Тренинг . Тревога-способы самоподдержки.

Игнатова  Наталья Викторовна

Информационно-просветительское мероприятие, в рамках психологической подготовки учащихся к ОГЭ, с элементами тренинга на тему

«Тревога»- способы самоподдержки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_._trevoga-sposoby_samopodderzhki.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-просветительское мероприятие,

в рамках психологической подготовки учащихся к ОГЭ, с элементами тренинга на тему

«Тревога»- способы самоподдержки».

                                                          Составила:

педагог-психолог

первой категории                                                                                          

МАОУ гимназии №1

 города Калининграда

Игнатова Н.В.

 

Аудитория: не более 15 учащихся, такое количество участников дает необходимый энергетический запас, создает и поддерживает необходимый потенциал группы.

Субъект мероприятия- обучающиеся 9  классов, испытывающие тревожность.

Цель мероприятия – формирование через тренинг у обучающихся 9 классов основ уверенности в себе, умению справлять с тревогой, ориентация на позитивное восприятие предстоящего ОГЭ.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развитие психологической устойчивости в условиях трудных жизненных ситуаций;

- овладение приемами самоподдержки   и помощи себе в период подготовки к ОГЭ;

- в ходе мероприятия снижение тревоги.

Предметные результаты:

- сформированность представлений о тревоге  и самопомощи  ;

- знания и способы творческой социальной деятельности;

-  позитивное восприятие ситуации подготовки к ОГЭ;

Метапредметные  результаты:     

-бережное отношение учащихся к своему психологическому здоровью;

-умение работать с информацией и устанавливать причинно-следственные связи;

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

-умение с достаточной четкостью выражать свои мысли;

-проявление отзывчивости к людям, испытывающим тревогу.

Ход тренинга

  1. Ритуал приветствия.

Звучит спокойная, классическая музыка, стоят 6 стульев, доска на магнитах и распечатанные рекомендации на столике.

Добрый день, уважаемые участники нашей встречи. Предлагаю представится следующим образом, 1. назвать свое имя , 2. что необычного произошло с Вами за последний месяц,3. Какую эмоцию испытали : начнем с меня и далее по часовой стрелке: мое имя Наталья Викторовна, неделю назад я посетила проект  Драматического театра и прокатилась с невидимыми актерами на театральном трамвае,  эмоция удивление

  1. Составление правил работы в группе

Для того, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла интересно и полезно, предлагаю всем принять ряд правил, необходимых для работы.

Обязательные правила: конфиденциальность, активность, возможность высказать свое мнение, отсутствие негативных высказываний.

Кто принимает правила поднимите левую руку. Спасибо.

  1. Введение в ход тренинга

Предлагаю посмотреть мультфильм, который мы затем обсудим.

Что испытывает человек из видео-фильма? Тревогу?? Как это проявляется? Учащенное сердцебиение, неусидчивость, потоотделение.

Тревога «досталась» нам, как и другие эмоции, в наследство от далеких предков. В древние времена было много опасностей. Человеческий мозг устроен так, чтобы поскорее вычислить угрозу и успешно ей противостоять. Эмоции являются базовыми и необходимы для выживания. Знакомится с этой эмоцией, проживать ее, давать ей выход-все это необходимо.

Выделяют здоровую (адаптивную тревогу)-с ней сталкиваются все люди, она длится недолго, не особо мешает нам делать то, что нужно, и проходит, когда ситуация благополучно разрешается. На смену чувству беспомощности приходит уверенность в себе и своих силах.

Нездоровая тревога- «Приступы» более интенсивные и длительные. Масштабы предполагаемой «катастрофы» чрезмерно преувеличены.

 Сегодня мы встретились, чтобы по-новому взглянуть на некоторые ситуации и научится справляться с тревогой. Как быть с тем, что находится не в зоне нашего контроля? Научится приемам самопомощи.

Пожалуйста, выберите из перевёрнутых карточек «Способы самоподдержки», прочтите   и расскажите группе, подходит ли Вам эти способы:

Способ поддержать себя с помощью органа чувств-

 ЗРЕНИЯ:

  1. Купите красивый цветок
  2. Смотрите на звезды вечером
  3. Зажгите свечу и наблюдайте за пламенем
  4. Сходите в музей или антикварный магазин
  5. Погуляйте в приятной, для Ваших глаз части города

Способ поддержать себя с помощью органа чувств-

СЛУХА:

  1. Обратите внимание на звуки природы (волны, пение птиц, ливень, шелест деревьев)
  2. Обратите внимание на звуки города (движение, сигналы автомашин, городская музыка)
  3. Будьте внимательны к любым звукам, которые вы слышите, позволяя им войти в одно ухо и выйти из другого
  4. Создайте плейлист с музыкой, которая поддержит вас в трудную минуту
  5. Пойте ваши любимые песни, прислушиваясь к своему голосу

