Родительское собрание. Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Кулигина Татьяна Владимировна

Рекомендации родителям по вопросу протекания адаптации ребёнка в первые дни пребывания в детском саду. В статье можно найти советы как подготовиться к посещению детского сада и преодолеть трудности адаптационного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie._adapattsiya_k_usloviyam_dou.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Адаптация ребенка к условиям детского сада.

Дорогие родители, поздравляем с поступлением ваших деток в детский сад. Для многих это долгожданное и радостное событие. Но, к сожалению, радость быстро улетучивается после первых дней посещения детского сада из-за слез и нежелания ребенка идти в него. В этот период вам нужно набраться терпения и пользоваться информацией, которую сегодня услышите.  

Для начала рассмотрим, что такое адаптация и варианты её протекания. Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма. Чтобы малыш смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Адаптация бывает трех степеней: легкая, средняя и тяжелая.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с нарушениями здоровья и с сильной эмоциональной привязанности к матери. О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Независимо от степени адаптация проходит через три этапа.

Этапы привыкания

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания. Происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.). Ухудшается сон и аппетит, ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным, частые капризы, истерики по любому поводу.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков

К началу детсадовской жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Правила успешной адаптации

Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.

Правило 2. Формирование необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.

Правило 3. Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

Правило 4. Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей. Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

Правило 5. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа

Правило 6. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.

Правило 7. Посещать детский сад без перерывов

Правило 8. В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов и нагрузки на психику: посещение и прием гостей, походы в детские игровые комнаты, конфликты в семье и т.п. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.