Семинар для педагогов

Шарова Елена Юрьевна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semin.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар
для педагогов ДОУ


Тема: «Приём «Фишбоун» как способ развития критического мышления»

Разработала: педагог-психолог Шарова Е.Ю.

Добрый день уважаемые коллеги!

Прежде чем начну семинар давайте немного настроимся на него.

  1. Массировать мочки ушей, широко улыбнуться, повторить: «Я настроена»
  2. Руки в стороны, делая круговые движения руками повторять: «Меня окружают надежные люди».
  3. Держа ладони на коленях, делая наклоны туловищем вправо-влево, повторять: «Я – замечательная».
  4. Положив ладони на плечи, делая руками движения вперед-назад, повторять: « Я полна энергии и сил».
  5. Подмигнув левым глазом, и развести руки вперед, повторять: «Я приветствую новые идеи».

Слайд 1

 Итак Я хочу познакомить Вас с интересным методом работы, который называется «Фишбоун».

2 слайд 

цели и задачи вы видете на слайде

3 слайд

Схемы (диаграммы) « фишбоун » были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

 «Фишбоун» – это приём, который переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие  критического мышления .

 «Критическое мышление – (я зачитаю)  — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы.

Технология «Фишбоун» - это модель постановки и решения проблем, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг тех задач, которые ставит педагог.

Данная технология наиболее успешно применяется в отношении детей школьного возраста. Но мне хочется показать, как данную технологию можно адаптировать для работы с детьми дошкольного возраста.

Схема «Фишбоун» может быть составлена заранее. Нарисована на доске, где мы с детьми заполняем схему и на магниты прицепляем картинку, либо просто напечатана на А4 и все ответы детей я записываю потом вместе с детьми анализируем.

Слайд 4

И так схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.

Голова — проблема, вопрос или тема.

  • Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

С помощью схемы Фишбоун можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Используя данный метод, мы с детьми буквально по «косточкам» разбираем тему.

5 слайд Формы работы

Применение метода Фишбоун:
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего ее применять во время обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден, и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

                                   

Овладев приёмом Фишбоун, воспитатель может с успехом его применять в любой образовательной области и виде деятельности, которая приобретает исследовательский характер.

Слайд 6,7,8

Приведем пример

Детям предлагается проблемная ситуация

Например: «Почему перелетные птицы улетают на юг?»

Сначала я создаю игровую мотивацию. Я говорю детям: «Ребята, это золотая рыбка из сказки о рыбаке и рыбки, она приплыла к нам на помощь/ либо рыбка лично попросила меня разобраться, почему одни птицы улетают, а другие остаются»

В голове рыбы основной вопрос «О чем рыбка думает?» - Необходимо подумать и найти подходящую картинку.

На спинке рыбы нужно указать причину

  1. Птицам стало холодно
  2. Не хватает корма

На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт. Который вытекает из причины, представленной выше

  1. Птицы замерзают
  2. Личинки, насекомые скрываются под снегом
  3. Водоплавающие птицы лишаются возможности находится в водоемах, потому что водоемы покрываются льдом

Следовательно, можно сделать вывод, что перелетные птицы не приспособлены к зимовке.

Детям предлагается проблемная ситуация. Например: «Медведь заблудился. Ему нужно помочь найти дорогу домой. Где он живет?»

Сначала я создаю игровую мотивацию.  Я говорю детям: « Ребята, это золотая рыбка из сказки Она приплыла к нам на помощь.

В голове рыбы основной вопрос « О чем рыбка думает?» - Медведю нужно помочь найти дорогу домой. Подумайте и найдите подходящую картинку.

На спинке рыбы нужно указать причину (почему медведю нужно помочь найти дорогу домой, может быть, он останется жить с людьми?) Дети рассуждают, находят правильный ответ и подбирают подходящую картинку.

Причина: Медведи не живут с человеком.

На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт, который вытекает из причины, представленной выше. Если медведь не может жить рядом с человеком, то значит он не домашнее, а дикое животное. Следовательно, он живет в лесу. 

Вывод: Нужно отнести медведя в лес.

Ответы детей я фиксирую сама, либо готовлю картинки к занятию.

А теперь я предлагаю вам самим освоить прием «Фишбоун»

Для этого я предлагаю самостоятельно поделиться на 2 группы.

Готовую схему я раздам, на листе бумаги и пишите.

Итог

«Фишбоун» - универсальный прием технологии критического мышления, которым можно пользоваться на занятиях любого типа.

Приём «фишбоун» помогает дошкольникам  самостоятельно выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Дети учатся проявлять инициативу и самостоятельность в решении проблемных ситуаций, учатся работать в парах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению других детей.

Слайд 9

Спасибо за внимание и участие!

Примеры использования «Фишбоун»

1. Наша проблема- это детское здоровье. В голове рыбы мы указываем эту проблему.

Что необходимо чтобы у ребёнка было хорошее здоровье?

2. Причины, которые привели к проблеме. На спинке рыбы указывается причина.

Это прежде всего:

- питание

-режим дня

-здоровье физическое

-здоровье психическое

- двигательная активность

3.Факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. На брюшке у рыбы указывается результат или факт.

Питание

-качественные продукты,

-полноценное питание,

-витамины,

-режим питания и др.

Режим

-Закаливание,

-сон,

-соблюдение гигиенических процедур,

- прогулки и др.;

Физическое здоровье

- спорт и др.

Здоровье психическое

-благоприятный климат в семье,

- психически уравновешенные родители и др.;

Двигательная активность

-ребенок много двигается,

-хорошая осанка,

-нет плоскостопия,

-хороший иммунитет

4.Ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет успеху и родителей и педагогов, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей.

2 пример:  проблема: голова — легко ли совершить подвиг.

Причины: верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;

Факт: нижние косточки — мастерство героев, выдержка героя, любовь к Родине.

Вывод: хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

3 пример:  проблема:  голова – хорошо ли поступил Колобок, убежав из дома?

Причины: верхние косточки – положили на окно, встреча с зайцем, волком, медведем, встреча с лисой.

Факт: нижние косточки – можно упасть, простудиться; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми; нельзя уходить с незнакомыми людьми.

Вывод: хвост – не уходи из дома один, без разрешения взрослых.

4 пример: проблема: : голова – может ли человек обойтись без дерева?

Причины: верхние косточки – растущее дерево; дерево – полезный материал; дрова; опилки.

Факт: нижние косточки – источник кислорода;  мебель, игрушки; топливо; бумага.

Вывод: хвост – дерево имеет большое значение в жизни человека. Лес нужно охранять.

5 пример: проблема: голова – что такое деньги?

Причины: верхние косточки – мера стоимости; средство обращения; средство сбережения; средство платежа.

Факт: нижние косточки – измерение стоимости товаров и услуг; посредник в обмене товаров; накопление на материальные блага; приобретение товара.

Вывод: хвост – деньги это государственное платёжное средство.

6 пример: : проблема: голова – моя родина Россия (Сердобск)

Причины: верхние косточки – как называется твоя малая родина; какая наша область; какие национальности проживают в нашей области;

Факт: нижние косточки – моя родина Россия; наша область Пензенская; русские, татары, мордва.

Вывод: хвост – Россия наша любимая и общая родина.

7 пример: : проблема: голова – что нужно для того, чтобы пешеходы и водители были живы и здоровы?

Причины: верхние косточки – дорожные знаки; светофоры; дополнительные средства предупреждения.

Факт: нижние косточки – предупреждающие, запрещающие,  знаки сервиса; пешеходный светофор, регулировщик.

Вывод: хвост – выполнение пдд.