"Левшество и леворукость"

Зеленова Ольга Шотовна

С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и дивиантное поведение.В то же врем, существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levshestvo_i_levorukost.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Феномен левшества давно известен в психологии. Под левшеством понимается левосторонняя асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов (руки, ноги, глаза, уши). 

У левшей не автоматизированы понятия «право» - «лево», поэтому они читают, пишут букву, цифру или слово в любом направлении. Если нужно рассмотреть и скопировать большой рисунок, к этим трудностям добавляется хаотичность и фрагментарность восприятия. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно свободного места. Необходимо различать понятия "леворукость" и "левшество". Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). 

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или “наследственной” леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него “компенсаторная” леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Понять, что Ваш малыш левша можно в возрасте от 3х до 5 лет. Более достоверная информация с помощью этого теста, будет получена, только если ребенку исполнилось 5 лет. До этого доминантность правой или левой руки может меняться.

1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.

2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.

3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л.

4. Аплодисменты. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий.

Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.

За счет того, что левшам в какой-то мере приходится приспосабливаться к миру правшей, они становятся гораздо выносливее и успешны в творческих работах. К преимуществам этих детей можно отнести абстрактность мышления и активное использование образов. Если у ребенка не хватает логики что-то объяснить – он это додумает.

У левшат отлично развита координация движений, они прекрасно владеют телом. Леворукие дети добиваются успехов в боксе и других видах единоборств, фехтовании, большом теннисе, имеют способности к перевоплощению, живописи, литературному жанру.