Курс занятий для старшеклассников «Психология семьи»

На занятиях курса рассматриваются актуальные для современного общества вопросы, такие как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_zanyatiy_psihologiya_semi.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Курс занятий для старшеклассников «Психология семьи»

Пояснительная записка

Роль семьи для человека велика. Именно в ней  закладываются установки и ценностные ориентации,  представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. На занятиях курса рассматриваются актуальные для современного общества вопросы, такие как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи и т.д. Особенно важно изучение психологии семьи для старшеклассников, которые вступают во взрослую жизнь. Психологические знания призваны помочь юношам и девушкам найти себя в этом мире, дают возможность для саморазвития и самопознания, для лучшего понимания самих себя и других людей.

Цель: Пропаганда научных психологических знаний, развитие мотивационного интереса у обучающихся к изучению семейной психологии, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Задачи:

  • формирование представлений о значимости психологических знаний в жизни человека;
  • формирование у обучающихся общего представления о семейной психологии;
  • формирование  представления о семье как социальном институте и как малой группе;
  • ознакомление обучающихся с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно – брачных отношений.

Методы и формы работы: 

  • лекция, рассказ;
  • беседа, дискуссия;
  • психологические упражнения;
  • анализ ситуаций.

Общие методические принципы работы:

  • Продолжительность занятия 45  минут (время одного школьного урока).
  • Программа рассчитана на 12 часов. 
  • Курс рассчитан на обучающихся 9-11 классов. Набор в группу производится  на добровольной основе.

По окончании обучения учащиеся

должны знать:        

  • основные понятия, используемые на занятиях; 
  • общие вопросы теории семьи; 
  • основные функции, структуру, типы и особенности жизненного цикла семьи.

должны уметь:

  • использовать психологические термины;

научно обосновывать свою точку зрения.

Оценка эффективности занятий:

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

  • интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
  • освоение детьми теоретических основ программы; 
  • участие в олимпиаде школьников по психологии.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Семья и ее основные функции.

1

2

Структура семьи.

1

3

Типология семьи.

1

4

Семейные роли.

1

5

Жизненный цикл семьи.

1

6

Организация семейного быта, семейная экономика.

1

7

Семейное воспитание.

1

8

Семейная социализация.

1

9

Эмоциональные отношения в семье.

1

10

Супружеские конфликты.

1

11

Причины и мотивы разводов.

1

12

Итоговое

1

Всего

12

Содержание курса 

  1. Семья и ее основные функции.

    Семья как социальный институт и как малая группа. Соотношение понятий «семья» и «брак». Мотивы выбора брачного партнера. Традиционные и современные функции семьи. Упражнение «Доска объявлений».

  1. Структура семьи. Понятие структуры семьи. Структурные элементы: численный и персональный состав; легенды или мифы; осознанные и неосознанные правила; границы семьи.
  2. Типология семьи. Выделение типов семей с учетом различных критериев.
  3. Семейные роли. Понятие семейной роли. Внутрисемейная ролевая структура. Ролевое соответствие. Упражнение «Скульптура семьи».
  4. Жизненный цикл семьи. Понятие и стадии жизненного цикла: период добрачного ухаживания; молодая брачная пара без детей; молодая семья с малыми детьми; зрелая семья; семья со взрослыми детьми; стареющая семья. Задачи развития семьи на каждой стадии.
  5. Организация семейного быта, семейная экономика. Организация семейной экономики в современных социально-экономических условиях. Формирование и распределение бюджета семьи. Распределение экономических функций в семье. Упражнение «Семейное событие».
  6. Семейное воспитание. Психолого-педагогические факторы воспитания детей. Типы и стили семейного воспитания. Особенности воспитания в неполных и многодетных семьях. Ошибки семейного воспитания
  7. Семейная социализация. Этапы социализации. Факторы влияния семьи на социализацию личности. Соотношении социализации в семье и семейного воспитания. 
  8. Эмоциональные отношения в семье. Психология симпатии. Теории и классификации любви. Типы психологических отношений в браке. Упражнение «Связанные одной цепью».
  9.  Супружеские конфликты.

    Понятие семейных конфликтов. Особенности супружеских конфликтов, их причины. Кризисные периоды в браке. Стадии протекания конфликта. Модели поведения в конфликте. Способы предотвращения и разрешения семейных конфликтов. Упражнение «Поведение в конфликте».

  1. Причины и мотивы разводов. Факторы, разрушающие семейно-брачные отношения. Особенности меняющейся семьи. Развод. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин. Упражнение «Идеальная семья».
  2. Итоговое.

    Подведение итогов работы. Коллаж «Моя семья в будущем».

Литература

  1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи. – М.: Речь, 2005 – 436с.
  2. Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений / Т.В. Андреева. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998. – 100с.
  3. Дружинин, В.Н. Психология семьи : 3-е изд.- СПб.: Питер,2006. – 176с.
  4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Владос-Пресс, 2004.– 320 с.
  5. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми /И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2004. – 150 с.
  6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития /В.С. Мухина. - М.: Изд-во «Академия», 2009.
  7. Николаева Е.И. Психология семьи. - СПб.: Питер,2013. – 243с.
  8. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред.Н.Н. Посысоева.– М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.
  9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Силяевой. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  10.  Психология человека от рождения до смерти. /под ред. А.А.Реана – Спб: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2002.
  11. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
  12. Тренинг развития жизненных целей. Я сам строю свою жизнь / под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.