Ресуро-ориентированные техники для установления позитивных отношений в системе педагог-ребенок-родитель

Амирханова Раиса Басировна

Конспект семинара-тренинга Ресурсо-ориентированные техники

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ

РЕСУРСО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ «ПЕДАГОГ- РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ»


   Добрый день уважаемые коллеги, друзья!

Об актуальности темы и направленности моего практикума говорить не приходится. Мы все на протяжении всей своей педагогической деятельности находимся в поисках новых или хорошо забытых старых интересных, увлекающих, развивающих или просто объединяющих форм взаимодействия в нашей системе «педагог - родитель - ребенок». Последние годы мы…, да и всё человечество претерпевает сложное напряженное время. Нас испытывала пандемия её сменила сложнейшая геополитическая проблема. В такие условия, когда нет стабильности, ощущения базовой безопасности, трудно что-либо планировать, проектировать, разрабатывать, организовывать, заражать энергией. В связи с этим нам захотелось представить вашему вниманию несколько техник совместной деятельности, которые не требуют больших эмоциональных ресурсов, напротив они позволяют восполнить, восстановить, стабилизировать внутреннее состояние как свое, так и воспитанника, и участвующего родителя.

Итак, сегодня попробуем успеть: «покопаться в песочнице», порисовать и пофантазировать. А точнее вашему вниманию представляю следующие ресурсо-ориентированные техники:

  1. Техника работы с песком
  2. Техника создание мандалы
  3. Техника психомышечной релаксации.

  1. Техника работы с песком

Все мы слышали о том, как хорошо и полезно «покопаться» в песке, но что же в этом занятии такого особенного, что может нас убедить в том, что нам обязательно хочется найти возможность и организовать условия для игры с песком, несмотря на грядущие сложности, связанные с уборкой и уходом этого «райского уголочка», который при большом желании мы смогли бы организовать в любой группе ДОУ.

«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться… для детей лучшая игрушка — куча песка».

К.Д. Ушинский (Конст.дмит.)

Игры с песком — приятное медитативное занятие, которое позволяет расслабиться, почувствовать себя комфортно, снять стресс, настроиться на работу.   Работая с песком, мы можем заметить, что попадаем в мир «здесь и сейчас» в ситуацию непосредственного чувствование себя собственного тела, высвобождение от внутренних зажимов.   Песок будучи природным материалом как бы поглощает, заземляет “негативную” психическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние человека.    Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных малышей. Они подходят для детей с неуравновешенной нервной системой, агрессивностью, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации, преодолевающих страхи и застенчивость.

   Так же игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Вместе с тем, играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают в группе. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.

Игры с песком

Очень полезно для развития в раннем дошкольном возрасте:

-  рисовать пальчиками на песке;

- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;

- рыть ямки, погружать руки в песок;

-  искать в песке зарытые мелкие игрушки;

- лепить руками  из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками и пр.

- насыпать песок в ведерко лопаткой.

Предлагаю сразу включиться в процесс.  Приглашаю желающих принять участие в практике -6чел.

        «Песочный дождик»

   Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.

        «Необыкновенные следы»

Имитируйте вместе с ребенком следы, которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.

        Рисование

Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.

        Узоры

Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.

        Погружение рук в песок

Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Спасибо творческой группе, приглашаем желающих принять участие в работе с кинетическим песком.  (6 чел.)

       Упражнение «Победитель злости»

     «Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит живой песок (мокрый или кинетический песок). Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».  

     Если напряжение ребенка велико, предложите ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр. Пусть ребенок по примеру взрослого сделает из мокрого песка шар, на котором обозначит углублениями или нарисует глаза, нос, рот. Присвойте этому шару злые мысли и действия ребенка.

    «В этом шаре теперь живет твоя злость». Затем ребенок должен любым способом разрушить песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость» и выровнять поверхность  песка и преобразовать и украсить песок.

Примечание: в световой песочнице -  по подобию рисование злости и последующее преобразование.

Материалы для представления техники: песочница световая, песочница обычная, песок кварцевый, песок кинетический, мелкие игрушки, формочки.

