"Семья – начало всех начал"

Захарова Марина Геннадиевна

 

План-конспект внеклассного мероприятия по теме:

«Семья – начало всех начал»

 

Форма проведения: классный час - беседа

Цель: выяснить важную роль семьи для человека и воспитать у себя ответственное отношение к семье, способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи.

Задачи:

Образовательная:

- определить признаки счастливой семьи;

- раскрыть основные принципы существования и сохранения счастливой семьи;

- определить роль членов семьи.

Воспитывающие:

- воспитывать у кадет чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству;

- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;

- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.

Развивающие:

- обратить внимание на нравственные аспекты воспитания в семье, формировать культуру общения;

- развивать способность к критическому осмыслению различных трактовок военных событий;

- развивать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование, оформление, реквизиты: телевизор, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Методы работы

Этапы мероприятия, на которых технологии применяются

Элементы технологии коллективного творчества

Метод исходной мотивации

Вступление

Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии

Метод общения

Основная часть воспитательного мероприятия

Элементы кейс-технологии

Метод коллективного анализа ситуаций

Заключение и рефлексия

План мероприятия:

  1. Вступление.
  2. Основной этап.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

             Л.Н. Толстой

(слайд № 1)

         

  1. Вступление.

Педагог: Добрый день!

Сегодня мы погорим о семье, узнаем, семейные традиции наших предков.  – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, патриотизму и умению служить Отечеству. (Слайд № 2).

Педагог: Сейчас я вам прочитаю короткую притчу.

«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик.

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.

- Посмотри! - сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по настоящему счастливым».

Педагог: Почему мальчик стал счастливым?

Ответы воспитанников.

Педагог: Вы абсолютно правы – он стал счастливым потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

 

  1. Основной этап.

 

Педагог: Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.          Некоторые ученые утверждает, что древнюю семью породили забота и верность.

Семью создали мужчины - добытчики и их верные спутницы. Пещерных красавиц привлекали мужчины - добытчики, верность которым женщины хранили всю жизнь. Конкуренция за наиболее привлекательных женщин отнимала у наших предков массу времени и сил. В какой-то момент истории человечества женщины перестали обращать внимание на брутальных (красивых) мужчин. Они поняли, что гораздо комфортнее будет иметь отношения с хорошим добытчиком — тем, который сможет обеспечить пропитанием и себя, и избранницу.

Согласно этой стройной теории получается, что основу современного образа жизнь заложили трудолюбивые мужчины и верные женщины. Вот так появилась семья.

Семья – начало всех начал. Это означает, что в семье закладывались и закладываются нравственные основы у будущего поколения.

Педагог: Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуги) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать».

Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть.

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.

Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами?

Педагог: Примеров воспитания любви к своему Отечеству в истории нашего Отечества очень много, но я предлагаю сегодня вам познакомиться с историей одной краснодарской семьи – семьи Игнатовых.

Педагог: В этом году мы отмечали 75 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Боевые действия проходили и на Кубани.

В годы оккупации (июль 1942-октябрь 1943 гг.) на территории Краснодарского края активно сражались с врагом партизанские отряды и подпольные группы. В партизаны уходили, случалось, целыми семьями. Всего за время войны на Кубани было создано и успешно действовало 85 партизанских отрядов. Но был среди этих отрядов уникальный, такой, какого не было больше нигде во время Великой Отечественной войны. Действовал он на территории Краснодарского края с 6 августа 1942 по 17 февраля 1943 года.

Необычность этого отряда состояла в том, что участниками его были научные и инженерно-технические работники — 36 из 58 бойцов этого отряда имели высшее образование, а четверо даже обладали учёными степенями. Командиром отряда был 58-летний директор Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности Пётр Карпович Игнатов, имевший среди партизан позывной «Батя» (Слайд № 3). В отряде вместе с ним воевали его жена Елена Ивановна и два сына — Евгений и Гений.

Петр Карпович Игнатов был старым большевиком-подпольщиком, активным участником Октябрьской революции и Гражданской войны, помогал установлению Советской власти на Кубани. Его жена Елена Ивановна, медик по образованию, тоже член партии большевиков — была верным и надежным спутником своего мужа-революционера, человеком большой сердечной теплоты. Вместе они вырастили и воспитали трех замечательных сыновей, двое из которых — Евгений и Гений героически погибли во время выполнения боевого задания, отдав свои жизни за свободу советского народа.

