Использование инновационные технологий в работе педагога-психолога, способствующих формированию креативного мышления дошкольников

Представленный материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_20.01.22.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационные технологий в работе педагога-психолога, способствующих формированию креативного мышления дошкольников

 Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

Под креативностью в самом широком смысле понимается способность генерировать новое на основе принятых образцов и традиций, находить инновационные оригинальные идеи, отказываясь от схематичности и стандартизированности мышления, а также успешно решать привычные задачи нестандартным образом. Фактически это - видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом.

Креативное мышление - революционно-созидательное мышление, имеющее конструктивный характер.

Роль креативности в жизни человека невозможно переоценить. Любое творческое занятие - это, по сути, выход креативности вовне, который помогает человеку понимать смыслы культуры, реализовывать собственный потенциал, самосовершенствоваться.

В данном процессе крайне важен период детства. Именно в это время ребенок готов и способен развиваться, и прежде всего - за счет богатых возможностей своей креативности.

Детство становится экспериментальной площадкой для развития будущих творческих качеств личности. Крайне важно родителям, педагогам и окружению не упустить это время, поскольку продуктивное развитие у ребенка креативного мышления способствует появлению таких необходимых качеств, как нетривиальность (своеобразие, специфичность, неординарность) при решении проблем разных видов сложности; гибкость и подвижность ума; хорошо развитая фантазия. 

Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему.

Существует много различных способов, приемов, технологий развития креативного мышления. Сегодня мне бы хотелось раскрыть  более подробно те технологии, которые я применяю на практике.

Известен тот факт, что многие ученные говорят о том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Пластилинография как нельзя лучше подходит для этого. Эта технология представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материл – пластилин, а основным инструментом является рука. Пластилинография предоставляет огромную возможность для развития памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей. Способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей.

Креативность в пластилинографии связывается со способностью к замыслу, его реализации; с содержанием сюжета, его реализации в роли, комбинированием.

Технология креативного письма – благодаря этой технике креативного мышления ребенок задействует воображение.

Возможные задания:

  • поменять место действия в известной сказке, 
  • изменить концовку рассказа, 
  • изменить характер главного персонажа в книге. 

Дошкольнику предоставляется возможность по-новому взглянуть на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.

Для повышения интереса дошкольников к этому виду деятельности технология креативного письма совмещается с программированным роботом «Умная пчела».

«Умная пчела» - это дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов.

Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом. В нашем дошкольном учреждении имеются два таких робота.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot мы используются специальные тематические коврики:

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

Коврик «Город»

Но самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, но он разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг пчёлки. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике.

Так, например, разложив на коврике героев сказки «Репка» в хаотичном порядке, можно придумать с помощью робота «Умная пчела» иную сказку – задействовав при этом креативное мышление дошкольников.

Или как вариант предложить дошкольникам поразмышлять над тем, как пчелке успеть сделать все дела и попасть на день рождение к зайке в кротчайшие сроки.

Взаимодействие ребенка дошкольного возраста с программируемым напольным роботом «Умная пчела» положительно влияет не только на развитие креативного мышления, но и на развитие личности в целом (пространственные представления, речь, память, расширение и систематизация полученных ранее знаний…).

И еще одна технология или метод развития креативного мышления - метод британского психолога, консультанта в области творческого мышления Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Кроме того, мыслительные процессы связаны еще и с настроением человека, его эмоциями.

В основе его метода лежит рассмотрение проблемы с разных ракурсов.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определенного цвета означает определенный режим мышления.

Белая шляпа

Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

Желтая шляпа (солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, оптимистичный настрой).

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Черная шляпа

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

Характерные вопросы для Черной Шляпы вопросы.

Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

Красная шляпа

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой.

Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Зеленая шляпа

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой.

Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа размышления, управление процессом.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Как правило, используя данную технологию с дошкольниками «Синюю шляпу» чаще всего примеряет на себя взрослый.

Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.

Естественно, что работа над развитием креативного мышления не ограничивается тремя раскрытыми технологиями. Систематически в образовательную деятельность включаются игры и упражнения:

Упражнение «Откуда, почему, что, как?»

Упражнение «Ассоциации» Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.

Игра «Расскажи мне сказку»

Упражнение «Я волшебник»

Упражнение «Облака загадки »

Игра «сходства и отличия»

Упражнение «Фантастические ситуации»

По мнению американского психолога Поля Торренса, всю жизнь изучавшего креативность, «креативность - это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире. Иногда нам взрослым стоит у них поучиться.

Свое выступление мне хочется закончить словами «Учитесь видеть необычное в обычном».