, к получению удовлетворения от своей работы [3, С. 71].

Формы урока с использованием технологии развития критического мышления отличаются от традиционных уроков. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, рассуждают, читают, пишут, обсуждают, анализируют, активно осмысливают прочитанное. Урок состоит из трех фаз: «вызов», «осмысление», «рефлексия», каждая из которых имеет свои цели и задачи, набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, потом – на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Работа с использованием технологий развития критического мышления направлена на самое главное – создание на уроке условий, помогающих ученикам самостоятельно добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, приблизить его к процессу познания, к получению удовлетворения от своей работы. [3, С. 71]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для обеспечения психологической безопасности детей подросткового возраста в интернет-пространстве особую важность играет развитие критического мышления. Так как с помощью критического мышления учащиеся смогут для себя понять, какая информация в интернете полезная и безопасная, а какая – нет. Учителя и родители не в состоянии контролировать поведение обучающихся в интернете, поэтому именно благодаря развитому критическому мышлению ученики смогут самостоятельно обезопасить себя от множества опасных явлений в глобальной сети интернет.

Таким образом, в подростковом возрасте формируются все самые важные социальные институты, такие как семья и дружба, развивается общественная социализация, и именно излишнее времяпрепровождение в интернет-пространстве способствует замедлению развития этих социально значимых функций. Следует отметить, что существует категория риска, которая особенно сильно подвержена не только интернет-зависимости, но и другим девиациям. К ним относятся те, у кого нет взаимопонимания с близкими, есть проблемы в семье, сложности в общении с людьми и др. Именно эта категория людей стремится уйти от реальности, и самый простой для этого способ ‒ скрыться в Интернете.

Литература

1) Баева, И.А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПБ.: Издательство «СОЮЗ», 271 с.

2) Войскунский, А.Е. (2016) Поведение в киберпространстве: психологические принципы. М.: Человек. № 1. — С. 36–49.

3) Гузева, Н.И. (2017) Развитие критического мышления младших школьников. Вестник донецкого педагогического университета, №2, С. 67-73.

4) Зарецкая, О.В. (2017) Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме. Психологическая наука и образование. Т. 9. № 2. C. 145–165.

5) Зайдуллина, Г.Г. (2011) Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье, [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ruarticle…i-korrektsii-deviantnogo…(дата обращения 14.05.2022).

6) Коваленко С.В. (2015) Психологические особенности базовых ценностей отношения к жизни в подростковом возрасте. Вестник Нижневартовского государственного университета: Серия «Психологические и педагогические науки» №2. 2015. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-т. 2015. С. 89 - 93.

7) Клочкова, С.В., Хухлаева О.В. (2018) Общение в социальных сетях как фактор эмоционального благополучия подростков. В кн.: Психологическое благополучие современного человека. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Т. 2. С. 154-160.

8) Лоскутова, В.А. (2004) Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств, [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychiatry.ru/stat/169 (дата обращения 19.04.2022)

9) Овчаренко, Л.Ю. (2017) Психологическая защищенность детей и подростков в информационной среде. Гуманитарные науки, №4, С. 113-122.

10) Спиркина, Т.С. (2008) Исследование динамики Интернет-зависимости, [Электронный ресурс].URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/311/image/311-159.pdf (дата обращения 19.04.2022)

11) Хаджиева, Ф.А. (2018) Важные аспекты критического мышления у учащихся начальных классов. Молодой ученый, №19, С. 236-237.

12) Шахова, М.А.(2014)Развитие критического мышления младшего школьника, [Электронный ресурс].URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/22/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshego-shkolnika (дата доступа 14.01.21)

13) Goldberg, I. (1996) Internet addiction disorder. CyberPsychol. Behavior. V. 3. №4. P. 403–412.

14) Greenfield, D.N. (1999) Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them. Oakland: New Harbinger Publ.227 p.

15) Surrat, C. (1999)Netaholics? The Creation of a Pathology. N.Y.: Nova Science Publ.P.44-53

16) Young, K. (1998) Internet Addiction Test (IAT) // Stoelting,32 p.



