Психологический практикум для педагогов по профилактике профессионального выгорания

Калиянц Инна Владимировна

Цель: профилактика профессионального выгорания, профилактика психологического здоровья педагогов в целом.

Задачи: знакомство с понятием профессионального выгорания, его характеристиками; выявление педагогов склонных к эмоциональному выгоранию; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Психологический практикум для педагогов

по профилактике профессионального выгорания

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2023

Психологический практикум для педагогов по профилактике профессионального выгорания

Цель: профилактика профессионального выгорания, профилактика психологического здоровья педагогов в целом.

Задачи: знакомство с понятием профессионального выгорания, его характеристиками; выявление педагогов склонных к эмоциональному выгоранию; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.

План занятия:

1. Обсуждение групповых норм и правил.

2. Семинар, с целью изучения понятия профессионального выгорания, его признаков и способов профилактики.

3. Тренинговые упражнения.

4. Диагностика, с целью выявления педагогов близких к выгоранию.

5. Рефлексия. Подведение итогов и пожелания.

6. Раздача памяток по профилактике эмоционального выгорания.

Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ.

Продолжительность: 2 часа.

Приветствие и вводное слово

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Сегодня они такие: активно участвуем в предлагаемых упражнениях, говорим от своего лица «я думаю», внимательно слушаем друг друга, не стесняемся, помним, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.

Наше занятие будет состоять из нескольких частей: теоретическая часть, диагностическая и практическая части, а также рефлексия.

Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют, как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

Эмоциональное и профессиональное выгорание тесно взаимосвязаны друг с другом. Если эмоциональное выгорание проявляется нарастающим эмоциональным истощением и влечет за собой личностные изменения в сфере общения с людьми, то при у человека появляется циничное отношение к работе и к людям с ней связанным.

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно - это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с колегами. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с воспитанниками. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии других людей. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Профилактика и помощь при выгорании

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»?

- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

- Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления. Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий, помните: необходима специальная работа по реагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей, и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Тренинговые упражнения

Упражнение «Имена-качества»

Цель: знакомство, сплочение коллектива.

Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя, а сидящие рядом коллеги подбирают для каждого участника положительные качества на 1-ю букву имени. Например, «Я – Ирина - изобретательная, искренняя, игривая».

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установление контакта, снять напряжение.

Оборудование: цветные карточки (несколько штук одного цвета).

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у вас сейчас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, который больше всего нравится в данный момент.

Ключ: Синий – спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчение.

Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – покой, стабильность, необходимость в домашнем уюте.

Желтый – активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.

Черный – защищенность, скрытность, желание «уйти в свой внутренний мир».

Упражнение «Субъективная минута» М. Литвак

Цель: выявление уровня тревожности.

Оборудование: секундомер, синяя и желтая карточки.

«По моему сигналу начинайте отсчитывать про себя одну минуту. Я засеку минуту по секундомеру. Для чистоты эксперимента не смотрите на часы. Через какое-то время я подниму желтую карточку, затем через определенный промежуток – синюю карточку. Вы же не останавливайтесь, пока не досчитаете свою минуту. Запомните в каком промежутке закончится ваша минута».

Ключ: до 45 секунд - повышенная тревожность. Здесь речь, скорее, идет уже не о тревоге, а о страхе или острой (свежей) тревоге.  

45 - 55 секунд - легкая тревожность (желтая карточка). Это уровень настороженности, собственно тревоги, замешательства.

55 - 60 секунд - норма, либо тревожность отсутствует, либо вы реально устали (синяя карточка).

Упражнение «Слон»

Цель: создание позитивной рабочей атмосферы.

Оборудование: по 2 карточки с названиями животных.

Участники садятся в круг. Ведущий раздаёт участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. «К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “слон”, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано “cлон”».

Ведущий раздаёт карточки (если в группе не четное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ни чего говорить и издавать характерные звуки. “вашего животного”. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча».

Упражнение «Оценка уровня профессионального выгорания»

Цель: выявление склонности педагогов к профессиональному выгоранию.

Оборудование: анкеты, ручки.

Каждый педагог заполняет полученную анкету.

Ключ: ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» – 4 балла;

«часто» – 3 балла;

«иногда» – 2 балла;

«редко» – 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: сброс мышечного напряжение, разрядка обстановки.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец кистей рук, танец рук, танец головы, танец плеч, танец живота, танец ног, танец бедер.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности, сплочение группы.

Оборудование: магнитная доска, маркер, самоклеящиеся стикеры, ручки для каждого участника.

Участникам необходимо написать на листочках одного цвета минусы своей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия: Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие напряжения.

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

На этом наше тренинговое занятие завершается! Давайте поделимся своими впечатлениями и сделаем заключительные выводы:

Чтобы профилактировать эмоциональное выгорание старайтесь следовать трем девизам:

1.        Качественный отдых – «Отдых - всему голова!

2.        Пробуждение силы тела – «Движение – жизнь!»

3.        Удовольствие от мелочей жизни – «Мелочь – а приятно!».

* в конце занятия всем участникам раздаются комплиментарные подарки и памятки «Профилактика эмоционального выгорания».

Спасибо за внимание!