Описание системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы

Кречетова Татьяна Владимировна

Описание модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_psih-ped_soprovozhdeniya.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Описание модели психолого-педагогического сопровождения

участников образовательного процесса,

реализуемой в МБОУ «КСОШ №1»

Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «КСОШ № 1» в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы «Успешное образование: единство обучающих и воспитывающих технологий».

Главная цель программы развития МБОУ «КСОШ № 1» - создание условий организации образовательного процесса для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования посредством взаимной интеграции обучающих и воспитывающих педагогических технологий.

Приоритетом образовательного процесса, организованного в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), наряду с высоким качеством образования является физическое, психическое, нравственное и социальное здоровье обучающихся.  

Выдвигая принципиально новые требования к гуманизации и индивидуализации образования, ФГОС существенно изменяют всю образовательную ситуацию в школе. Первоочередными задачами становятся: создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, индивидуализация образовательных маршрутов, системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию.

Все эти задачи невозможно решить без эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, родителей и педагогов, без повышения психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение в школе - это определенная идеология работы, метод, система профессиональной деятельности специалистов сопровождения (педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей), направленная на создание оптимальных социально-психологических условий интеллектуального и личностного развития обучающихся, а также содействие их самоопределению и социализации.

Выбор «стратегии сопровождения» продиктован своеобразием образовательного пространства школы, целями и задачами, методами работы педагогического коллектива.

Организуя психолого-педагогическое сопровождение, мы исходим из позиций, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли, собственного желания, поэтому в организации собственной работы ориентируемся не на объект, а на работу с объектом, где объектом выступает образовательный процесс, предметом - социально-психологические условия. Педагоги, психологи, родители не воздействуют на ученика своими специфическими способами и приемами, а взаимодействуют с ним, рассматривая различные пути решения тех или иных проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность, которая задается ценностями, задачами и методами личностного самоопределения школьника, задачами профессионального и личностного роста педагога и ведет к изменению отношения участников образовательного процесса к самому себе, друг другу, к изменению образовательного пространства, деятельности в нем.

Психолого-педагогическое сопровождение решает проблему соорганизации деятельности всех участников образовательного процесса, где педагоги, психолог и другие специалисты  - соратники в разработке стратегии сопровождения ученика, нахождения наилучшего сочетания приспособления школьной среды к ученику и ученика к школьной среде.

Схема взаимодействия субъектов системы психолого-педагогического сопровождения схема модель взаимодействия системы сопровождения

Роль педагога среди участников сопровождения основная. Он организатор последовательного продвижения ребенка по пути интеллектуального и этического развития.

Психолог помогает субъектам образовательного процесса наладить взаимодействие, освоить индивидуально-значимые и ценностные методы познания, общения, понимания себя и других, осуществления осознанного выбора.

Родитель исполняет роль носителя определенных микрокультурных ценностей, его воздействия носят регулирующий характер.

Результатом взаимодействия участников образовательного процесса является модернизация образовательной среды.

Практика показывает, что взаимодействие, сотрудничество специалистов психолого-педагогического сопровождения невозможно, если не определена общая цель деятельности.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для физического, интеллектуального, личностного и социального развития обучающихся.

Способы организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с субъектами образовательного процесса:

- различные виды педсоветов (деловая игра, круглый стол, дискуссия, семинары, творческие отчеты, методические дни и т.д.),

- совещания, советы, конференции, мероприятия, проводимые для учащихся и родителей, на которых педагоги, психолог и другие специалисты выступают как равные участники.

Основная форма совместной работы педагогов - творческие группы.

Большое значение в модели сопровождения имеет психолого-педагогический  консилиум, т.к. эта форма педсовета наиболее полно обеспечивает единый подход в учебно-воспитательной работе к конкретным ученикам, делает знания об учащемся более разносторонними и объективными. Это позволяет более конкретно планировать задачи и программу помощи отдельному учащемуся.

Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет директор школы. Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре школы согласно плану работы.

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

- администрация школы,

- педагог-психолог,

- социальный педагог,

- классные руководители,

- учителя-предметники.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников школы;

технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Педагог-психолог школы играет в реализации данной модели ведущую роль, осуществляя следующие направления деятельности:

Психологическое сопровождение учащихся

  • Мониторинг психологического развития учащихся;
  • Содействие адаптации учащихся к новым условиям;
  • Развивающая и профилактическая деятельность;
  • Консультационно-коррекционная деятельность;
  • Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении.

Повышение активности семьи как субъекта образовательной среды

  • Индивидуальное консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
  • Взаимодействие с родителями для выработки единой воспитательной стратегии;
  • Психологическое просвещение родителей.

Психологическая поддержка педагогической деятельности

  • Взаимодействие с педагогами по вопросам обучения, развития и воспитания;
  • Работа со стрессовыми состояниями педагогов;
  • Совместный поиск способов психолого-педагогической поддержки учащихся.

Пути реализации

Модель психолого-педагогического сопровождения реализуется через:

- программу адаптационных мероприятий на всех этапах школьного обучения;

- программу воспитания и социализации обучающихся;

- программу сопровождения одаренных детей

- программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Планируемые результаты

  • Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся;
  • Создание мониторинга психологического статуса обучающихся;
  • Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, будут способствовать их самореализации и самоопределению;
  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся;
  • Своевременное выявление и профилактика затруднений участников образовательного процесса в ходе реализации ФГОС;
  • Создание психологически безопасной образовательной среды.

Способы отслеживания результата

Эффективность сопровождения оценивается в ходе анализа результатов внутришкольного мониторинга.