Детские страхи. Коррекционно-развивающее занятие для дошкольников и младших школьников

Женеева Любовь Александровна

Детские страхи. Коррекционно-развивающее занятие для дошкольников и младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи

Предлагаемые занятия  и отдельные упражнения могут быть использованы педагогами,  воспитателями, психологами, родителями.

Цель: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги.

Обесценивание страхов.

Достижение психофизического  покоя, релаксации.

Задачи:

Дезактуализация и нейтрализация страха, тревоги.

          Усиление адаптивных способностей личности ребенка.

          Повышение самооценки.

          Развитие коммуникативных способностей, уверенности в себе.

  1. Знакомство с группой.
  • Как зовут
  • В каком классе учится
  • Какой любимый предмет в школе
  • Какой любимый мультфильм
  • Какая любимая сказка
  1. Диагностический
  2. Л.И. Захаров Наличие страхов
  3. Скажи, пожалуйста, ты боишься
  4. или не боишься

1. Когда остаешься один

      2.Нападения

        4.Умереть

5.Того, что умрут твои родители

6.Каких-то людей

7.Маму или папу

8.Того, что тебя накажут
9.Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного,

Бармалея, Змея Горыныча,

Скелетов, Черной Руки, Вампиров др.

10. Опоздать в школу

11.Перед тем, как уснуть

12.Стращных снов

13.Темноты

14.Волков, медведей, собак, пауков, змей

15.Машин, поездов, самолетов

16.Бури, грозы, урагана, наводнения

17. Когда очень высоко

18. Когда очень глубоко

19.В маленькой, тесной комнате, туалете,

переполненном автобусе

20.Воды

21.Огня
22.Пожара

      23. Войны

24.Больших улиц, площадей

25.Врачей

26.Крови
27.Уколов

28.Боли

29.Неожиданных резких звуков,

(когда что-то внезапно упадет)

30. Что-то сделать неправильно

31. Не успеть что-то сделать.

2.  Упражнение Раскрась свои чувства

Это упражнение выполняется на отдельных листах. Заранее готовятся отдельные листы со схематическим изображением человечка. Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный

Инструкция: Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях  его тела. Раскрасьте эти чувства:

радость — желтым,

счастье — оранжевым,

удовольствие — зеленым,

гнев, раздражение — красным,

чувство вины- коричневым,

страх — черным.

Обсуждение, в каких случаях ощущают дети  радость, счастье, удовольствие,  гнев, раздражение, чувство вины, страх

Вопросы психолога : От чего бывает?

3.  Вспомните, когда были маленькими, каких  сказочных  героев из книг или мультфильмов вы боялись? (Обсуждение).

4. Упражнение «Напугаем страх»

    Я хлопаю (хлопать в ладоши)

    Топаю (топать ногами)

    Громко рычу (произносить «р-р-р»)

    Страх прогоню (махать руками)

    И хохочу (произнести громко «ха-ха-ха»)

5. Упражнение «У страха глаза велики»

Носов Н. Живая шляпа

Предложите ребятам показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.

БАБА-ЯГА

Это  многоплановый, глубинный образ. Традиционно Баба Яга рассматривается как похитительница и вредительница.  Но она также может быть  дарительницей и помощницей героев.

Актуализация  темного начала   Бабы яги в беседе с детьми:

∙  пугает детей (обещает сварить, съесть);

∙  наказывает (заставляет выполнять тяжелую работу);

∙  похищает из семьи.

6.  Беседа о Бабе-Яге

загадка

Живет она в лесу дремучем

Среди болота и колючек.

Сама летает она в ступе

И ходит в стареньком тулупе.

Ребят пугает всегда она

Узнали? Это……..  (Бабушка-Яга)

Вопросы для детей: 

Ребята, расскажите, что вы знаете о Бабе-Яге? Какая она? Где живет?

Психолог   показывает детям картинки и иллюстрации с изображением Бабя-Яги, обращает внимание детей на ее одежду, место проживания (избушку), манеры поведения.

o   А сейчас, расскажите, боитесь ли вы ее? Почему?