Предварительный просмотр:

УДК 159.9

Коваленко С.В.

ORCID: 0000-0002-9700-0001, канд. псих. наук

Маковецкая А.Д.

ORCID: 0000-0002-3722-2614

Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск, Россия

Теоретический анализ проблемы интернет - зависимости детей младшего школьного возраста в современной психологической литературе

Аннотация. В статье подробно описывается понятие «Интернет-зависимость». Рассмотрены пути развития проблемы интернет-зависимости в США, странах Западной Европы и России. Выделяются этапы появления интернет-зависимости у детей и подростков. Перечислен ряд психологических и физических симптомов, указывающих на формирование интернет-зависимости. В статье также обращается внимание на последствия интернет-зависимости и приводятся методы профилактики возникновения интернет—зависимости среди детей и подростков.

Ключевые слова: интернет; аддиктивное поведение; киберпространство; социальные сети; риски и угрозы ИКТ.

Kovalenko S.V.

ORCID: 0000-0002-9700-0001, Ph.D.

Makovetskaya A.D.

ORCID: 0000-0002-3722-2614

Nizhnevartovsk State University

Nizhnevartovsk, Russia

THEORETICAL ANALYSIS OF THE INTERNET PROBLEM - DEPENDENCE OF YOUNG SCHOOL CHILDREN IN MODERN PSYCHOLOGICAL LITERATURE

Annotation. The article describes in detail the concept of "Internet addiction". The ways of development of the problem of Internet addiction in the USA, Western Europe and Russia are considered. The stages of the emergence of Internet addiction in children and adolescents are highlighted. A number of psychological and physical symptoms are listed that indicate the formation of Internet addiction. The article also draws attention to the consequences of Internet addiction and provides methods for preventing the emergence of Internet addiction among children and adolescents.

Key words: internet; addictive behavior; Cyberspace; social networks; risks and threats of ICT.

Человеческое общество всегда стремилось к развитию. Развивались промышленность, наука и техника, искусство. В середине XX века произошла научно-техническая революция, результаты которой по сей день активно используются и совершенствуются.

Развитие современного информационного общества приводит к неизбежному изменению условий жизнедеятельности людей. Самым значимым нововведением является интенсивное развитие интернет-технологий, которые повлекли за собой серьезное последствие в виде интернет-зависимости.

Проблема интернет-зависимости начала развиваться в 80-х годах XX в Соединенных Штатах Америка и странах Западной Европы. Данную проблему в своих трудах изучили американские ученые-психиатры И. Голдберг, К. Янг, Д. Гринфилд, К. Суррат [13,14,15,16].

И. Голдберг в статье «Интернет-зависимость» рассматривает данное понятие как как патологию, навязчивое или компульсивное расстройство, которое заставляет человека злоупотреблять этой технологией и включает в себя широкий спектр форм поведения и проблем с импульсивным воздействием. Автор разделяет интернет-зависимость на 5 типов: 1) киберсекс; 2) реляционная зависимость; 3) зависимость от интернета или информационной перегрузки; 4) зависимость от игровой сети; 5) компьютерная зависимость [13].

Для исследователя Д. Гринфилда зависимость от Интернета — это явление, включающее проявления эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с заниженной самооценкой, склонных к депрессии и тревожности, незащищенных от внешнего мира, одиноких или не принятых близкими, уставших от своей работы, учебы или социального окружения), и при этом — поиск новшеств, стремление к непрерывной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность. Д. Гринфилд в конце 1998 г. провел сетевой опрос с участием более 17 тысяч респондентов, из которых 5.7% были признаны интернет-зависимыми. В этом же году Д. Гринфилд организовал службу «виртуальной аддикции» [14] - virtual-addiction.com.

К. Суррат в своей монографии доказывает факт появляющихся в интернетном пространстве сообществ, члены которых создают общие речевые коды и правила словесного поведения, а также санкции за нарушения данных правил, образуя социальные структуры. Люди входят в такие группы по собственному желанию, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств интернета [15].