Все что вам понадобится это:

  •  песок любых вариаций – кварцевый, кинетический (цветной и характерного цвета);
  •  песочница, её хорошо располагать в углу, там, где ребенок и вы чувствуете себя комфортно и спокойно. Это может быть пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого, или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Работают и сидя, и стоя, поэтому удобна высота стола до талии ребенка;
  • небольшая, а может и большая коллекция мини-игрушек (высота 5–10 см), формочек можно хранить в ящичках или на неглубоких стеллажах.

  1. Техника создания мандалы.  

           В переводе с санскрита слово «мандала» обозначает круг, диск.  Мандала (в психологии) – это один из методов арт-терапии. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен в круг. По словам К. Г. Юнга «…мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении…»

Работа с мандалами  не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать.

Как правило, дети раскрашивают мандалу от середины к краю. Это и есть способ
релаксации и расслабления. Однообразные действия руки успокаивают и требуют
концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В этот момент
высвобождается психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно,
расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.  Также, работа с мандалой развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность и обогащает новыми впечатлениями.

Предлагаю сразу включиться в процесс.  Приглашаю желающих принять участие в практике -6чел. Выбирайте понравившийся вам вариант работы с мандалой либо выбираете шаблон, либо создаете собственную мандалу (тема на выбор «счастье», «Детский сад»). У вас 10 мин.

Что нужно для начала творчества ребенка.

Мандалы (уже созданные трафареты для раскрашивания), фонотека (приятная, целительная музыка, под звучание которой ребенок легче погружается в процесс собственного творчества), краски, карандаши, кисти, пластиковые тарелки, соль, песок, природный материал, бусы, ленты, бумага, картон. Важно! Предложить ребенку несколько мандал  на выбор (то, что  ближе по настроению), предоставить возможность самостоятельного выбора  материалов  для работы и цветовой  гаммы. Если ребенок намерен создавать собственную мандалу , то предлагаем ему белый круг.  Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «дружба», «моя злость», «счастье», «детский сад». 

Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия, соль, камушки, кристаллы.

Важно не вмешиваться в работу ребенка без его согласия на то, не оцениваем созданный шедевр ребенка. Хорошо после работы предложить ребенку дать имя, название своей мандале.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, если он повышен, помогает концентрировать внимание детям не особо внимательным, способствует развитию творческих способностей, развивает детскую фантазию, мелкую моторику.  

Кроме того, работа с мандалой:

  • обучает ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • формирует у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректирует нежелательные черты характера и поведения;
  • формирует самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Примечание. Возможна работа двух детей в пространстве одного круга, а также создание

   Юнг считал, что мандала - это проекция внутреннего мира человека и поэтому ее символы и цвета имеют значения. Можно озвучит некоторые из них, но важно помнить, что символы и цвета имеют  классическое прочтение, но воспринимаются каждым человеком через призму своему видения.

Например - основная характеристика красного — МНЕ НАДО! Преобладание красного цвета в мандале может показывать, что накопилось много гнева и агрессии, не выпущенной энергии.

СИНИЙ (ГОЛУБОЙ) — принятие, пассивность. Основная характеристика синего цвета — Я СМИРИЛСЯ!  Голубой цвет говорит о свободном принятии происходящего.
ЖЁЛТЫЙ — осознанность, индивидуальность, творчество. Основная характеристика жёлтого — Я ОСОЗНАЮ! Доминирование желтого означает быструю смену настроений от отчаяния до радости. Любознательный, внимательный и цепкий ум. Может указывать на хорошие взаимоотношения с обожаемым отцом.
Фиолетовый — фантазийность. Инфантильность, мечтательность для взрослого.
Зелёный — забота и поддержка других. Рост, обновление, взросление. Для взрослых гиперопека.
Коричневый — цвет двоякий; с одной стороны, он обозначает плодородную почву, с другой стороны — заниженную самооценку и блокировку,
Серый — отсутствие виденья будущего, всё как в тумане. Может быть показателем депрессивных состояний. Неоднозначный цвет.

