Программа занятий по коррекции и развитию внимания у обучающихся начальных классов

По мнению Битяновой М.Р. «по-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…». В данной программе, помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, смысловой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_i_razvitie_vnimaniya.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий по коррекции и развитию внимания у обучающихся начальных классов

Пояснительная записка

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Поэтому внимание обучающихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

По мнению Битяновой М.Р. «по-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…». В данной программе, помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, смысловой речи.

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

Общие методические принципы работы:

  • Программа предназначена для обучающихся начальных классов и рекомендована обучающимся, нуждающимся в развитии внимания, в том числе обучающимся с СДВГ, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
  • Программа может быть использована как для индивидуальной, так и для групповой работы.
  • Курс рассчитан на 20 часов.
  • Занятие длится 30 – 40 минут.
  • Частота проведения занятий: один раз в неделю.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во занятий

Упражнения

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; гибкости мышления.

1

«Заполнить пропуски в словах» «Найди буквы» «Всё наоборот» «Найди слова» «Сделай по образцу»

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1

«Анаграммы» «Переструктурирование слова» «Дорисуй» «Запомни и сделай так же» «Закодированные слова»

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1

«Придумай предмет» «Муха» «Что за буква?» «Всё наоборот» «Придумай сам»

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1

«Анаграммы» «Переструктурирование слова» «Дорисуй» «Запомни и сделай так же» «Закодированные слова» «Что за буква?»

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1

«Заполнить пропуски в словах» «Слова – признаки» «Найди буквы» «Закончи предложение» «Сделай по образцу»

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1

«Муха» «Слова – признаки» «Закончи предложение» «Лишняя фигура» «Найди ошибку» «Сложи рисунок»

7

Развитие распределения внимания, внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

1

«Найди слова» «Внимательные руки» «Лишняя фигура» «Найди ошибку» «Графический диктант»

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1

«Придумай предмет» «Дорисуй» «Запомни и сделай так же» «Придумай сам»

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1

«6 пар» «Закодированные примеры» «Закончи предложение»

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

1

«Вычеркивай и слушай» «Запомни и сделай так же» «Закончи предложение» «Придумай сам»

11

Развитие умения сосредотачиваться, устойчивости, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

1

«6 пар» «Что за буква?» «Найди слова» «Найди ошибку» «Сделай по образцу» «Ассоциации»

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смыслового чтения; умения выполнять действия по аналогии.

1

«6 пар» «Придумай сам» «Внимательные руки» «Прочитай текст» «Графический самодиктант»

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления.

1

«Вычеркивай и слушай» «Закончи предложение» «Придумай сам» «Графический диктант»

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1

«Анаграммы» «Переструктурирование слова» «Заполнить пропуски в словах» «Пиктограммы» «Найди буквы» «Закодированные примеры» «Закончи предложение»

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1

«Дорисуй» «Пиктограммы» «Найди буквы» «Прочитай текст» «Найди ошибку»

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

1

«Дорисуй» «Пиктограммы» «Найди буквы» «Закончи предложение» «Лишняя фигура»

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1

«Анаграммы» «Дорисуй» «Запомни и сделай так же» «Найди буквы» «Закодированные примеры» «Закончи предложение»

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие смыслового чтения, гибкости мышления.

1

«Запомни и сделай так же» «Найди буквы» «Что за буква?» «Внимательные руки» «Прочитай текст»

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения, смыслового чтения.

1

«Дорисуй» «Пиктограммы» «Закончи предложение» «Лишняя фигура» «Прочитай текст»

20

Развитие концентрации, переключения и распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

1

«Анаграммы» «Переструктурирование слова» «Вычеркивай и слушай» «Пиктограммы» «Закончи предложение» «Придумай сам»


Предполагаемый результат: у обучающихся, прошедших курс занятий по данной программе повышается уровень развития:

  • внимания;
  • памяти;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • логического мышления.

Оценка эффективности реализации данного курса происходит на основе следующих критериев:

  • степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающегося на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
  • уровень развития внимания, памяти, логического мышления.