Интернет-зависимость представляет собой болезненное пристрастие к интернету, вызванное невротической потребностью избегать негативные чувства по отношению к вызывающим их психотравмирующим социальным ситуациям. Многочасовые погружения в «мировую паутину» сопровождаются отрешенностью от действительности, которая обессмысливается и кажется уже не имеющей значения, нарушением восприятия реального времени и виртуализацией сознания, расстройствами сна, аппетита, вегетативной регуляции, тревогой, ограничением сферы контактов преимущественно электронными переписками, значительным ослаблением социальной активности и прогрессирующем накоплением насущных жизненных проблем, что, в свою очередь, еще более усиливает интернет-зависимость. Чаще интернет-зависимость встречается в подростково-юношеском, но наблюдается она также и в более позднем возрасте у пациентов, оказавшимся не в состоянии преодолевать психологические проблемы своего возраста [5, с. 122].

В отечественной науке проблема интернет-зависимости стала актуальной в конце XX века, так как компьютеризация образования начала развиваться только в этот период.

В российской психологии тема «Интернет-аддикции» изучается многими медицинскими психологами. А.Е. Войкунский активно рассматривал общие проблемы интернет-зависимости [2]. Н.И. Алтухов исследовал симптоматику и признаки компьютерной зависимости [1].

Т.С. Спиркина в своей работе описывает исследование о формировании зависимости от сети интернет [8].

Автор А.В. Машкова в своей работе описывает вид зависимого поведения, набирающий все большие обороты в современном компьютерном обществе – интернет-зависимость [6].

Масштабный труд В.А. Лоскутовой содержит в себе особенности социодинамических качеств основных закономерностей формирования и протекания механизма зависимости, культурных черт у русскоязычных пользователей для оценивания возникновения и развития зависимости от интернета, а также составление профилактических мер от данной зависимости [12].

В основной группе риска подверженности к интернет-зависимости находятся подростки и дети младшего школьного возраста, так как детям сложнее всего самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

В младшем школьном возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются группы по интересам, и не всегда безобидные. Дети младшего школьного возраста могут легко попасть под чужое влияние, стать членами преступных группировок и религиозных сект из-за своей внушаемости. Также в этом возрасте может возникнуть склонность к обману и воровству, тяга к спиртному и курению. У детей проявляются агрессивность и жестокость, желание занять достойное положение в коллективе сверстников. Детям данной возрастной категории требуются внимание и поддержка взрослого человека (родителей, педагогов). Ребенок в этом возрасте имеет стремление избегать изоляции как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников [9, с. 30].

Д.Б. Эльконин отмечает, что «переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками» [11, с.115].

Ведущим посылом становления интернет-зависимости у младших школьников считается не в полной мере разрешенный кризис подросткового возраста. Данное явление выражается в формировании упадка идентичности с проявлением конфликта между самоидентичностью человека и предложенными общественными значениями, и сменяется кризисом интимности с формированием эмоциональной обособленности. В Интернет-среде есть возможность для конструирования желаемой реальности, что важно для разрешения данного кризиса [4, с. 11].

Психолого-педагогические характеристики личности интернет-зависимого подростка затрагивают следующие сферы: в эмоционально-волевой сфере это высокие показатели личностной тревожности, депрессии, низкие показатели силы воли; в коммуникативной сфере – повышенный уровень одиночества и конфликтности; в мотивационной сфере – направленность в сторону избегания неудач.

По результатам первого в России научного тестирования цифровой компетенции школьников, проведенного в 2013 году Фондом Развития Интернета и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ежедневно пользуются интернетом 89% детей в возрасте от 12 до 17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% юношей и девушек, в выходные – 47% [10].

Современные исследователи выделяют три главных этапа развития интернет-зависимости у школьников. На первом этапе происходит знакомство с сетью и ее новыми возможностями. Формируется эмоциональная форма зависимости.

На втором этапе образуются привычки пребывания у зависимого. Остановить процесс пребывания в интернет-пространстве сложно, увеличивается количество времени, проводимого за компьютером. Интернет начинает замещать значимые сферы жизни подростка.