Дети по кругу передают мячик и говорят, почему они бояться Бабу-Ягу: «Я       боюсь Бабу-Ягу, потому что…».

7.Психолог Перед тем, как мы начнем свой путь, нам надо набраться смелости

(дыхательная гимнастика).

Психолог: «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх».

Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» - делают глубокий вдох,

«Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают.

8. Конкурс на самую страшную Бабу - Ягу

Ведущий  предлагает превратиться в Бабу Ягу. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий приговаривает: «Была Таня – стала Баба Яга». Ребенок заходит в комнату и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать  самую страшную Бабу Ягу.

Дети повторяют: «Чтобы не бояться,  надо рассмеяться».

. Остальные дети начинают дразнить страшилку:

Баба-Яга костяная нога.

С печки упала, ногу сломала,

Пошла в огород, испугала народ,

Побежала в баньку, испугала зайку.

9. Добрая Баба -Яга

Вопросы для детей:

  • Ребята, расскажите А может быть Баба-Яга добросердечной?
  • А что для этого она может сделать? (указать  дорогу,  дарить вещи, которые оберегают героев (клубочек), не портить праздники, может навести порядок в избушке и др.)
  • Ребята, а как бы вы назвали Бабу-Ягу, если бы она была добродушной? (Бабусечка-Ягусечка, Бабулечка-Ягулечка, Бабуля-Ягуля)

«У  Бабы Яги нет друзей»

 

 Ведущий рассказывает детям, что они хорошо

пожалели Бабу Ягу,  а она  сама сильно подобрела

(«Чтобы злой подобрел, я его пожалел»).  Но она все равно продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее дети по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Баба Яга я хочу подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз.

 Упражнение «Страх лопнул» Надуйте воздушные шары, предложите детям по очереди проткнуть их пластмассовой палочкой или зубочисткой. Когда шар лопнет, громко сказать: «Страх лопнул»

Упражнение «Мое настроение».

Цель: определение  настроения ребенка.

Техника  проведения: педагог-психолог просит ребенка подумать, на что похоже его настроение.

Инструкция: подумай, на что похоже твое настроение и охарактеризуй его. К примеру: «Мое настроение похоже на солнышко, оно доброе и светлое». Скажи, пожалуйста, если бы настроение было погодой, то какой? Если бы природным явлением, то каким? Если было бы временем года, то каким?

Обратная связь:

Цель: узнать мнение ребенка о проведенном занятии.

Что понравилось на сегодняшнем занятии?

Какие задания вызвали затруднения?

Какие задания выполнил без затруднений?

Упражнение «До скорой встречи».

Цель: развитие доброжелательного,  внимательного  отношения  друг  к  другу,  сплоченности, эмоциональности.

Техника  проведения: педагог-психолог прощается с ребенком, разными фразами, к примеру: «До скорой встречи», громким и тихим голосом.

Инструкция: завершается наше занятие. Сейчас мы с тобой будем прощаться разными фразами, например: «До скорой встречи», «До свидания» и т.п., но с разной громкостью. Если я говорю тихо, ты также тихо повторяешь за мной, если громко, то так же громко

Литература:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. - М.,2004

2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М., 2007

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - Л., 1983

4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина М.Н. В мире детских эмоций.-

 М.,2007

 5. Захаров А.Е. Детские неврозы. –СПб, 1995

 6. Захаров А.Е. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб, 2007.

7. Захаров А.Е. Отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

8. Капранова  С.В.  Путешествие с волшебной кисточкой. Программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. - Ростов-на- Дону, 1997

 9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия  в школею Методические рекомендации. - М., 2006

10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.  М.: Генезис, 2007.

11. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх.\ развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников – СПб, 2008.

12.Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки,энергизаторы, активаторы. - Волгоград, 2011.

13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2001

14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Петрушина И.М. Тропинка к своему Я.- М., 2007.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика.- 1995

 16.  Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - СПб; М, 2007.

17.  Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб; М, 2002