Семинар для педагогов
Предварительный просмотр:
Семинар
для педагогов ДОУ
Тема: «Приём «Фишбоун» как способ развития критического мышления»
Разработала: педагог-психолог Шарова Е.Ю.
Добрый день уважаемые коллеги!
Прежде чем начну семинар давайте немного настроимся на него.
- Массировать мочки ушей, широко улыбнуться, повторить: «Я настроена»
- Руки в стороны, делая круговые движения руками повторять: «Меня окружают надежные люди».
- Держа ладони на коленях, делая наклоны туловищем вправо-влево, повторять: «Я – замечательная».
- Положив ладони на плечи, делая руками движения вперед-назад, повторять: « Я полна энергии и сил».
- Подмигнув левым глазом, и развести руки вперед, повторять: «Я приветствую новые идеи».
Слайд 1
Итак Я хочу познакомить Вас с интересным методом работы, который называется «Фишбоун».
2 слайд
цели и задачи вы видете на слайде
3 слайд
Схемы (диаграммы) « фишбоун » были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
«Фишбоун» – это приём, который переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления .
«Критическое мышление – (я зачитаю) — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы.
Технология «Фишбоун» - это модель постановки и решения проблем, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг тех задач, которые ставит педагог.
Данная технология наиболее успешно применяется в отношении детей школьного возраста. Но мне хочется показать, как данную технологию можно адаптировать для работы с детьми дошкольного возраста.
Схема «Фишбоун» может быть составлена заранее. Нарисована на доске, где мы с детьми заполняем схему и на магниты прицепляем картинку, либо просто напечатана на А4 и все ответы детей я записываю потом вместе с детьми анализируем.
Слайд 4
И так схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.
Голова — проблема, вопрос или тема.
- Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
С помощью схемы Фишбоун можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Используя данный метод, мы с детьми буквально по «косточкам» разбираем тему.
5 слайд Формы работы
Применение метода Фишбоун:
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего ее применять во время обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден, и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Овладев приёмом Фишбоун, воспитатель может с успехом его применять в любой образовательной области и виде деятельности, которая приобретает исследовательский характер.
Слайд 6,7,8
Приведем пример
Детям предлагается проблемная ситуация
Например: «Почему перелетные птицы улетают на юг?»
Сначала я создаю игровую мотивацию. Я говорю детям: «Ребята, это золотая рыбка из сказки о рыбаке и рыбки, она приплыла к нам на помощь/ либо рыбка лично попросила меня разобраться, почему одни птицы улетают, а другие остаются»
В голове рыбы основной вопрос «О чем рыбка думает?» - Необходимо подумать и найти подходящую картинку.
На спинке рыбы нужно указать причину
- Птицам стало холодно
- Не хватает корма
На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт. Который вытекает из причины, представленной выше
- Птицы замерзают
- Личинки, насекомые скрываются под снегом
- Водоплавающие птицы лишаются возможности находится в водоемах, потому что водоемы покрываются льдом
Следовательно, можно сделать вывод, что перелетные птицы не приспособлены к зимовке.
Детям предлагается проблемная ситуация. Например: «Медведь заблудился. Ему нужно помочь найти дорогу домой. Где он живет?»
Сначала я создаю игровую мотивацию. Я говорю детям: « Ребята, это золотая рыбка из сказки Она приплыла к нам на помощь.
В голове рыбы основной вопрос « О чем рыбка думает?» - Медведю нужно помочь найти дорогу домой. Подумайте и найдите подходящую картинку.
На спинке рыбы нужно указать причину (почему медведю нужно помочь найти дорогу домой, может быть, он останется жить с людьми?) Дети рассуждают, находят правильный ответ и подбирают подходящую картинку.
Причина: Медведи не живут с человеком.
На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт, который вытекает из причины, представленной выше. Если медведь не может жить рядом с человеком, то значит он не домашнее, а дикое животное. Следовательно, он живет в лесу.
Вывод: Нужно отнести медведя в лес.
Ответы детей я фиксирую сама, либо готовлю картинки к занятию.
А теперь я предлагаю вам самим освоить прием «Фишбоун»
Для этого я предлагаю самостоятельно поделиться на 2 группы.
Готовую схему я раздам, на листе бумаги и пишите.
Итог
«Фишбоун» - универсальный прием технологии критического мышления, которым можно пользоваться на занятиях любого типа.
Приём «фишбоун» помогает дошкольникам самостоятельно выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Дети учатся проявлять инициативу и самостоятельность в решении проблемных ситуаций, учатся работать в парах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению других детей.
Слайд 9
Спасибо за внимание и участие!
Примеры использования «Фишбоун»
1. Наша проблема- это детское здоровье. В голове рыбы мы указываем эту проблему.
Что необходимо чтобы у ребёнка было хорошее здоровье?
2. Причины, которые привели к проблеме. На спинке рыбы указывается причина.
Это прежде всего:
- питание
-режим дня
-здоровье физическое
-здоровье психическое
- двигательная активность
3.Факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. На брюшке у рыбы указывается результат или факт.
Питание
-качественные продукты,
-полноценное питание,
-витамины,
-режим питания и др.
Режим
-Закаливание,
-сон,
-соблюдение гигиенических процедур,
- прогулки и др.;
Физическое здоровье
- спорт и др.
Здоровье психическое
-благоприятный климат в семье,
- психически уравновешенные родители и др.;
Двигательная активность
-ребенок много двигается,
-хорошая осанка,
-нет плоскостопия,
-хороший иммунитет
4.Ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет успеху и родителей и педагогов, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей.
2 пример: проблема: голова — легко ли совершить подвиг.
Причины: верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Факт: нижние косточки — мастерство героев, выдержка героя, любовь к Родине.
Вывод: хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
3 пример: проблема: голова – хорошо ли поступил Колобок, убежав из дома?
Причины: верхние косточки – положили на окно, встреча с зайцем, волком, медведем, встреча с лисой.
Факт: нижние косточки – можно упасть, простудиться; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми; нельзя уходить с незнакомыми людьми.
Вывод: хвост – не уходи из дома один, без разрешения взрослых.
4 пример: проблема: : голова – может ли человек обойтись без дерева?
Причины: верхние косточки – растущее дерево; дерево – полезный материал; дрова; опилки.
Факт: нижние косточки – источник кислорода; мебель, игрушки; топливо; бумага.
Вывод: хвост – дерево имеет большое значение в жизни человека. Лес нужно охранять.
5 пример: проблема: голова – что такое деньги?
Причины: верхние косточки – мера стоимости; средство обращения; средство сбережения; средство платежа.
Факт: нижние косточки – измерение стоимости товаров и услуг; посредник в обмене товаров; накопление на материальные блага; приобретение товара.
Вывод: хвост – деньги это государственное платёжное средство.
6 пример: : проблема: голова – моя родина Россия (Сердобск)
Причины: верхние косточки – как называется твоя малая родина; какая наша область; какие национальности проживают в нашей области;
Факт: нижние косточки – моя родина Россия; наша область Пензенская; русские, татары, мордва.
Вывод: хвост – Россия наша любимая и общая родина.
7 пример: : проблема: голова – что нужно для того, чтобы пешеходы и водители были живы и здоровы?
Причины: верхние косточки – дорожные знаки; светофоры; дополнительные средства предупреждения.
Факт: нижние косточки – предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса; пешеходный светофор, регулировщик.
Вывод: хвост – выполнение пдд.