До войны это была мирная инженерская семья, каких много было в Краснодаре. Глава ее, Петр Карпович Игнатов, механик по профессии и сын механика, своих мальчиков — Евгения, Валентина и Геннадия — тоже направил по этой, как бы уже ставшей наследственной дороге.

Старший сын Игнатовых (Слайд № 4), Евгений, родился в 1915 году, окончил школу № 98 города Краснодара, учился во Всесоюзном институте маслобойно-маргариновой промышленности, после окончания института работал инженером на комбинате «Главмаргарин». В 1939 году вступил в ВКП(б).

Средний сын, Валентин, служил в армии.

Самый младший (Слайд № 5) — Гений (Геннадий) Игнатов родился в 1925 г. и успел окончить только 8 классов школы № 98 города Краснодара, как началась война.

Петр Карпович собрал сыновей на совет. Решено было готовиться к партизанской борьбе. Все втроем прошли курсы минеров, вовлекли в изучение минного дела товарищей по работе и, сохраняя замысел в тайне от самых близких людей, постепенно сколотили небольшой, но дружный, прекрасно подготовленный, хорошо знающий кубанские места отряд.

Когда же в 1942 году опасность действительно стала угрожать непосредственно Кубани, Петр Карпович Игнатов вывел в горы отряд, в котором 80 процентов бойцов имели высшее или среднее образование. Одних инженеров, товарищей Евгения, было 11 человек, да еще шесть директоров заводов, так что отряд смело можно было назвать отрядом советской интеллигенции. С отрядом, в качестве старшей медицинской сестры, пошла и Елена Ивановна Игнатова.

Никто, в том числе и опытнейший командир П. К. Игнатов, не представлял тогда всех трудностей, с которыми придется иметь дело инженерам–партизанам. И уже тем более никто не сказал бы тогда, что городские инженеры в возрасте за 30–35 лет окажутся замечательными бойцами и что по обилию профессий их будет не 55, а по крайней мере 100.

То обстоятельство, что в отряде преобладали люди точных профессий, сразу сказалось в положительном смысле. Они ценили время и умели им пользоваться как боевым фактором.

8 августа 1942 года отряд вышел из Краснодара, а 20 августа уже была совершена первая операция, в ней убито 10 и ранено 17 немцев без единой потери со своей стороны. Вторая операция 25 августа, третья — спустя пять дней, и в таких темпах вся борьба до февраля 1943 года, когда отряд вернулся в родной Краснодар, неся на знамени имена братьев Игнатовых и славу подвигов, уже ставших легендарными. Пятьдесят пять, а впоследствии пятьдесят партизан (трое погибли, а двое были расстреляны немцами) уложили в кубанскую землю около 2 тысяч фашистов, взорвали четыре поезда, восемь бронемашин, 30 грузовиков, два железнодорожных и шесть шоссейных мостов и ранили не менее 3 тысяч гитлеровских мерзавцев.

Пятьдесят пять, в их числе шесть женщин, тоже городских жительниц, как и мужчины! Всего–навсего пятьдесят! С августа 1942 года по февраль 1943 года игнатовцы потеряли пятерых. Но среди погибших были лучшие, сильнейшие, активнейшие — это оба брата Игнатовы и старший минер отряда талантливый изобретатель Еременко.

Педагог: Братья погибли в седьмой операции. Произошло это так. Получили задание заминировать железнодорожное полотно в глубоком тылу противника.

Немцы отгородились от гор несколькими линиями дзотов, колючими заграждениями, минными полями, «спотыкачем» в густых зарослях (колючей проволокой, разбросанной петлями в кустарнике). А железнодорожный путь, единственный, которым подбрасывали свои резервы к Новороссийску, охраняли особенно тщательно. По шоссе, параллельно железной дороге, время от времени проходили броневики, а в дорожных будках помещались патрули.

Операция предстояла ответственная. Группу вел сам П. К. Игнатов, взяв с собой обоих сыновей — Евгения, как командира разведки, показавшего себя в шести предыдущих делах осторожным, расчетливым, никогда не теряющимся начальником, а Геннадия просто потому, что тот ни за что не хотел отстать от отца и брата. Да и кого же брать на опасное дело, как не тех, кто ближе, кого лучше знаешь?

