Отчет о рааботе педагога-психолога за три года

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Отчет о проделанной работе с таблицами и результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

об основных итогах профессиональной деятельности Бакшалиевой Ольги Ионасовны, педагога-психолога отделения психолого-педагогической реабилитации за 2019, 2020, 2021 годы.

В Тбилисском районе Краснодарского края функционирует Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», который постановлением главы администрации Тбилисского района Краснодарского края от 28 февраля 1996 года №124 «Об открытии социально-реабилитационного центра Тбилисского района при управлении социальной защиты населения», был образован 01.02.1996г., как центр медико-социальной помощи детям и инвалидам.

В структуру ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр» входят:

- аппарат центра;

- отделение диагностики и разработки планов социальной реабилитации;

- отделение психолого-педагогической реабилитации;

- отделение социально-медицинской реабилитации.

Я работаю в отделении психолого-педагогической реабилитации с 12 февраля 2012 года.

В коллективе меня считают опытным и профессионально грамотным специалистом. Я всегда соблюдаю методики проведения занятий, диагностических обследований, их последовательность. Доброжелательно отношусь ко всем получателям услуг, поддерживаю и укрепляю их моральное состояние. В работе строго руководствуюсь принципами педагогической этики.

За последние 3 года мною обслужено 1390 человек, в том числе 280 родителей, 160 несовершеннолетних с ограниченными возможностями, 220 детей-инвалидов. Всего родителям, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями оказано 6826 психолого-педагогических услуг.

                                                                                                 Таблица №1

«Количество оказываемых услуг»

Год

Количество обслуженных человек

Всего чел.

РИ

ОВ

Родители

Педагоги

Количество оказанных услуг

2019

360

120

100

132

8

1170

2020

500

170

130

192

8

2626

2021

530

200

100

222

8

3030

Всего:

1390

490

330

546

24

6826

Диаграмма «Количество обслуженных человек»

Я принимаю участие в заседаниях социального-медико-психолого-педагогического консилиума, на которых информирую о результатах реабилитационного курса, вношу предложения в индивидуальную программу реабилитации ребенка и его семьи.

                                                                                           Таблица №2

Участие в социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра и в заседаниях экспертного совета

Год

Социальный медико-психолого-педагогический консилиум

2019

55

2020

58

2021

72

После проведения курса реабилитации готовлю рекомендации родителям, консультирую их по вопросам проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, а также профилактике различных эмоциональных нарушений.

Принимаю активное участие в социокультурной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете в центре. При проведении выездных экускурсий, поездок в театры, кинотеатры, развлекательные центры осуществляю сопровождение детей в данных мероприятиях. С большим желанием принимаю участие в социально значимых, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых меропрятиях, организую выставки рисунков воспитанников центра.

Осуществляю консультативно-просветительскую работу основной смысл которой заключается в том, чтобы:

        - знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

        - популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований,

        - формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности,

        -  достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в центре.

В клубах для родителей и несовершеннолетних  «Малышок», «Большая перемена», «Мы вместе» и «Радуга улыбок» провожу консультации и беседы с несовершеннолетними и их родителями:

        -  «Портрет гиперактивного ребенка»;

        - «Вместе к успеху»;

        - «Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста»;

        -  «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»;

- «Воздействие на психику ребенка с помощью изобразительного искусства»;

        - «Я и мои друзья»;

        -  «Какие мы»;

- «АВА-метод для работы с детьми с аутизмом»;

- «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»;

- «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции эмоционального состояния детей с РАС»;

-  «Использование светового планшета в работе с детьми с РАС»;

- «Как научить ребенка с РАС релаксации»;

-  «Четыре техники для развития эмоционально-волевой сферы у детей с РАС».

С целью распространения и использования передовых методик провожу методические учебы со специалистами центра:

-  «Сенсорные системы ребенка с РАС»,

- «Психологическая песочница. Интерактивное средство развития ребенка в работе педагога-психолога»,

-  «Флештренинг-новый метод работы педагога-психолога с родителями и педагогами»,

-  «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции  психоэмоционального состояния»,  

-  «Использование психогимнастики в реабилитационном процессе»,

- «Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность»,

- «Современные технологии работы психолога с детьми с особыми потребностями».

                                                                                            Таблица №3

Консультативно - просветительская работа

Год

Консультации для родителей

Беседы

Методическая учеба со специалистами

С детьми

С родителями

2019

332

20

156

6

2020

424

27

161

6

2021

566

65

180

6

Также разрабатываю информационные и просветительские материалы (памятки, буклеты, листовки) для детей, родителей и специалистов центра:

- «Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста»;

        -  «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»;

- «Воздействие на психику ребенка с помощью изобразительного искусства»;

        - «Я и мои друзья»;

- «Я выбираю жизнь»

        -  «Какие мы»;

- «АВА-метод для работы с детьми с аутизмом»;

- «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»;

- «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции эмоционального состояния детей с РАС»;

-  «Использование светового планшета в работе с детьми с РАС»;

- «Как научить ребенка с РАС релаксации»;

- «Психологическая песочница. Интерактивное средство развития ребенка в работе педагога-психолога»,

-  «Флештренинг-новый метод работы педагога-психолога с родителями и педагогами»,

-  «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции  психоэмоционального состояния»,  

-  «Использование психогимнастики в реабилитационном процессе»,

- «Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность».