Способ поддержать себя с помощью органа чувств-

ОБОНЯНИЯ:

  1. Используйте ваши любимые мыло, шампунь, лосьон
  2. Зажгите ароматические свечи
  3. Вдохните аромат кофе из пакета или банки
  4. Побрызгайте лимонное масло воздухе комнаты
  5. Откройте  окно и почувствуйте запах воздуха

Способ поддержать себя с помощью органа чувств-

ОСЯЗАНИЯ:

1.Примите ванну или душ

2. Приласкайте свое домашнее животное

3. Намажьте тело лосьоном или кремом

4. Обнимите близкого человека

5. Завернитесь в мягкое пушистое одеяло

Способ поддержать себя с помощью органа чувств-

ВКУСА

  1. Выпейте свой любимый напиток (травяной чай, смузи)
  2. Приготовьте и съешьте вашу детскую еду (макароны с сыром, например)
  3. Распробуйте новую конфету
  4. Попробуйте по-настоящему прочувствовать вкус еды, осознанно съешьте   блюдо.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«СПИСОК ПОМОЩИ»

Составьте список людей, которые могут вам помочь. И рядом укажите ту помощь, которую человек готов вам оказать. Это может быть физическая или психологическая помощь, кто-то может посоветовать, а кто-то - посидеть с детьми. Эти знания дают ощущения, что вы не один, а это значит, что проще справиться с происходящим вокруг.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«МОКРЫЙ ПЕС»

Эта прекрасная возможность, которая помогает снять излишнее напряжение в теле. Представьте, что вы собака и вся ваша шерсть промокла под дождем. Резко и интенсивно стряхните всю воду с себя. С каждой клеточки вашего тела. Не забывайте про руки и ноги, про спину, плечи и голову. Они напрягаются в первую очередь.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«ПЛАСТИЛИН-ПОМОЩНИК»

Если под рукой есть кусок пластилина, а внутри вас тревога, попробуйте это упражнение. Слепите свою эмоцию. Даже если получилось не похоже, вы сами можете в своей фантазии дорисовать необходимые черты. Готово? А теперь сомните кусок пластилина! Это позволит выплеснуть застоявшиеся в вас эмоции экологичным способом.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«ПОСТУЧИМ»

Когда внутри есть непреодолимое желание двигаться, бежать, снять напряжение, но такой возможности нет, то положите свои руки кулачками или ладошками на колени и с силой постучите. Поставьте таймер и выполняйте это упражнение 2-3 минуты.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«5 ПРЕДМЕТОВ»

Попробуйте   простую технику. Осмотритесь вокруг и выберете пять предметов одного цвета, которые вас окружают. Теперь найдите пять звуков, которые есть вокруг. Это может быть что угодно: тиканье часов, пение птиц, звук дыхания. Теперь найдите пять ощущений своего тела. Возможно где-то вы чувствуете холод, а где-то напряжение. Поисследуйте мир вокруг себя и себя в нем. Это очень помогает.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«СДВИНЬ СТЕНУ»

Когда вы испытываете тревогу, подойдите к стене и упритесь в нее ладонями. Давите изо всех сил так, как будто вы пытаетесь ее сдвинуть. Давите до тех пор, пока ваши силы не иссякнут.

Способ поддержать себя с помощью упражнения

«ПОДРОЖИМ»

Полезное упражнение – напрячь все тело целиком. Представьте, что вас подключили к электричеству прямо сейчас. Всё ваше тело напряглось по максимуму каждая клеточка, каждая мышца. Держите себя и даже можете специально дрожать. Когда будет уже невмоготу, напрягитесь еще чуть-чуть сильнее и досчитайте до 10 и только затем полностью расслабьтесь.

  1. Упражнение, показывающее включенность в тренинг «Я знал, я узнал»

Предлагаю обобщить информацию, которые мы получили на сегодняшней встрече следующим образом:

Я называю свое имя и один способ, который мне помогает или поможет справится с возможной тревогой. Начну с себя: меня зовут Наталья Викторовна, я педагог-психолог гимназии, при проявлении тревоги я фокусируюсь на «Здесь и сейчас», задаю себе вопросы «Мне сейчас что-то прямо сейчас угрожает? Или я беспокоюсь о том, что возможно не произойдет».

  1. Ритуал прощания 

Благодарю Вас за активное отношение в ходе встречи и хотелось бы вручить Вам приглашение для участия в мероприятии, которое запланировано на вторник 14 марта, в 13.00 для обучающихся 4 классов, в результате диагностики которых выявилась тревога. Вы сами писали Всероссийские проверочные работы, приглашаю поделится своим опытом и способами самоподдержки.  До встречи на мероприятии.