Вышли вечером группой в несколько человек. Евгений шел с высокой температурой, но ни за что не хотел возвращаться — взрыв первого поезда он хотел организовать непременно лично, чтобы на месте проверить достоинства и недостатки мины и самому видеть весь ход операции, открывавшей новый этап в деятельности отряда.

За ночь прошли около 45 километров по горным заснеженным тропам и, благополучно миновав передний край немецкой обороны, вышли незамеченными к железнодорожному полотну. И хотя они здорово устали, но решили не отдыхать, а сейчас же приступить к закладке минного поля, используя темноту.

Только начали, пронесся звук подходящего поезда, а на шоссе шум машин. Машины были где-то совсем близко. Судьбу операции, да и жизнь всей группы, решали считанные секунды. Евгений схватил мину и, на ходу заряжая ее, бросился к шоссе, наперерез машинам. Он сразу понял, что если шоссе оставить не заминированным, то немцы отрежут группу от гор и тогда — смерть. Гена тоже подхватил мину и побежал за братом. Евгений уже закладывал свою мину в глубокую правую колею дороги, Гена заложил в левую, чуть подальше. Потом оба бросились заканчивать снаряжение мин под рельсами. Можно было бы, конечно, отложить взрыв и уйти, пока еще не поздно, но соблазн взорвать большой воинский эшелон и довести до конца операцию, многим казавшуюся неосуществимой, был так велик, что мысли об опасности не существовало. Когда человек и его дело слиты воедино, успех дела сам собой становится судьбой человека и другой судьбы нет и не может быть.

В те 10–12 секунд, что были в распоряжении партизан, каждый отлично понял, что произойдет, но никто не оставил работы, а Петр Карпович Игнатов, видя своих сыновей на самом опасном месте, не крикнул им уходить. Все они были сейчас не десятью людьми с различными характерами и судьбами, а одним человеком, лишь с десятью парами рук, но с единой волей. И воля эта звала на подвиг. (Слайд № 6).

Педагог: Из воспоминаний Петра Карповича Игнатова: «Они хотят бросить под поезд около мины противотанковые гранаты, чтобы от детонации взорвался «волчий фугас». Я бегу за детьми. Поздно! Одна за другой рвутся две гранаты. И тотчас со страшным грохотом взрывается мина. Сразу становится жарко и душно, как в бане. Взрывная волна как ножом срезает крону могучего клена и отбрасывает меня назад. Я вижу, как лопнул котел паровоза. Падая под уклон, вагоны лезут друг на друга, погребая под своими щепками немцев. Новый взрыв. Это летит в воздух броневик на шоссе. За ним, ярко вспыхнув фарами, рвется второй. Взрывы следуют один за другим. Теперь мины коверкают машины на боковой дороге, разбрасывая искалеченные трупы гитлеровских автоматчиков. Пылает взорванный поезд, кричат звериными голосами раненые фашисты. Я бросаюсь к железной дороге. У полотна, освещенного заревом пожара, лежат разорванные на куски мои мальчики — Евгений и Геннадий. Я беру на руки их окровавленные тела. Теплая кровь заливает мне руки. Я целую то, что осталось от моих детей. Я несу их через минированную дорогу. Потом мы молча роем финскими ножами неглубокую яму, кладем трупы моих сыновей, забрасываем землей. А над головой, срывая листья, уже жужжат немецкие пули. Вытянувшись цепочкой, глухими тропами уходим в горы. А там, далеко в горах, на нашей «фактории», ждет моя жена, мать моих ребятишек, Елена Ивановна, хирург нашего отряда. Что я скажу ей? Как все это будет?..»

…Игнатов кинулся к тому месту, где только что работали сыновья. Он искал их ощупью, под шум, стрельбу, крики и стоны у разбитого эшелона. Горе так закружило его, что он забыл обо всем и только ползал по насыпи, собирал останки детей и плакал, плакал, шепча: — Детишки мои родные, что же это вы! Мальчики вы мои!..