Содержание и направленность упражнений, применяемых в программе

  • Упражнение на развитие распределения внимания, логического мышления «Анаграммы». Психолог предлагает участникам анаграммы, например: АВОРОК ОШЛАК Инструкция: В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.
  • Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и логического мышления «Переструктурирование слова». Инструкция: Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Слово: ПЕРЕЛЕСОК
  • Упражнение, направленное на развитие объёма и переключения внимания «Придумай предмет». Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.
  • Упражнение на развитие концентрации, распределение и переключение внимания «Вычеркивай и слушай». Психолог предлагает участникам в течение 5 минут вычеркивать в тексте определенную букву. Одновременно он хлопает в ладоши. Участники должны в условленный срок правильно зачеркнуть буквы и посчитать количество  хлопков.
  • Упражнение на развитие устойчивости внимания, гибкости мышления «Заполнить пропуски в словах». Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в словах. 
  • Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха». Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.
  • Упражнение на развитие воображения «Дорисуй». Психолог предлагает участникам дорисовать предложенные линии так, чтобы получились изображения каких-либо предметов или образов.
  • Упражнение на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Запомни и сделай так же». Психолог предъявляет детям последовательно 6 разрезанных квадратов и просит запомнить расположение фигур. Время запоминания – 1 минута. Затем участники составляют квадраты по памяти.
  • Упражнение на развитие концентрации внимания, смысловой памяти «Пиктограммы». Психолог читает слова или словосочетания, которые участникам следует запомнить. Инструкция: Слов много, а чтобы легче их было запоминать, нарисуйте в тетради что-нибудь (какой-либо предмет или образ), что напомнит каждое из них. Рисовать можно картинки, но не буквы и числа. Не старайтесь вырисовывать, качество рисунков неважно. Важно то, чтобы они правильно передавали смысл слова или словосочетания. Психологу важно показать пример выполнения задания.

Слова:

  1. весёлый праздник,
  2. вкусный ужин,
  3. строгая учительница.
  4. тяжёлая работа,
  5. тёплый ветер,
  6. болезнь,
  7. обман,
  8. расставание,
  9. развитие,
  10. слепой мальчик,
  11. страх,
  12. дружная компания.
  • Упражнение, направленное на развитие устойчивости внимания, умения устанавливать закономерности «Числовые ряды». Психолог предлагает участникам установить логические закономерности в построении числовых рядов и продолжить их, написав два последующих числа.
  • Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Найди буквы». Психолог раздаёт участникам вырезки из газет и предлагает им найти все буквы «а» и зачеркнуть их чертой, буквы «н» обвести в кружочек, буквы «м» подчеркнуть снизу линией. Время выполнения задания 5 минут.
  • Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания и смысловой памяти «Слова – признаки». Психолог предлагает участникам внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.

Слова:

  1. холод;
  2. вода;
  3. дым;
  4. трава;
  5. окно;
  6. стол;
  7. снег;
  8. луна;
  9. день;
  10. крик.

По словам – признакам участники воспроизводят предложенные психологом слова.

  • Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления «Закодированные примеры». Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры.
    ОС–МИ=ТС+МК=
    КО + ВП = МАА – МО =

Ключ:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

М

В

Е

К

О

С

И

П

Т

  • Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления, зрительной памяти «Закодированные слова». Психолог предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.

Слова:

6740(лиса)
434675(суслик)
43125(сурок)
624Ь(лось)
184Ь(рысь)
9265(волк)
521290 (корова)

Ключ:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Р

О

У

С

К

Л

И

Ы

В

Участники записывают расшифрованные слова в тетради. Психолог предлагает запомнить данные слова. Время запоминания – 10 секунд.
Производится воспроизведение слов. Затем психолог просит обнаружить среди слов лишнее и подчеркнуть его линией. Объяснить, почему оно лишнее.

  • Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления: «Закончи предложение». Психолог предлагает участникам закончить предложения. Варианты предложений:
  • Лимоны кислые, а сахар …
  • Собака лает, а кошка …
  • Ночью темно, а днём …
  • Трава зелёная, а небо …
  • Утром мы завтракаем, а днём …
  • Птица летает, а змея …
  • Зимой холодно, а летом …
  • Ты смотришь глазами, а дышишь …
  • Из шерсти вяжут, а из ткани…
  • Дрова пилят, а гвозди …
  • Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, мышления, усложнённого запоминанием «Что за буква?»
    Инструкция: Внимательно посмотрите на фрагменты букв. Вы должны узнать буквы и запомнить их (важна очерёдность построения ряда). Время запоминания – 20-30 секунд.

Упражнение, направленное на развитие концентрации

  • Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления, пополнение активного словаря «Всё наоборот». Инструкция:
    Встаньте в круг. Я буду называть слово, а вы будете должны подобрать к заданному слову противоположное по смыслу или значению.

Слова:

  1. чёрный;
  2. плакать –
  3. опускаться –
  4. открывать –
  5. начинать –
  6. ночь –
  7. левый –
  8. наверху –
  9. близко –
  10. нападать –
  11. хороший –
  12. тонкий –
  • Упражнение, направленное на развитие объёма внимания, смысловой памяти «6 пар». Психолог зачитывает участникам 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его. Следует сделать разбор примера. Например: час – минута – время (третье подобранное слово).

Слова:

  1. яйцо – курица –
  2. лес – дерево –
  3. дом – город –
  4. река – озеро –
  5. шуба – холод –
  6. птица – полёт –

Затем, по третьему записанному слову, участники воспроизводят пары слов, предложенных психологом.

  • Упражнение на развитие переключения внимания, логического мышления «Придумай сам». Инструкция: Я буду перечислять утверждения. Вы будете должны завершить их одним словом. Для этого следует определить, что лежит в основе смысловой связи между предметами первой пары, а затем подобрать к предмету второй пары такой предмет, чтобы между ними была та же смысловая связь, что и в первой паре. Например: Карандаш – грифель, шариковая ручка – паста.

Утверждения:

  1. Шайба – клюшка, воланчик - …
  2. Коньки – лёд, лыжи -…
  3. Дом – кирпич, стакан - …
  4. Платье – ткань, гвоздь – …
  5. Игла – ткань, фломастер - …
  6. Овца – шерсть, рыба - …
  7. Орёл – клюв, волк - …
  8. Растение – семя, птица - …
  9. Свет – глаза, запах - …
  10. Река – лодка, дорога -…
  11. Хлеб – пекарь, дом - …
  12. Вода – жажда, пища - …
  • Упражнение на развитие распределения внимания «Найди слова». Психолог раздаёт участникам буквенные тексты. Инструкция:
    Давайте проверим, насколько вы внимательны. У каждого из вас есть буквенные тексты. Среди этих наборов букв спрятались слова. Вам надо отыскать их и подчеркнуть снизу чертой.
  • Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания, звукового восприятия «Внимательные руки». Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «и» и «й». Участники внимательно слушают и, если в слове есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й» - левую. Если нет ни того, ни другого звука, то руки остаются опущенными вниз. Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат, байдарка, учёный, мечтатель, ладонь, маленький, сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет, вилы, поле, птица, балкон.
  • Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Лишняя фигура». Инструкция: Посмотрите внимательно на 5 фигур. Подумайте, какая фигура будет лишней?
  • Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания; смыслового чтения «Прочитай текст». Участникам дается текст с деформированными словами. Необходимо прочитать текст и ответить на вопросы по тексту.
  • Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания «Найди ошибку». Участникам даются слова или текст с ошибками. Задание – найти и исправить ошибку.
  • Упражнение, направленное на развитие устойчивости и объема внимания «Сделай по образцу». Участникам дается образец (знаки, рисунки, фигуры, кубики), по которому выполняется задание. Инструкция: сделать точно так же, как на образце.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание)
3. Локалова Н.П.
 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4. Локалова Н.П.
 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И.
 Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
6. Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.