Тренинг . Тревога-способы самоподдержки.
Информационно-просветительское мероприятие, в рамках психологической подготовки учащихся к ОГЭ, с элементами тренинга на тему
«Тревога»- способы самоподдержки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_._trevoga-sposoby_samopodderzhki.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-просветительское мероприятие,
в рамках психологической подготовки учащихся к ОГЭ, с элементами тренинга на тему
«Тревога»- способы самоподдержки».
Составила:
педагог-психолог
первой категории
МАОУ гимназии №1
города Калининграда
Игнатова Н.В.
Аудитория: не более 15 учащихся, такое количество участников дает необходимый энергетический запас, создает и поддерживает необходимый потенциал группы.
Субъект мероприятия- обучающиеся 9 классов, испытывающие тревожность.
Цель мероприятия – формирование через тренинг у обучающихся 9 классов основ уверенности в себе, умению справлять с тревогой, ориентация на позитивное восприятие предстоящего ОГЭ.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие психологической устойчивости в условиях трудных жизненных ситуаций;
- овладение приемами самоподдержки и помощи себе в период подготовки к ОГЭ;
- в ходе мероприятия снижение тревоги.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о тревоге и самопомощи ;
- знания и способы творческой социальной деятельности;
- позитивное восприятие ситуации подготовки к ОГЭ;
Метапредметные результаты:
-бережное отношение учащихся к своему психологическому здоровью;
-умение работать с информацией и устанавливать причинно-следственные связи;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
-умение с достаточной четкостью выражать свои мысли;
-проявление отзывчивости к людям, испытывающим тревогу.
Ход тренинга
- Ритуал приветствия.
Звучит спокойная, классическая музыка, стоят 6 стульев, доска на магнитах и распечатанные рекомендации на столике.
Добрый день, уважаемые участники нашей встречи. Предлагаю представится следующим образом, 1. назвать свое имя , 2. что необычного произошло с Вами за последний месяц,3. Какую эмоцию испытали : начнем с меня и далее по часовой стрелке: мое имя Наталья Викторовна, неделю назад я посетила проект Драматического театра и прокатилась с невидимыми актерами на театральном трамвае, эмоция удивление
- Составление правил работы в группе
Для того, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла интересно и полезно, предлагаю всем принять ряд правил, необходимых для работы.
Обязательные правила: конфиденциальность, активность, возможность высказать свое мнение, отсутствие негативных высказываний.
Кто принимает правила поднимите левую руку. Спасибо.
- Введение в ход тренинга
Предлагаю посмотреть мультфильм, который мы затем обсудим.
Что испытывает человек из видео-фильма? Тревогу?? Как это проявляется? Учащенное сердцебиение, неусидчивость, потоотделение.
Тревога «досталась» нам, как и другие эмоции, в наследство от далеких предков. В древние времена было много опасностей. Человеческий мозг устроен так, чтобы поскорее вычислить угрозу и успешно ей противостоять. Эмоции являются базовыми и необходимы для выживания. Знакомится с этой эмоцией, проживать ее, давать ей выход-все это необходимо.
Выделяют здоровую (адаптивную тревогу)-с ней сталкиваются все люди, она длится недолго, не особо мешает нам делать то, что нужно, и проходит, когда ситуация благополучно разрешается. На смену чувству беспомощности приходит уверенность в себе и своих силах.
Нездоровая тревога- «Приступы» более интенсивные и длительные. Масштабы предполагаемой «катастрофы» чрезмерно преувеличены.
Сегодня мы встретились, чтобы по-новому взглянуть на некоторые ситуации и научится справляться с тревогой. Как быть с тем, что находится не в зоне нашего контроля? Научится приемам самопомощи.