Братья погибли на глазах отца в день его рождения… И забрали с собой еще сотни фашистов. По донесению подпольщиков, при крушении этого состава (горы, ущелье, большая скорость) погибло 500 немцев, да еще после разбирательства немцы расстреляли всех охранников, отвечавших за безопасность движения — 65 человек.

Немцы всякими способами исследовали участок взрыва. Насмерть напуганные мерзавцы пустили по заминированному шоссе тяжелую машину, нагруженную колхозниками, но по какой-то необъяснимой случайности она не взорвалась, и тогда, решив, что тут все благополучно, немцы пустили пятитонку с боеприпасами. Она взлетела на воздух, разорвав обследователей.

Двадцать седьмой операцией отряда имени братьев Игнатовых было возвращение его в Краснодар. Здесь мужественные кубанские партизаны во главе со своим испытанным вожаком вскоре узнали, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно).

Поэт О. Милославский написал ''Балладу о братьях Игнатовых" в которой есть такие строки:

(Слайд № 7)

 

Для счастья грядущих родных поколений

Уснули навеки Евгений и Геня,

Мелькнула, как блеск боевого клинка,

Их жизнь, ослепительна и коротка.

Но юная кровь их не пролита даром,

Прошла она мстящим и грозным пожаром

И путь проложила для красных лавин

За Вислу, за Одер - на вражий Берлин!

Педагог: (Слайд № 8) Известный советский писатель Валентин Катаев в своем рассказе, посвященном семье Игнатовых, пишет: «Какие люди! — думаю я. — Какие люди! Разве можно победить народ, воспитавший таких людей?».

Братья были похоронены в Екатерининском сквере, там, где сейчас стоит памятник императрице Екатерине II. В апреле 1956 года братья Евгений и Геннадий Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище г. Краснодара (Слайд № 9).

На месте, где геройски погибли братья Игнатовы, в поселке Баки, Северского района, тоже установлен памятник (Слайд № 10).

Педагог: А сейчас вы посмотрите короткий ролик о борьбе партизанского отряда братьев Игнатовых с фашистами (Слайд № 11).

 

  1. Заключение.

 

Воспитатель: Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.  Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

        

  1. Рефлексия.

 

- Какие выводы вы сделали из мероприятия?

- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?

Спасибо всем за активное участие.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_semya_nachalo_vseh_nachal.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по теме:

«Семья – начало всех начал»

Форма проведения: классный час - беседа

Цель: выяснить важную роль семьи для человека и воспитать у себя ответственное отношение к семье, способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи. 

Задачи:

Образовательная:

- определить признаки счастливой семьи;

- раскрыть основные принципы существования и сохранения счастливой семьи;

- определить роль членов семьи.

Воспитывающие:

- воспитывать у кадет чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству;

- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;

- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.

Развивающие:

- обратить внимание на нравственные аспекты воспитания в семье, формировать культуру общения;

- развивать способность к критическому осмыслению различных трактовок военных событий;

- развивать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование, оформление, реквизиты: телевизор, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Методы работы

Этапы мероприятия, на которых технологии применяются

Элементы технологии коллективного творчества

Метод исходной мотивации

Вступление

Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии

Метод общения

Основная часть воспитательного мероприятия

Элементы кейс-технологии

Метод коллективного анализа ситуаций

Заключение и рефлексия

План мероприятия:

  1. Вступление.
  2. Основной этап.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

             Л.Н. Толстой

(слайд № 1)

         

  1. Вступление.

Педагог: Добрый день!

Сегодня мы погорим о семье, узнаем, семейные традиции наших предков.  – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, патриотизму и умению служить Отечеству. (Слайд № 2).

Педагог: Сейчас я вам прочитаю короткую притчу.

«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик.

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.

- Посмотри! - сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по настоящему счастливым».

Педагог: Почему мальчик стал счастливым?

Ответы воспитанников.

Педагог: Вы абсолютно правы – он стал счастливым потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

  1. Основной этап.

Педагог: Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.         Некоторые ученые утверждает, что древнюю семью породили забота и верность.

Семью создали мужчины - добытчики и их верные спутницы. Пещерных красавиц привлекали мужчины - добытчики, верность которым женщины хранили всю жизнь. Конкуренция за наиболее привлекательных женщин отнимала у наших предков массу времени и сил. В какой-то момент истории человечества женщины перестали обращать внимание на брутальных (красивых) мужчин. Они поняли, что гораздо комфортнее будет иметь отношения с хорошим добытчиком — тем, который сможет обеспечить пропитанием и себя, и избранницу.