Чёрный  - может указывать на переживание депрессии, печали.

Сочетания цветов говорящие о внутреннем конфликте:
КРАСНЫЙ — ЧЁРНЫЙ
Невозможность проявить гнев и агрессию. Запрет выразить свою ярость.

СИНИЙ — КРАСНЫЙ
Процесс отделения от родителей. Ребенок нуждается в поддержке и понимании.
ЖЁЛТЫЙ — ЧЁРНЫЙ
Низкая самооценка.
КРАСНЫЙ — ЗЕЛЁНЫЙ
Конфликт с родителями. Восстание против родительского контроля
ЧЁРНЫЙ — БЕЛЫЙ
Дуальное восприятия мира. Противостояние и разделение на добро и зло, правильно и неправильно.

Если говорить о символах, то чаще всего в мандалах встречаются такие символы:

Окружность – означает единство с Космосом, цельность, полноту жизни, защищенность

Четырехугольник – говорит о нравственности, выдержке, упорстве, чувстве защищенности

Треугольник. Если вершина направлена вверх – сила воли, цельность, увлеченность. Вниз – робость, неуверенность, трусливость

Цветок указывает на гармоничность, стремление к прекрасному, самосовершенствование

Крест – состояние неопределенности, необходимость выбора

Спираль. По часовой стрелке – развитие, перемены, продвижение вперед. Против часовой стрелки – упадок, застой, разочарование

Око – желание разобраться в ситуации, вас контролируют

Сердце – проявление своих эмоций и переживаний

Звезда – говорит о надежности, защищенности, покровительстве

Дерево – сила творения, единство со Вселенной, движение вперед

Животное – интуитивные знания, природные инстинкты, поведение в настоящий момент

Птица – единство с душой, ощущение легкости.

  1. Техника психомышечной релаксации.

     Психомышечная релаксация – это специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, обеспечивающий снятие стресса путем мышечного расслабления, изменения функционального состояния нервной системы.

Она способствует:

  • снятию утомления и внутренних “зажимов”;
  • обретению внутренней стабильности и ощущения покоя;
  • умению чувствовать и управлять своим телом;
  • умению восстанавливать свои силы и эффективно использовать свой личностный потенциал.

       Упражнения на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня, а может проводить один раз в день перед сном без контрастных включений напряжения.

       Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, могут быть введены элементы тактильного взаимодействия с ребёнком («ветерок гладит тебя», «волшебная палочка»).

         Приемы расслабления можно изучать на групповых занятиях и затем прибегать к ним в стрессовых ситуациях. Воспитатель должен постараться внушить детям, что умение расслабляться — это некоторый навык, и как любое умение (например, игра на пианино или баскетбол) требует ежедневных тренировок.

      Примеры использования психомышечной релаксации без контраста 

     «Безмятежность и покой на берегу моря»

    «Вы на берегу моря. Побережье устелено чистым белоснежным песком. Вы лежите на безлюдном пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Они нежно согревают вас, и вы чувствуете, как ваше тело постепенно расслабляется, становясь всё тяжелее. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого морского бриза на вашем лице; чувствуете, как развиваются ваши волосы на ветру. Блаженная безмятежность и покой заполняют вас.

     Голубое небо над вами чистое и бескрайнее. Иногда где-то неподалёку пролетают чайки, и к вам доносятся их крики. Вы наблюдаете за тем, как плывут облака; их причудливые формы напоминают далёкий красивый город, такой воздушный, мирный и счастливый. Умиротворение и покой заполняют ваше сознание.

     Вы слышите, как шумит прибой, чувствуете, как солоноватый воздух наполняет ваше тело, просачиваясь в каждую клеточку. Ваше дыхание выравнивается, становится спокойным, ритмичным и глубоким, как шум волн. Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море – это вы сами. Вы – бескрайние морские просторы. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия»

Рефлексия. Поменялось ли ваше внутреннее состояние по отношению после проделанной работы? Как?

Спасибо за внимание, дорогие друзья!

Всем душевного равновесия и
гармонии!