Третий этап характеризуется наличием полностью сформированной интернет-зависимости. Ребенок перестает замечать окружающий мир, испытывает чувство опустошения и раздражения, изолируя себя от общества. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна [8, с. 159].

Существует ряд психологических и физических симптомов, которые могут указывать на формирование интернет-зависимости младших школьников: [7, с. 110]:

Психологические симптомы

Физические симптомы

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Расстройство сна;

Нет возможности остановиться;

Пренебрежение личной гигиеной;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером (более 4 часов в сутки);

Нарушение режима питания;

Уменьшение значимости семьи и друзей;

Нарушение зрения;

Депрессивное состояние и ощущение опустошенности;

Головные боли;

Ложь родителям и близким о своей деятельности;

Боли в спине;

Потеря контроля времени.

Повышенная утомляемость.

Если на начальном этапе не отследить факт развития интерне-зависимости у ребенка, это приведет к формированию определенных последствий. К наиболее серьезным из них можно отнести: наличие сложностей в принятии своего физического «Я» и в общении; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания; эмоциональная напряженность; склонность к негативизму; особая ценность независимости; завышенные или нереалистичные представления об идеальном «Я»; заниженная самооценка; склонность к избеганию проблем и ответственности [3, с. 77].

Для профилактики и предотвращения возникновения интернет-зависимости среди детей следует уделить внимание не только количеству времени, потраченному в Интернете, но также и качеству тех сайтов, на которые заходит ребенок. Для этого в помощь родителям создали различные приложения, которые помогают контролировать использование Интернета, а также блокировать или давать доступ к тем или иным веб-ресурсам.

Чтобы не допустить формирования интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста необходимо:

Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с ранних лет, до появления компьютера;

Наполнить жизнь ребенка внеурочной деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п.;

С раннего возраста приобщать ребенка к выполнению обязанностей;

Установить четкие правила пользования интернетом, к примеру, ограничения по времени в соответствии с возрастом ребенка.

Таким образом, в детстве формируются все самые важные социальные институты, такие как семья и дружба, развивается общественная социализация, и именно Интернет способствует замедлению развития этих социально значимых функций. Следует отметить, что существует категория риска, которая особенно сильно подвержена не только интернет-зависимости, но и другим девиациям. К ним относятся те, у кого нет взаимопонимания с близкими, есть проблемы в семье, сложности в общении с людьми и др. Именно эта категория людей стремится уйти от реальности, и самый простой для этого способ ‒ скрыться в Интернете.

Литература

1. Алтухов, Н. И. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности Текст. // Н. И. Алтухов, К. Ю. Галкин XIII съезд психиатров России: (материалы съезда). М., 2000. - С. 285-286.

2. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Под ред. А.Е. Войскунского Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 100–131.

 3. Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов // Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2010. 254 с.

4. Дмитриев К.Г. Психологические детерминанты Интернет-зависимости в юношеском возрасте // автореферат дис. – Москва, 2013. – 29 с.

5. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.

6. Машкова А.В. Феномен интернет-зависимости в современном обществе // Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 237-239.

7. Соловьева Е.Н. Интернет-зависимость в практике детского психотерапевта // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 4. – С. 107-112;

8. Спиркина, Т.С. Исследование динамики Интернет-зависимости // Т.С. Спиркина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/311/image/311-159.pdf (дата обращения 10.06.2021)

9. Сиденко Е.А. Особенности подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2017. -№2. – С. 30-33.

10. Шахмартова О.М. Подросток и компьютер // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. -2016. -№28. –С.139-147.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

12. Лоскутова В.А. Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств http://www.psychiatry.ru/stat/169 (дата обращения 15.09.2021)

13. Goldberg I. Internet addiction disorder // CyberPsychol. Behavior. V. 3. №4. 1996 P. 403–412.

14. Greenfield D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them // Oakland: New Harbinger Publ. 1999.

15. Surrat C. Netaholics? The Creation of a Pathology // Commack, N.Y.: Nova Science Publ., 1999.

16. Young K. Internet Addiction Test (IAT) // Stoelting. 32 p.