Согласно этой стройной теории получается, что основу современного образа жизнь заложили трудолюбивые мужчины и верные женщины. Вот так появилась семья.

Семья – начало всех начал. Это означает, что в семье закладывались и закладываются нравственные основы у будущего поколения.

Педагог: Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуги) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать».

Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть.

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.

Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами?

Педагог: Примеров воспитания любви к своему Отечеству в истории нашего Отечества очень много, но я предлагаю сегодня вам познакомиться с историей одной краснодарской семьи – семьи Игнатовых.

Педагог: В этом году мы отмечали 75 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Боевые действия проходили и на Кубани.

В годы оккупации (июль 1942-октябрь 1943 гг.) на территории Краснодарского края активно сражались с врагом партизанские отряды и подпольные группы. В партизаны уходили, случалось, целыми семьями. Всего за время войны на Кубани было создано и успешно действовало 85 партизанских отрядов. Но был среди этих отрядов уникальный, такой, какого не было больше нигде во время Великой Отечественной войны. Действовал он на территории Краснодарского края с 6 августа 1942 по 17 февраля 1943 года.

Необычность этого отряда состояла в том, что участниками его были научные и инженерно-технические работники — 36 из 58 бойцов этого отряда имели высшее образование, а четверо даже обладали учёными степенями. Командиром отряда был 58-летний директор Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности Пётр Карпович Игнатов, имевший среди партизан позывной «Батя» (Слайд № 3). В отряде вместе с ним воевали его жена Елена Ивановна и два сына — Евгений и Гений.

Петр Карпович Игнатов был старым большевиком-подпольщиком, активным участником Октябрьской революции и Гражданской войны, помогал установлению Советской власти на Кубани. Его жена Елена Ивановна, медик по образованию, тоже член партии большевиков — была верным и надежным спутником своего мужа-революционера, человеком большой сердечной теплоты. Вместе они вырастили и воспитали трех замечательных сыновей, двое из которых — Евгений и Гений героически погибли во время выполнения боевого задания, отдав свои жизни за свободу советского народа.

До войны это была мирная инженерская семья, каких много было в Краснодаре. Глава ее, Петр Карпович Игнатов, механик по профессии и сын механика, своих мальчиков — Евгения, Валентина и Геннадия — тоже направил по этой, как бы уже ставшей наследственной дороге.

Старший сын Игнатовых (Слайд № 4), Евгений, родился в 1915 году, окончил школу № 98 города Краснодара, учился во Всесоюзном институте маслобойно-маргариновой промышленности, после окончания института работал инженером на комбинате «Главмаргарин». В 1939 году вступил в ВКП(б).

Средний сын, Валентин, служил в армии.

Самый младший (Слайд № 5) — Гений (Геннадий) Игнатов родился в 1925 г. и успел окончить только 8 классов школы № 98 города Краснодара, как началась война.

Петр Карпович собрал сыновей на совет. Решено было готовиться к партизанской борьбе. Все втроем прошли курсы минеров, вовлекли в изучение минного дела товарищей по работе и, сохраняя замысел в тайне от самых близких людей, постепенно сколотили небольшой, но дружный, прекрасно подготовленный, хорошо знающий кубанские места отряд.

Когда же в 1942 году опасность действительно стала угрожать непосредственно Кубани, Петр Карпович Игнатов вывел в горы отряд, в котором 80 процентов бойцов имели высшее или среднее образование. Одних инженеров, товарищей Евгения, было 11 человек, да еще шесть директоров заводов, так что отряд смело можно было назвать отрядом советской интеллигенции. С отрядом, в качестве старшей медицинской сестры, пошла и Елена Ивановна Игнатова.

Никто, в том числе и опытнейший командир П. К. Игнатов, не представлял тогда всех трудностей, с которыми придется иметь дело инженерам–партизанам. И уже тем более никто не сказал бы тогда, что городские инженеры в возрасте за 30–35 лет окажутся замечательными бойцами и что по обилию профессий их будет не 55, а по крайней мере 100.

