ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ВЕСЬ МИР НА ПЕСКЕ. ТЕХНИКА «SAND-ART».

Качалова Ирина Викторовна

В современном мире вопрос о здоровьезбережении становится все более актуальным. Не зря одним из основополагающих требований Федерального Образовательного Стандарта (ФГОС) является не только охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и в том числе эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность дошкольного образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachalova_pesochnaya_terapiya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ВЕСЬ МИР НА ПЕСКЕ. ТЕХНИКА «SAND-ART».

Качалова Ирина Викторовна

педагог-психолог

МБУ детский сад № 34 «Золотая рыбка»

В современном мире вопрос о здоровьезбережении становится все более актуальным. Не зря одним из основополагающих требований Федерального Образовательного Стандарта (ФГОС) является не только охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и в том числе эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность дошкольного образования в целом.

В мегаполисах, где ребенок становится все более непонятым и страдает от нехватки внимания и ласки со стороны близких ему людей, одним из главных вопросов здоровьесбережения становится гармонизация психоэмоциональной сферы ребенка. Мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессия. Обозначенная проблема актуализировалась и среди детей старшего дошкольного возраста в МБУ детском саду №34 «Золотая рыбка» в ходе диагностического обследования.

Тут и приходит на помощь здоровьесберегающая технология, песочная терапия, которая даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли педагоги Санкт–Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, однако на сегодняшний день наблюдается недоработанность Российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера), что создает, с одной стороны, немало трудностей для ее использования, с другой стороны, каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска.

Предлагаемая нами программа носит коррекционно-развивающий характер и направлена на оптимизацию эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста посредством песочной игротерапии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также практический опыт работы с детьми, накопленный отечественными и зарубежными педагогами практиками, мы сделали вывод о возможности интеграции двух направлений: технологии «Терапия песком» (предложенная психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом) и песочной анимации (созданной аниматором Каролин Лиф).

Автор метода «Sand - Аrt», т.е. «искусство песком» являются О.Н.Никитина - психолог консультант, работающий в гештальт-подходе, член Санкт-Петербургского психологического общества, дважды победитель конкурса педагогических достижений, соавтор проекта «Родительский клуб» и художник М.В.Соснина.

Цель программы: оптимизировать эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста через использование песочной игротерапии.

Задачи:

  1. Способствовать гармонизации психоэмоционального состояния детей;
  2. Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь;
  3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
  4. Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

Продолжительность курса: 32 занятия по 30 мин., периодичностью 1 раза в неделю.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Гармонизация психоэмоционального состояния;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие творческого мышления;
  • Совершенствование навыков взаимодействия детей друг с другом.

Реализация данной программы предполагает, формирование коррекционно-развивающей группы на основании наблюдений воспитателей и пожеланий родителей. С данной группой дошкольников старшей возрастной категории проводилось обследование для фиксации качественных изменений в эмоциональном развитии до, и после проведения курса занятий.

Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 2 тематических блоков.

I блок.  «Чудо песочница». Использование юнгианской песочницы. Благодаря игровой особенности, метод «Sand-play», дословно «песочная игра», позволяет выстраивать на песке своих «миров» с использованием миниатюрных игрушек, проживать события этого мира, что способствует преодоления возникших у ребёнка психологических проблем.

II блок. «Волшебство искусства «Sand-Art», т.е. «рисование песком», предполагает использование светового планшета для создание песочных картин. Использование техники «Sand-Art», позволяет не только максимально выразить себя, но и интегрирует согласованное участие многих психических функций: мышления, воображения, внимания, моторной координации.

Методы и техники, используемые в программе:

  • Песочная терапия (метод «Sand-play» и техника «Sand-Art»)
  • Игротерапия.
    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  • Изотерапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

  • Релаксация.
    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  • Музыкотерапия.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Данная программа прошла апробацию в МБУ детском саду № 34 «Золотая рыбка» г.о. Тольятти. В результате коррекционно-развивающей работы по программе (из опроса родителей и педагогов, диагностической работы) удалось оптимизировать эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста, что проявилось в снижении тревожности детей (на 11%), повышении уверенность в себе (на 10%), в сформированном умении контролировать свой страх, об улучшении эмоционального состояния детей. Кроме того, дети, принимавшие участие в занятиях, стали более спокойными, открытыми, улучшились их взаимоотношения в группе (стали более частыми, и дружелюбными) как   с другими детьми, так и с взрослыми.

 Однако, взаимодействие психолога только с детьми, исключающее сотрудничество с педагогами, родителями представляется недостаточно продуктивным. Поэтому говорить об эффективности деятельности педагога-психолога можно лишь в том случае, если все субъекты воспитательно-образовательного процесса, активно и содержательно взаимодействуют, разделяют ответственность за решение возникающих детских проблем. Таким образом, участие родителей и педагогов в коррекционной работе психолога с детьми самым существенным образом сказывалось на процессе устранения эмоциональных нарушений дошкольников.

Комплексный анализ полученных данных позволяет констатировать позитивные изменения по ключевым показателям эффективности и результативности программного курса.

Литература:

  1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.
  2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010 – 74 с.
  3. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. – М.: Прогресс, 1965. – 525 с. – С. 433-456.
  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  4. Зейц М.  Пишем и рисуем на песке. - М.: Инт. 2010
  5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
  7. Стернберг Р. Практический интеллект. / Под ред. Стернберга пер. с   англ. Щукиной К, Буткевич Ю. – СПб., 2002. 272с.
  8. Стернберг Р. Григоренко Е.Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под. ред. Д.Б. Богоявлинской. – М., 1997.
  9. Шиманская А.  Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
  10. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия (Серия «Практикум по психотерапии»). — СПб.: Питер, 2001. – 320 с.