                                                                                                    Таблица №4

Разработка информационных и просветительских материалов

Год

Для

родителей

Для несовершеннолетних

Для

специалистов

2019

10

5

2

2020

15

10

2

2021

22

20

2

За период работы с целью создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность в 2019 году я разработала дополнительную общеразвивающую образовательную программу для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет «Мир песочной фантазии».

Цель: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность.

Задачи: 

Образовательные:

- обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;

- обучить специальным движениям и их выполнение детьми;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Развивающие:

- развивать психические процессы;

- развивать умение действовать по инструкции;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильнокинестетической чувствительности.

Воспитательные:

- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с педагогом;

- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методика и технология реализации:

Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

-1 -й начальный – знакомство с песком;

-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

Каждое занятие с детьми состоит из вводной, основной из заключительной частей.

Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.

Форма обучения: занятия могут проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.

Состав исполнителей: педагог-психолог.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).          

Ожидаемые результаты реализации программы: развитие зрительного и слухового восприятия; развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени; развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; развитие творческого воображения и творческих способностей; овладение навыками конструктивного общения; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.

За период с 2019г.-2021г. мною также апробированы и внедрены в коррекционную работу дополнительные общеразвивающие образовательные программы:

1. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

для детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 3 до 10 лет

«Мы вместе»;

Цель программы: коррекция аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с аутизмом.

Задачи программы:

-  формирование эмоционального контакта у ребенка с психологом, создание атмосферы психологического комфорта для ребенка;

-  формирование и стимуляция сенсорно - перцептивных,  мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

- развитие целенаправленных предметно-практических манипуляций;

- развитие эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.

Методика и технология реализации:

Программа состоит из коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с расстройством аутического спектра, которые способствуют коррекции аффективных и интеллектуальных нарушений у детей, формированию сенсорно - перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитию эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.

При планировании коррекционных занятий соблюдаются следующие принципы:

- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

- принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка;

- принцип систематичности занятий;

- принцип закрепления усвоенного;

- принцип формирования учебного стереотипа;

-  в ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и

эмоционально-смысловой комментарий.

Категория обучаемых: дети с расстройством аутистического спектра

в возрасте от 3 до 10 лет

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия и консультации рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке. Занятия проводятся в познавательно-игровой форме.

Форма обучения: очная, занятия.

Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20 минут.

Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, информационно-просветительские материалы (буклеты, памятки) и канцелярские принадлежности.

Ожидаемые результаты: развитие  слухового и зрительного восприятия и внимания; развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;  развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;

развитие  игровой деятельности. А так же позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.

2. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет «Приглашаем в мир спокойствия»

Цель программы: обучение приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры и формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи программы:

- воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

- эффективно взаимодействовать, общаться. Справляться со стрессом.

- формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

- делать выбор и принимать решения.

Методика и технология реализации:

Программа состоит из коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые способствуют обучению детей и подростков приемам общения, стимулируют развитие их коммуникативной культуры и формируют умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. При планировании коррекционных занятий соблюдаются следующие принципы:

- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

- принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка;

- принцип систематичности занятий;

- принцип закрепления усвоенного;

- принцип формирования учебного стереотипа;

-  в ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и

эмоционально-смысловой комментарий.

Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями

в возрасте от 12 до 18 лет.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.

Форма обучения: очная, занятия.

Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.

Состав исполнителей: педагог-психолог.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, информационно-просветительские материалы (буклеты, памятки) и канцелярские принадлежности.

Ожидаемые результаты: позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся снижением показателей агрессии; контроль над проявлением агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации.

Также мною были разработаны занятия-упражнения с применением инновационной технологии спектрокарты:

Цель   активизация творческого мышления, самоактуализация.

Задачи:

- развивать  социализацию у детей;

- развивать умение выражать  свои мысли  и чувства посредством образов;

- уметь  работать в паре (педагогом-психологом, детьми).

Методика и технология реализации: 

для успешной реализации  задач  по развитию у детей от 10 до 18 лет творческого мышления составлен план, элементы которого используются при диагностических мероприятиях и  коррекции.

Категория обучаемых: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями в  возрасте от  10 до 18  лет, а так же  (дети, отстающие в развитии в соответствии с  особенностями заболевания).

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия и консультации рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.

Форма обучения: практические и теоретические занятия.

Режим занятий: проводятся  в виде  индивидуальных и подгрупповых занятий,  продолжительностью от 20  до 30 минут (в соответствии с возрастом и особенностями заболевания).

Состав исполнителей: педагог-психолог.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната, светлая и проветриваемая, не проходная и не просматриваемая для посторонних, методическое оснащение.

Ожидаемые результаты реализации:  по окончанию цикла  занятий  у несовершеннолетних  прослеживается:

- развитие творческих способностей;

- умение вести дискуссию.

Также я регулярно повышаю свой профессиональный уровень в области педагогики и психологии, систематически занимаюсь самообразованием. Повышаю квалификацию, изучаю новинки методической литературы, знакомлюсь с инновационными технологиями.