То обстоятельство, что в отряде преобладали люди точных профессий, сразу сказалось в положительном смысле. Они ценили время и умели им пользоваться как боевым фактором.

8 августа 1942 года отряд вышел из Краснодара, а 20 августа уже была совершена первая операция, в ней убито 10 и ранено 17 немцев без единой потери со своей стороны. Вторая операция 25 августа, третья — спустя пять дней, и в таких темпах вся борьба до февраля 1943 года, когда отряд вернулся в родной Краснодар, неся на знамени имена братьев Игнатовых и славу подвигов, уже ставших легендарными. Пятьдесят пять, а впоследствии пятьдесят партизан (трое погибли, а двое были расстреляны немцами) уложили в кубанскую землю около 2 тысяч фашистов, взорвали четыре поезда, восемь бронемашин, 30 грузовиков, два железнодорожных и шесть шоссейных мостов и ранили не менее 3 тысяч гитлеровских мерзавцев.

Пятьдесят пять, в их числе шесть женщин, тоже городских жительниц, как и мужчины! Всего–навсего пятьдесят! С августа 1942 года по февраль 1943 года игнатовцы потеряли пятерых. Но среди погибших были лучшие, сильнейшие, активнейшие — это оба брата Игнатовы и старший минер отряда талантливый изобретатель Еременко.

Педагог: Братья погибли в седьмой операции. Произошло это так. Получили задание заминировать железнодорожное полотно в глубоком тылу противника.

Немцы отгородились от гор несколькими линиями дзотов, колючими заграждениями, минными полями, «спотыкачем» в густых зарослях (колючей проволокой, разбросанной петлями в кустарнике). А железнодорожный путь, единственный, которым подбрасывали свои резервы к Новороссийску, охраняли особенно тщательно. По шоссе, параллельно железной дороге, время от времени проходили броневики, а в дорожных будках помещались патрули.

Операция предстояла ответственная. Группу вел сам П. К. Игнатов, взяв с собой обоих сыновей — Евгения, как командира разведки, показавшего себя в шести предыдущих делах осторожным, расчетливым, никогда не теряющимся начальником, а Геннадия просто потому, что тот ни за что не хотел отстать от отца и брата. Да и кого же брать на опасное дело, как не тех, кто ближе, кого лучше знаешь?

Вышли вечером группой в несколько человек. Евгений шел с высокой температурой, но ни за что не хотел возвращаться — взрыв первого поезда он хотел организовать непременно лично, чтобы на месте проверить достоинства и недостатки мины и самому видеть весь ход операции, открывавшей новый этап в деятельности отряда.

За ночь прошли около 45 километров по горным заснеженным тропам и, благополучно миновав передний край немецкой обороны, вышли незамеченными к железнодорожному полотну. И хотя они здорово устали, но решили не отдыхать, а сейчас же приступить к закладке минного поля, используя темноту.

Только начали, пронесся звук подходящего поезда, а на шоссе шум машин. Машины были где-то совсем близко. Судьбу операции, да и жизнь всей группы, решали считанные секунды. Евгений схватил мину и, на ходу заряжая ее, бросился к шоссе, наперерез машинам. Он сразу понял, что если шоссе оставить не заминированным, то немцы отрежут группу от гор и тогда — смерть. Гена тоже подхватил мину и побежал за братом. Евгений уже закладывал свою мину в глубокую правую колею дороги, Гена заложил в левую, чуть подальше. Потом оба бросились заканчивать снаряжение мин под рельсами. Можно было бы, конечно, отложить взрыв и уйти, пока еще не поздно, но соблазн взорвать большой воинский эшелон и довести до конца операцию, многим казавшуюся неосуществимой, был так велик, что мысли об опасности не существовало. Когда человек и его дело слиты воедино, успех дела сам собой становится судьбой человека и другой судьбы нет и не может быть.

В те 10–12 секунд, что были в распоряжении партизан, каждый отлично понял, что произойдет, но никто не оставил работы, а Петр Карпович Игнатов, видя своих сыновей на самом опасном месте, не крикнул им уходить. Все они были сейчас не десятью людьми с различными характерами и судьбами, а одним человеком, лишь с десятью парами рук, но с единой волей. И воля эта звала на подвиг. (Слайд № 6).

