Психологические особенности возраста (от 5 до 18 лет)

Надежда Васильевна Осипова

Описание возрастных особенностьей старших дошкольников, младших школьников, подростков, юношей. Материал содержит рекомендации родителям о взаимодействии с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_vozrasta_ot_5_do_18_let.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольники (5-6 лет)

  1. «Развиваемся играя»

Игра – ведущая деятельность, стимулирующая развитие и приобретение новых знаний. Игры: подвижные (физическое развитие); образовательные (интеллектуальное развитие); сюжетно – ролевые (социальное развитие).

  1. Играя ребенок:
  • Познает мир
  • Знакомится с профессиями
  • Учится общаться, договариваться, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою
  • Учится быть ответственным, дисциплинированным
  • Становится умнее

Главная потребность – потребность в общении со взрослыми и другими детьми; творческая активность.

Ведущая функция – воображение.

Что нового появляется в психике ребенка:

- Умение предвосхищать результат деятельности (умеет понять и предположить что получится в итоге действий или деятельности);

- Возникает активная планирующая функция речи (много «размышляет вслух», задает вопросы);

-  Появляется внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками (совместное планирование, сотрудничество с товарищами).

Рекомендации для родителей

- Приучайте детей  планировать предстоящую деятельность.

- Организуйте совместную деятельность для развития сотрудничества;

- Способствуйте  развитию эмпатии (умения понимать и сопереживать чувствам других людей);

- Побуждайте детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

- Поддерживайте  и создавайте  условия для развития творческого потенциала ребенка;

- Приучайте к дисциплине во всем (в быту, в играх, в поведении). Правила должны быть понятны и исполнимы для ребенка. Сами придерживайтесь установленных правил, т.к. поведение родителя – самый важный пример для ребенка.

Для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умение сравнивать себя с другими служит основой правильной самооценки. Дети, имеющие высокую самооценку, чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия. Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку. В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

 

Младший школьник 7-11 лет

  1. « Я – ученик»

Учебная деятельность постепенно сменяет игру, становится главной и ведущей за собой развитие.

  1. Начало школьного обучения – важный переломный момент. Ребенок становится участником новых социальных отношений. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания.
  2. Что нового появляется в психике ребенка.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось  необходимо внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.  На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой за даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.

Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны,  не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Рекомендации для родителей

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Покупайте и дарите книги, развивающие игры.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
6. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму.
7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
8. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Подростковый возраст (11-15 лет)

  1. Возраст «бури и натиска».

  1. Особенности возраста:
  • Подверженность влиянию со стороны сверстников (их мнение становится главнее мнения родителей и учителей)
  • Стремление к общению со сверстниками, сравнивание себя с ними
  • Склонность к риску
  • Бунтарство
  • Потребность в доверительном общении
  • Низкая стрессоустойчивость
  • Неустойчивая самооценка
  • Чувствительность к мнению окружающих, чувство тревоги и закомплексованность

  1. Что нового появляется в психике.

В подростковом возрасте происходит серьёзная перестройка физиологии. Организм тратит много энергии на регуляцию физических процессов. Часто отмечается снижение интеллектуального развития. Ухудшается память,  снижается темп мышления. Учеба становится сложнее не только по причине усложнения учебного материала, но и в связи с трудностями усвоения,  ухудшением общего самочувствия. Приоритетом становится общение со сверстниками. Учеба теряет свою значимость и интерес. В этом возрасте активно развивается самосознание, подростка волнуют вопросы о себе. Парадокс сознания подростка в том, что он не хочет «быть как все», но в то же время боится «быть не таким как все». Важное значение приобретает внеучебная деятельность. Многие подростки серьезно занимаются спортом, искусством, изучают IT- технологии. Приоритетными становится та деятельность, которая одобряется сверстниками. Заслужить авторитет и уважение сверстников – желанная цель многих подростков. Поэтому именно в подростковом возрасте есть большая вероятность совершения правонарушений. Родителям необходимо знать с кем общается их ребенок вне школы, чем занимаются, увлекаются друзья и подруги. Хорошо, если родители подростков из одной компании  знакомы друг с другом и могут сообща контролировать времяпровождение детей. Ошибка родителей в том, что они «опускают руки» в процессе воспитания, конфликтуют с ребенком, навязывают своё мнение, не разобравшись в желаниях ребенка, обсуждают его с другими людьми, критикуют при сверстниках. Если ранее были проблемы в воспитании и общении родителей и детей, то в подростковом возрасте они обостряются.

  1. Советы родителям как наладить общение с подростком:
  • Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
  • Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
  • Пригласите друзей (подруг) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок.
  • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви, о друзьях – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
  • Если Вы сумеете установить доверительные отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать поведение, но и влиять на его поступки.
  • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Юношеский возраст (16-18)

  1. «Кем быть и каким быть?»

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. 

  1. Поиск себя и своего места в мире. Выбор профессии. Подчинение учебы и увлечений будущей профессии. Саморазвитие и самосовершенствование. Взрослые (родители, педагоги) воспринимаются как старшие товарищи, которые могут дать совет.

  1. Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку  учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения. Дружеские отношения становятся более избирательными, тесными.

В ранней юности сильнее, чем в предыдущие возрастные этапы, проявляется потребность в уединении. В уединении проигрываются роли, которые им недоступны в реальной жизни.

Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

  1. Советы родителям:
  •  Помогайте определять способности юноши, которые могут повлиять на выбор ими профессии.
  • Помогайте в профессиональном и нравственном самоопределении. Именно помогайте, а не навязывайте свое видение.
  • Не оставайтесь равнодушными к развитию межличностных отношений, дружбе, творческой деятельности.
  • Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспевали.
  • Не оставляйте  без внимания свободное время юноши, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
  •  Давайте почувствовать юноше, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность, даже по отдельным вопросам.
  • Организуйте комфортные условия для ребенка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

 Подготовка к ЕГЭ.        

  • Изучите вопрос о процедуре проведения экзаменов. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям.
  • Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
  • Важно помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
  • Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
  • Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Не допускайте перегрузок. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
  • Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!