Пожалуйста, выберите из перевёрнутых карточек «Способы самоподдержки», прочтите и расскажите группе, подходит ли Вам эти способы:
Способ поддержать себя с помощью органа чувств-
ЗРЕНИЯ:
- Купите красивый цветок
- Смотрите на звезды вечером
- Зажгите свечу и наблюдайте за пламенем
- Сходите в музей или антикварный магазин
- Погуляйте в приятной, для Ваших глаз части города
Способ поддержать себя с помощью органа чувств-
СЛУХА:
- Обратите внимание на звуки природы (волны, пение птиц, ливень, шелест деревьев)
- Обратите внимание на звуки города (движение, сигналы автомашин, городская музыка)
- Будьте внимательны к любым звукам, которые вы слышите, позволяя им войти в одно ухо и выйти из другого
- Создайте плейлист с музыкой, которая поддержит вас в трудную минуту
- Пойте ваши любимые песни, прислушиваясь к своему голосу
Способ поддержать себя с помощью органа чувств-
ОБОНЯНИЯ:
- Используйте ваши любимые мыло, шампунь, лосьон
- Зажгите ароматические свечи
- Вдохните аромат кофе из пакета или банки
- Побрызгайте лимонное масло воздухе комнаты
- Откройте окно и почувствуйте запах воздуха
Способ поддержать себя с помощью органа чувств-
ОСЯЗАНИЯ:
1.Примите ванну или душ
2. Приласкайте свое домашнее животное
3. Намажьте тело лосьоном или кремом
4. Обнимите близкого человека
5. Завернитесь в мягкое пушистое одеяло
Способ поддержать себя с помощью органа чувств-
ВКУСА
- Выпейте свой любимый напиток (травяной чай, смузи)
- Приготовьте и съешьте вашу детскую еду (макароны с сыром, например)
- Распробуйте новую конфету
- Попробуйте по-настоящему прочувствовать вкус еды, осознанно съешьте блюдо.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«СПИСОК ПОМОЩИ»
Составьте список людей, которые могут вам помочь. И рядом укажите ту помощь, которую человек готов вам оказать. Это может быть физическая или психологическая помощь, кто-то может посоветовать, а кто-то - посидеть с детьми. Эти знания дают ощущения, что вы не один, а это значит, что проще справиться с происходящим вокруг.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«МОКРЫЙ ПЕС»
Эта прекрасная возможность, которая помогает снять излишнее напряжение в теле. Представьте, что вы собака и вся ваша шерсть промокла под дождем. Резко и интенсивно стряхните всю воду с себя. С каждой клеточки вашего тела. Не забывайте про руки и ноги, про спину, плечи и голову. Они напрягаются в первую очередь.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«ПЛАСТИЛИН-ПОМОЩНИК»
Если под рукой есть кусок пластилина, а внутри вас тревога, попробуйте это упражнение. Слепите свою эмоцию. Даже если получилось не похоже, вы сами можете в своей фантазии дорисовать необходимые черты. Готово? А теперь сомните кусок пластилина! Это позволит выплеснуть застоявшиеся в вас эмоции экологичным способом.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«ПОСТУЧИМ»
Когда внутри есть непреодолимое желание двигаться, бежать, снять напряжение, но такой возможности нет, то положите свои руки кулачками или ладошками на колени и с силой постучите. Поставьте таймер и выполняйте это упражнение 2-3 минуты.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«5 ПРЕДМЕТОВ»
Попробуйте простую технику. Осмотритесь вокруг и выберете пять предметов одного цвета, которые вас окружают. Теперь найдите пять звуков, которые есть вокруг. Это может быть что угодно: тиканье часов, пение птиц, звук дыхания. Теперь найдите пять ощущений своего тела. Возможно где-то вы чувствуете холод, а где-то напряжение. Поисследуйте мир вокруг себя и себя в нем. Это очень помогает.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«СДВИНЬ СТЕНУ»
Когда вы испытываете тревогу, подойдите к стене и упритесь в нее ладонями. Давите изо всех сил так, как будто вы пытаетесь ее сдвинуть. Давите до тех пор, пока ваши силы не иссякнут.
Способ поддержать себя с помощью упражнения
«ПОДРОЖИМ»
Полезное упражнение – напрячь все тело целиком. Представьте, что вас подключили к электричеству прямо сейчас. Всё ваше тело напряглось по максимуму каждая клеточка, каждая мышца. Держите себя и даже можете специально дрожать. Когда будет уже невмоготу, напрягитесь еще чуть-чуть сильнее и досчитайте до 10 и только затем полностью расслабьтесь.
- Упражнение, показывающее включенность в тренинг «Я знал, я узнал»
Предлагаю обобщить информацию, которые мы получили на сегодняшней встрече следующим образом:
Я называю свое имя и один способ, который мне помогает или поможет справится с возможной тревогой. Начну с себя: меня зовут Наталья Викторовна, я педагог-психолог гимназии, при проявлении тревоги я фокусируюсь на «Здесь и сейчас», задаю себе вопросы «Мне сейчас что-то прямо сейчас угрожает? Или я беспокоюсь о том, что возможно не произойдет».
- Ритуал прощания
Благодарю Вас за активное отношение в ходе встречи и хотелось бы вручить Вам приглашение для участия в мероприятии, которое запланировано на вторник 14 марта, в 13.00 для обучающихся 4 классов, в результате диагностики которых выявилась тревога. Вы сами писали Всероссийские проверочные работы, приглашаю поделится своим опытом и способами самоподдержки. До встречи на мероприятии.