Педагог: Из воспоминаний Петра Карповича Игнатова: «Они хотят бросить под поезд около мины противотанковые гранаты, чтобы от детонации взорвался «волчий фугас». Я бегу за детьми. Поздно! Одна за другой рвутся две гранаты. И тотчас со страшным грохотом взрывается мина. Сразу становится жарко и душно, как в бане. Взрывная волна как ножом срезает крону могучего клена и отбрасывает меня назад. Я вижу, как лопнул котел паровоза. Падая под уклон, вагоны лезут друг на друга, погребая под своими щепками немцев. Новый взрыв. Это летит в воздух броневик на шоссе. За ним, ярко вспыхнув фарами, рвется второй. Взрывы следуют один за другим. Теперь мины коверкают машины на боковой дороге, разбрасывая искалеченные трупы гитлеровских автоматчиков. Пылает взорванный поезд, кричат звериными голосами раненые фашисты. Я бросаюсь к железной дороге. У полотна, освещенного заревом пожара, лежат разорванные на куски мои мальчики — Евгений и Геннадий. Я беру на руки их окровавленные тела. Теплая кровь заливает мне руки. Я целую то, что осталось от моих детей. Я несу их через минированную дорогу. Потом мы молча роем финскими ножами неглубокую яму, кладем трупы моих сыновей, забрасываем землей. А над головой, срывая листья, уже жужжат немецкие пули. Вытянувшись цепочкой, глухими тропами уходим в горы. А там, далеко в горах, на нашей «фактории», ждет моя жена, мать моих ребятишек, Елена Ивановна, хирург нашего отряда. Что я скажу ей? Как все это будет?..»

…Игнатов кинулся к тому месту, где только что работали сыновья. Он искал их ощупью, под шум, стрельбу, крики и стоны у разбитого эшелона. Горе так закружило его, что он забыл обо всем и только ползал по насыпи, собирал останки детей и плакал, плакал, шепча: — Детишки мои родные, что же это вы! Мальчики вы мои!..

Братья погибли на глазах отца в день его рождения… И забрали с собой еще сотни фашистов. По донесению подпольщиков, при крушении этого состава (горы, ущелье, большая скорость) погибло 500 немцев, да еще после разбирательства немцы расстреляли всех охранников, отвечавших за безопасность движения — 65 человек.

Немцы всякими способами исследовали участок взрыва. Насмерть напуганные мерзавцы пустили по заминированному шоссе тяжелую машину, нагруженную колхозниками, но по какой-то необъяснимой случайности она не взорвалась, и тогда, решив, что тут все благополучно, немцы пустили пятитонку с боеприпасами. Она взлетела на воздух, разорвав обследователей.

Двадцать седьмой операцией отряда имени братьев Игнатовых было возвращение его в Краснодар. Здесь мужественные кубанские партизаны во главе со своим испытанным вожаком вскоре узнали, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно).

Поэт О. Милославский написал ''Балладу о братьях Игнатовых" в которой есть такие строки:

(Слайд № 7)

Для счастья грядущих родных поколений

Уснули навеки Евгений и Геня,

Мелькнула, как блеск боевого клинка,

Их жизнь, ослепительна и коротка.

Но юная кровь их не пролита даром,

Прошла она мстящим и грозным пожаром

И путь проложила для красных лавин

За Вислу, за Одер - на вражий Берлин!

Педагог: (Слайд № 8) Известный советский писатель Валентин Катаев в своем рассказе, посвященном семье Игнатовых, пишет: «Какие люди! — думаю я. — Какие люди! Разве можно победить народ, воспитавший таких людей?».

Братья были похоронены в Екатерининском сквере, там, где сейчас стоит памятник императрице Екатерине II. В апреле 1956 года братья Евгений и Геннадий Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище г. Краснодара (Слайд № 9).

На месте, где геройски погибли братья Игнатовы, в поселке Баки, Северского района, тоже установлен памятник (Слайд № 10).

Педагог: А сейчас вы посмотрите короткий ролик о борьбе партизанского отряда братьев Игнатовых с фашистами (Слайд № 11).

  1. Заключение.

Воспитатель: Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.  Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

        

  1. Рефлексия.

- Какие выводы вы сделали из мероприятия?

- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?

Спасибо всем за активное участие.