КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ «ШКОЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ НАО «НСШ ИМ. А. П. ПЫРЕРКИ»

yes

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 993.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Брониславовна Канева

ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»,

руководитель «Школьного центра здоровья», педагог-психолог

г. Нарьян-Мар

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ «ШКОЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ГБОУ НАО «НСШ ИМ. А. П. ПЫРЕРКИ»

Одним из приоритетных направлений работы ГБОУ НАО «НСШ им. А.П. Пырерки» является сохранение и укрепление здоровья учащихся через внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

В январе 2017 года в школе был создан «Школьный центр здоровья», основной задачей которого является обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

В состав «Школьного центра здоровья» входят следующие специалисты: руководитель Центра здоровья, школьный врач-педиатр, медицинские сестры, педагоги-психологи, социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог дополнительного образования (хореограф), воспитатель.

 На базе «Школьного центра здоровья» функционируют кабинет медицинской диагностики и инструментального обследования, оздоровительно-массажный  кабинет, прививочный кабинет, кабинет психологической диагностики с комплексом специальных здоровьесберегающих  программ; комната психологической разгрузки,  также в школе функционируют кабинеты социального педагога,учителей-логопедов и учителей-дефектологов, спортивный зал, предназначенный для групповых занятий лечебной физкультурой, занятий ритмикой и хореографией, музыкальный зал, открытая спортивная площадка.

Одним из ведущих направлений деятельности «Школьного центра здоровья» является создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение таких детей.

Вся деятельность по сопровождению детей с ОВЗ  осуществляется на основе и с соблюдением действующего законодательства, заключений ПМПК, профильных специалистов по патологии, показаний и противопоказаний инклюзии. Между ГБОУ НАО «НСШ им. А.П. Пырерки» и родителями обучающихся с ОВЗ заключены договоры, в которых прописаны все условия сопровождения.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках «Школьного центра здоровья» осуществляется по нескольким направлениям:

 -организационное направление, отвечающее за координацию работы школы по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся;

-оздоровительное направление, предполагающее комплекс психогигиенических, реабилитационных и коррекционных мероприятий, в которые входят диагностическая, медико-оздоровительная, физкультурно-оздоровительная, коррекционно-развивающая работа;

-здоровьесберегающее направление, направленное на развитие индивидуальных резервных возможностей организма; разработку и внедрение психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на здоровьесберегающей основе; внедрение рецензированных и рекомендованных программ оздоровления обучающихся в образовательном учреждении.

         В рамках организационного направления в школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум для обсуждения проблем развития, обучения и воспитания учащихся с ОВЗ. На заседаниях консилиума обсуждаются вопросы результатов диагностики учащихся с ОВЗ, имеющими выписки ПМПК, разрабатываются и составляются индивидуальные программы сопровождения учащихся с ОВЗ, рассматриваются результаты мониторинга динамики в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ, вносятся изменения в индивидуальные программы сопровождения учащихся, а также  обсуждаются результаты проделанной работы в части организации обучения и оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

В рамках оздоровительного направления, на базе «Школьного центра здоровья» функционирует оздоровительно-реабилитационный кабинет, в котором учащимся с ОВЗ  проводятся такие виды обследований и оздоровительно-реабилитационных мероприятий, как биохимическое исследование уровня глюкозы, холестерина, исследование насыщения крови кислородом с помощью пульсоксиметра, оздоровление учащихся с патологией лор-органов с использованием ультразвуковых ингаляторов-небулайзеров, оздоровление учащихся с нарушениями опорно-двигательной системы с использованием массажных кроватей, проведение лечебного массажа и ЛФК учащимся с нарушениями осанки, сколиозом, плоскостопием, оздоровление учащихся с ОВЗ методом кислородотерапии.

Учителя-логопеды и учителя-дефектологи проводят  коррекционно-развивающую работу с учащимися с ОВЗ, направленную на овладение адаптированной основной общеобразовательной программой. Педагоги-психологи организуют коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ, направленные на тренировку основных свойств внимания, оптимизацию основных видов памяти, умственной работоспособности, эффективного снятия умственного утомления и стресса, а также групповые занятия, направленные на формирование учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Также специалисты «Школьного центра здоровья» проводят групповые и индивидуальные занятия для учащихся с ОВЗ, направленные на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию различных функций ЦНС, стимуляцию ослабленных сенсорных функций, устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей, с использованием комнаты психологической разгрузки.

В ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки» организована работа спортивных кружков и секций, таким образом, в течение учебного года учащиеся с ОВЗ активно занимаются плаванием, оздоровительной физкультурой, сезонными видами спорта.

С целью здоровьесберегающей направленности, для учащихся с ОВЗ проводятся индивидуальные психопрофилактические занятия с помощью здоровьесберегающих программ «Волна», предназначенной для обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания, которое является наиболее оптимальным для обеспечения жизнедеятельности организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок, и «Экватор», предназначенной для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре   как одного из самых эффективных методов контроля уровня стресса.

В октябре 2017 года на базе «Школьного центра здоровья» начал свою работу клуб для родителей «Клуб любящих родителей», целью которого является повышение уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей и сохранение психосоматического здоровья детей.

Комплексный подход в сопровождении детей с ОВЗ, разнообразие форм здоровьесберегающей деятельности способствуют сохранению и укреплению здоровья таких учащихся и достижению ими положительных результатов в учебной и внеурочной деятельности.